Недавно, вплоть до выхода процессора Intel Core 2 Duo, компания AMD выпускала самые производительные процессоры для ПК. Она даже несколько увеличила свою долю продаж, но существенного роста ей все-таки добиться не удалось, видимо, из-за консервативности корпоративного рынка. Правда, такая консервативность была вполне обоснованна: AMD предлагала только процессор (хотя и со встроенным контроллером памяти), а Intel — законченное решение, состоящее из процессора и набора микросхем (НМС), в том числе и со встроенным графическим контроллером.
Надо сказать, что AMD уже выпускала НМС, в основном для поддержки собственных серверных решений. Однако у нее были и разработки, ориентированные на рынок настольных систем и ноутбуков. И все же основную массу устройств поставляли сторонние разработчики, причем, как правило, NVIDIA.
После выхода нового высокопроизводительного процессора Intel позиции компании AMD слегка пошатнулись и она изменила тактику. Была осуществлена сделка с ATI, имеющей серьезные наработки в области проектирования НМС вообще и со встроенным графическим контроллером в частности.
В результате объединения двух фирм и появились первые подобные продукты.
Отличительная особенность AMD 690G — под-держка интерфейса HDMI, предназначенного для передачи цифрового видео и аудио. Кроме того, предусмотрено использование DVI. AMD 690V — это несколько «урезанная» версия AMD 690G, лишенная упомянутых дополнительных интерфейсов, а в остальном они идентичны.
НМС, разработанный для процессоров AMD Athlon 64, Athlon 64 X2, Athlon 64 FX и Sempron, работает с шиной Hyper-Transport на частоте 1000 МГц. Он имеет 24 линии PCI Express, 16 из которых предназначены для видеоплаты, четыре — для гнезд расширения и еще четыре — для связи с южным мостом, в качестве которого выступает SB600.
Встроенный видеопроцессор ATI Radeon Xpress 1200 Series поддерживает DirectX 9.0, шейдеры второй версии, трехмерные текстуры, режим сглаживающей фильтрации (с кратностью 2, 4 или 6), HLSL, аппаратное декодирование MPEG-2 MPEG-4, а также WMV9, SADTV/HDTV. Допускается подключать два дисплея, причем как разрешение, так и частота развертки могут устанавливаться независимо для каждого из них. Еще предусмотрены десять портов USB 2.0, четыре порта Serial ATA и один UDMA 133, к которому можно подключить два устройства. Кстати, при производстве кристалла площадью около 50 мм2 используется 80-нм технологический процесс. Стандартная частота ядра составляет 400 МГц, шейдеры третьей версии не поддерживаются.
Мы оценивали производительность систем, собранных с использованием нового НМС как с внешним, так и со встроенным видеоконтроллером.
Тестирование проводилось на стенде в следующей конфигурации: центральный процессор — AMD Athlon 64 X2 3800+ (2×2 ГГц); 1024-Мбайт оперативная память Corsair типа DDR2-800 SDRAM; системная плата — Elitegroup AMD690GM-M2; видеосистема — 256-Мбайт PCI Express GeForce 6600GT; 200-Гбайт жесткий диск — Western Digital WD2000JD-00HBB0, 8-Мбайт SATA 150, 7200 об/мин; 48Х-дисковод CD-ROM Lite On LTN483L; 525-Вт блок питания HPU-3S525.
Были использованы ОС Windows XP SP1 и традиционный для нашего журнала набор тестовых программ. Тестирование производилось в видеорежиме 1024×768 точек, с глубиной цвета 32 бита на точку и частотой вертикальной развертки 85 Гц. Кроме того, игровые тесты и 3DMark запускались при разрешениях 640×480 и 1600×1200 точек.
Конечно, встроенный в НМС графический процессор и дискретный графический процессор среднего уровня (пусть даже позапрошлого поколения) различают по производительности. Поэтому мы решили привести некоторые результаты испытаний систем, собранных с использованием встроенных графических решений фирмы NVIDIA, а также дискретной карты GeForce FX 5750, которая на одно поколение старше. Увы, в этих системах различались также и центральные процессоры, однако разница между ними была не столь велика, а производительность системы, как известно, определяется производительностью самого слабого звена. В трехмерных играх таким звеном, безусловно, является маломощный графический процессор. Все остальные характеристики использованных систем, кроме центрального и графического процессоров,
а также системной платы, совпадают с указанными выше.
Заметим, что графический процессор ATI Radeon Xpress 1200 Series греется довольно слабо даже при максимальной нагрузке, ему вполне хватает небольшого радиатора без вентилятора.
Взглянув на результаты измерений, поневоле вспоминаешь те времена, когда НМС оснащались первыми видеоконтроллерами: необходимость применения физически одной и той же памяти и в качестве оперативной, и в качестве видеопамяти несколько снижала производительность. Через некоторое время от этого недостатка удалось избавиться.
В AMD 690G мы, увы, столкнулись с тем же самым эффектом: производительность вычислительной системы в приложениях, не связанных с 3D-графикой, несколько меньше, чем при использовании внешней видео-платы. Впрочем, разница хотя и поддается измерению, но не слишком велика и на глаз незаметна. Уменьшение производительности несущественно, когда ПК работает в офисе, но может сказываться в некоторых профессиональных приложениях, требующих высокой производительности компьютера, но не применяющих трехмерную графику. Разумеется, последнее справедливо только для варианта со встроенным графическим контроллером. Если же используется внешняя видеоплата, производительность системы в среднем не отличается от показателей систем, собранных на базе НМС NVIDIA.
Конечно же в современные трехмерные игры со встроенным видеопроцессором не поиграешь. Об отсутствии поддержки третьей версии шейдеров уже упоминалось. Кроме того, и это неоднократно отмечалось на страницах нашего журнала, встроенные решения обладают меньшей универсальностью, т.е. у них существенно выше вероятность конфликта с теми или иными программами, использующими 3D-графику. Например, нам так и не удалось запустить на ATI Radeon Xpress 1200 Series программу AquaMark3. Кроме того, 3DMark 2005 почему-то отказался работать с DirectX 9.0, чего ранее никогда не наблюдалось. Правда, в этом случае удалось исправить ситуацию установкой драйверов версии 9.0с. А в игре Serious Sam наблюдался довольно неприятный эффект — большая неравномерность частоты обновления кадров.
По производительности трехмерное ядро нового НМС AMD практически соответствует аналогичным встроенным решениям NVIDIA, но по-прежнему недотягивает до средней дискретной видеоплаты позапозапрошлого поколения.
В офисных и профессиональных приложениях, не использующих трехмерную графику, никаких проблем не возникло. Без каких-либо осложнений прошел даже довольно капризный набор тестов SYSmark.
Следовательно, в основном новый НМС фирмы AMD целесообразно применять в офисном компьютере или в домашнем мультимедийном развлекательном центре, поскольку в нем имеется новый аудиовидеоинтерфейс HDMI. Впрочем, возможность подключения внешней видеоплаты не исключает и сборки на его базе мощного игрового ПК. Но самое главное то, что компания AMD вновь начала поставки на рынок не только центральных процессоров, но и законченных решений, состоящих из процессора и набора микросхем.
Результаты игровых тестов MDK2 (OpenGL) и Unreal Tournament 2003 (DirectX) при различных разрешениях экрана, кадр/с