Честно говоря, я также открыл это для себя совсем недавно, поскольку пребывал в эйфории от чтения пресс-релизов, где повествовалось о ходе подключения школ РФ к Интернету. Да, то, во что верилось с большим трудом, сейчас, кажется, имеет все шансы осуществиться, и «предоставление круглосуточного неограниченного доступа к сети Интернет до конца 2007 г. для 52 940 образовательных учреждений» станет явью!
Наступление на российское интернет-бездорожье напоминало происходившее в те времена, когда господствовал лозунг «все во имя победы». Если не было возможности провести в школу наземную линию связи, устанавливали спутниковые антенны VSAT, отсутствовало электроснабжение — решали и эту проблему.
Генеральный подрядчик приоритетного национального проекта «Образование» — компания «Синтерра» ввязалась в бой, не имея четкого представления о количестве ожидающих ее проблем. Она оперативно распоряжалась ресурсами, контактируя на местах с многочисленными субподрядчиками, среди которых были даже военные связисты в Чечне. И хотя остается еще некоторое количество удаленных школ, куда Интернет придет все же с небольшой задержкой из-за трехмесячного срока поставки комплектов VSAT, в целом можно было бы говорить о том, что битва за школьный Интернет в России выиграна. Но только в случае, если речь идет о физическом подключении. А что же нужно еще? — изумятся некоторые. Затраты на установку ПО в проекте как будто предусмотрены, оплата трафика в течение двух лет тоже! Ограничения по доступу школьников к «запретным» сайтам уже реализовали! Браво!
Вот потому-то я и сообщил в начале статьи о создании нового фронта борьбы за моральное здоровье нации. Включение того или иного сетевого ресурса в «черный» список веб-узлов, недоступных школьникам, или исключение из него будет осуществляться отдельно в каждом субьекте РФ по заявкам из образовательных учреждений. Не понравился вам, к примеру, сайт http://pcworld.ru — пожалуйте электронную записочку от ответственного лица в соответствующий региональный центр — и все, для школьного сообщества сайтик запрещен к просмотру!
Кстати, предлагаю такой сюжетец. Вы — школьный учитель, входите в класс, а навстречу бегут взволнованные ученики, кричат, что они еще один «неправильный» сайтик случайно нашли, и требуют его запретить. В подтверждение своих слов они оперативно предъявляют соответствующее изображение на всех мониторах, находящихся в классе. Вы, конечно, можете себе представить, что там будет изображено! А юные первооткрыватели уже протягивают дневники, чтобы вы поставили там пятерки, поскольку в методических указаниях сказано: «При случайном обнаружении ресурса, содержание которого не имеет отношения к образовательному процессу, обучающийся обязан незамедлительно сообщить об этом преподавателю…» И они свой долг успешно выполнили! Такой пример вдохновит многих, и обучающиеся массы будут старательно избавляться от тлетворного влияния…
Вы смеетесь? Я тоже. Конечно, что-либо подобное представить трудно, а вот обмен или торговлю заветными сетевыми адресами на внутришкольном рынке — значительно легче (вспомните случай с появлением ответов на ЕГЭ в Сети), как, впрочем, и влияние административного ресурса на доступность тех или иных средств информации в конкретном регионе. Вот вам, собственно, и практическая реализация цифрового равенства в масштабах всей страны.
Возможно, кому-то все эти интеллигентские рефлексии на фоне фантастической победы в деле интернетизации российских школ и покажутся несколько неуместными, ведь наконец-то наши дети получат доступ к сокровищам библиотек и музеев, образовательным ресурсам, энциклопедиям и словарям… Однако вам, уважаемые читатели, уже давно ясно, что все эти начинания хороши только в теории, на практике же тернистая дорога к знаниям вымощена вирусами, троянами и прочей сетевой нечистью, завалена спамом и ежесекундно, причем со всех сторон, подвергается атакам хакеров. Справиться с такими препятствиями поможет лишь хорошо отлаженная комплексная защита, организовать которую под силу далеко не каждому. Где искать на российских просторах людей, которые способны ее создать? Почти наверняка подобные специалисты есть у местных интернет-провайдеров. Так почему бы не передать в их ведение защиту школ от вирусов, спама и сетевых атак? А потому, что эти компании фактически не заинтересованы в снижении паразитного трафика, генерируемого всяческой дрянью. Но ведь на то у нас и есть государство, чтобы создать экономические предпосылки!
Федерация Интернет Образования, созданная «Юкосом» еще в 2000 г., начала планомерную подготовку учителей и администраторов школьных сетей. Она многое успела сделать, организовав по всей стране сеть центров повышения квалификации. Однако государ-ство может сделать неизмеримо больше. Конечно, то, что в результате интернетизации школ преподавателям предоставилась возможность обучаться, набивая шишки на практике, также дорогого стоит, но все же начинать, наверное, стоило с другого — с подъема статуса учителя и повышения его квалификации синхронно с подключением школ к Сети. Но в победных реляциях это прозвучит недостаточно ярко, а здесь — Победа! С чем всех и поздравляем!
Главный редактор Алексей Орлов