На очередной стадии развития социальные сети, как и любые новинки в Интернете, начинают дифференцироваться. Если есть социальные сети для меломанов, почему не появиться таковым для книголюбов и букинистов? Они пришли на смену «Обществу книголюбов» и лучшему советскому сервису «Книга — почтой», а сейчас уже завоевывают популярность.
Интересный факт. Если мировые социальные сети книголюбов служат им для создания каталогов своих книг или, в лучшем случае, как способ найти новые книги для чтения, то наши библиофилы озабочены более глобальными идеями: от создания автоматических рекомендаций новых книг, исходя из читательских предпочтений, до сохранения знаний. Мыслят широко. Прожектерство это или серьезная заявка? Во всяком случае, кто не мечтает, тот и не достигает.
Какие же цели преследуют люди, вступающие в данные сообщества, и как конкретные сети помогают их добиться?
Вот основные проблемы, с которыми пользователи приходят в сети книголюбов:
-
собрать в каталог собственные книги, прочитанные и планируемые к прочтению;
-
узнать, что читают друзья;
-
поделиться мнением о прочитанных книгах;
-
найти людей, имеющих близкие литературные вкусы.
Библиофилы составляли каталоги книг с давних времен. Кстати, и мой отец записывал свои книги в специальную тетрадку, где указывал не только год издания и число томов, но и то, в каком шкафу и на какой полке они стоят. Затем эту информацию, скопившуюся за десятилетия, мы с большим трудом переносили в специальную программу-каталог.
А вот современным книголюбам составить каталог поможет социальная сеть. В ней при составлении перечня можно указать ISBN (уникальный библиотечный код, присваиваемый каждому изданию) и время, когда книга была прочитана, привести краткую рецензию, отсканировать или найти в уже имеющейся базе обложку конкретной книги — все-таки лучше увидеть, как она выглядит, чем просто узнать ее название, и проч.
Нередко знакомые советуют нам что-либо прочитать. Мы записываем в ежедневники названия этих книг и благополучно о них забываем. Социальная сеть читателя и здесь приходит на помощь. Получив рекомендацию от знакомого или увидев интересную рецензию в сети, можно положить книгу «на полку», т. е. пометить ее как предназначенную для чтения. Виртуальная «полка» не даст вам забыть о ней, вы легко узнаете, у кого из пользователей сети она есть, насколько высоко ее оценивают другие, где можно найти это издание в электронном варианте или как купить в интернет-магазине.
Допустим, пользователю деловой социальной сети достаточно написать некое подобие резюме с этапами карьеры, чтобы привлечь рекомендации коллег и клиентов. Пользователю меломанской сети вроде Last. fm можно просто слушать музыку и наслаждаться ею — программа сбора данных и сам сервис все делают за него. А вот книги сами собой не записываются в пользовательский профиль библиофила, от читателя требуются довольно активные действия и немалые затраты времени. Чтобы социальная сеть стала полезной для человека, еще не имеющего приглашенных в нее друзей «со стороны», необходимо внести в собственный пользовательский профиль как можно больше прочитанных и планируемых к прочтению книг, желательно с собственной рецензией.
Скажи, что читает твой друг, и я скажу, что почитать тебе
Несомненно, нам интересно, что думают наши друзья о книгах, которые мы собираемся прочитать. Это легко узнать во время беседы, а вот выяснить, что читал твой друг день, неделю или месяц назад, уже не так просто. Я знаю многих людей, в течение месяца проглатывающих десятки книг. Их мнение для меня очень важно, но постоянно обращаться к ним за советом неудобно. Кстати, если вы привлечете в сеть книголюбов своих друзей и знакомых, то очень скоро узнаете о них много интересного.
Не менее часто у человека возникает желание поделиться своими впечатлениями от понравившейся (а также от непонравившейся) книги. Кроме возможности высказать свое мнение это позволяет формировать в социальной сети рейтинги изданий, находить близких по интересам пользователей, рекомендовать новые книги уже известных или начинающих авторов.
Наконец, при достаточно широкой аудитории социальной сети даже тот пользователь, который не имеет в ней друзей, сможет найти там единомышленников, если сформирует пользовательский профиль. В системе учитываются все оценки, поставленные пользователем книгам, все теги (ключевые слова, присвоенные пользователем книге в своем профиле) и все контакты читателя. На основе этого она рекомендует и людей с наиболее близкими вкусами, и новые книги для чтения.
Рассмотрим наиболее распространенные и интересные социальные сети для читателей в Рунете и в мировом масштабе.
Livelib.ru — довольно новая, но подающая большие надежды социальная сеть. Незарегистрированному пользователю доступны с главной страницы лишь отдельные функции, позволяющие по достоинству оценить этот сервис. В разделе «Книги» перечислены в порядке поступления добавленные пользователями книги с указанием имени того, кто их рекомендовал, тегов и комментариев к изданию, если таковые имеются.
В разделе «Теги» можно по заданной теме или тегу найти книги, которые соответствующим образом отмечены пользователями. Наиболее популярные теги приведены здесь же в порядке снижения популярности от более крупного шрифта к более мелкому, как и на многих других сайтах, где применяют систему тегов.
В разделе «Пользователи» перечислены все пользователи сети в последовательности, определяемой степенью убывания количества зарегистрированных книг. После регистрации пользователю становится доступным второе меню, из которого он переходит по функциям социальной сети, наполняет свою виртуальную «полку» и т. д.
В Livelib. ru акцент сделан не на само литературное произведение, а на конкретное издание книги. Причем большее внимание уделяется не рейтингу этого издания у пользователя, а тому, прочитал ли он данную книгу или запланировал это. Когда пользователь добавляет новую книгу, то вводит подробную информацию об издании: фамилию автора, название книги или ISBN. Если же книга найдена в базе Livelib. ru, ее можно добавить сразу. Пользователь выбирает из трех режимов: «Уже прочитал», «Сейчас читаю», «Хочу прочитать», а потом добавляет теги-метки к книге, указывает дату прочтения книги (очень удобно, чтобы отследить последовательность чтения) и, если желает, оставляет краткую рецензию.
Оценка книги сведена к трем вариантам: понравилось — нейтрально — не понравилось. Также пользователь отмечает, есть ли эта книга в наличии и в каком варианте — бумажном, электронном или аудио. Это помогает не только в каталогизации собственной коллекции, но и в создании неформальных связей с другими пользователями. Например, найдя у кого-то заинтересовавшую вас книгу, можно попросить прислать ее по электронной почте или одолжить почитать в печатном варианте.
Кстати, в сети даются рекомендации пользователю. В большей степени алгоритмы рекомендаций опираются на теги, присвоенные книгам.
Livelib.ru сотрудничает с Ozon. ru (интернет-магазином) и Ebdb. ru (поисковой системой по электронным библиотекам). Это позволяет быстро найти искомую книгу в электронном виде или приобрести ее в интернет-магазине.
Возможно, Livelib. ru к моменту выхода статьи в печать будет выглядеть уже не так, как она здесь представлена, — система находится на стадии активного развития.
Imho. net (www.imhoclub.ru ) — более старый и более распространенный сервис. По утверждению авторов проекта, число его пользователей составляет около 37 тыс. человек. В этой социальной сети наибольшее внимание уделяется рейтингам. Пользователю в первую очередь предлагается оценить как минимум 30 произведений (в Imho. net, в отличие от Livelib, упор делается не на издание, а на конкретное произведение). Авторы проекта понимают, что оценить от 30 до 100 и более книг за один раз — нетривиальная задача для любого читателя. Поэтому книголюбу доступны несколько функций, облегчающих решение такой проблемы. «Помощник» предлагает пользователю для оценки книги, имеющие наибольшее количество отзывов, которые даны другими пользователями Imho. net. Кроме того, система приводит перечни книг, авторы которых получили литературные премии, бестселлеров, различных модных новинок и проч.
Также предлагается каталог авторов, перечисленных в алфавитном порядке, рубрикатор по жанрам и многое другое.
На основе оценок и внимания пользователей к тем или иным книгам Imho.net рассчитывает свои собственные рейтинги:
-
«Самые популярные книги» — книги, имеющие больше всего оценок читателей.
-
«Самые неоднозначные книги» — книги, выделенные пользователями с наибольшей амплитудой оценок, от самых низких до самых высоких.
-
«Самые высокооцененные книги» — книги с самыми высокими оценками, пусть даже не очень популярные среди пользователей.
-
«Отложенные на полку» — книги, которые многие читатели хотят прочитать, но пока за них не брались.
-
«Лидеры роста интереса» — книги с наибольшим приростом количества оценок пользователей. Сюда часто попадают популярные новинки.
Первая задача в Imho.net - оценка книг
Оценки пользователей имеют десятибалльную шкалу плюс два пункта вне обычного рейтинга — «Хочу прочитать» и «Не рекомендовать». Если о первом пункте уже много говорилось, то на втором остановлюсь подробнее. Смысл его в следующем. Пользователь выставляет такую оценку известным автору или книге, которые ему неинтересны. И тогда система не будет рекомендовать книги этого автора данному пользователю независимо его пользовательского профиля.
Reader2.com (ru.reader2.com) — всемирная сеть для читателей, имеющая версии на многих языках мира, включая русский. Правда, русскоязычная версия пока не так популярна, на момент написания статьи число ее активных пользователей составляет 1761.
Однако это весьма удобный сервис, в нем используется выдача результатов поиска на лету. Функция, которой не было в аналогичных сетях, — найти книгу, похожую на заданную. Поиск производится, как обычно, на основе тегов и жанра книги, но не требуется вводить массу названий книг и оценок в свой пользовательский профиль. Поиск по собственным книгам и авторам, а также по книгам и авторам всех пользователей очень удобен. По мере ввода букв в строку поиска на лету выводятся подходящие результаты. Есть раздел популярных книг, алфавитный каталог авторов и тегов, список пользователей с наибольшим количеством книг в профиле и др.
Reader2.com является частью группы проектов, в число которых входят подобные сервисы по фильмам, программам, банк идей и т. д.
В целом Reader2 производит впечатление очень продуманного и качественного проекта. Однако в плане «социальности» в нем не все так хорошо. В отличие от уже рассмотренных сетей здесь нет прямого внутреннего способа добавить интересного пользователя в «друзья». Правда, можно с помощью RSS-ридеров следить за тем, что именно читает тот или иной пользователь.
Удобный и продуманный дизайн - приятная особенность Reader2
Librarything (www.librarything.com ) — крупный мировой англоязычный ресурс без русскоязычной аудитории. Однако количество пользователей этой сети — более 267 тыс. — говорит само за себя. Поиск книг осуществляется на базе двух больших каталогов: онлайнового сервиса Amazon.com и Библиотеки Конгресса США. Кроме того, Librarything сотрудничает с 82 другими ресурсами, преимущественно европейскими (русские не включены). Таким образом, чтобы добавить русскоязычные книги, пользователям приходится вручную вводить данные.
Система рекомендаций Libra-rything отличается от всех ранее рассмотренных. Данная социальная сеть ищет книги, которыми владеют люди с такими же книгами, какие есть у пользователя. Чтобы получить рекомендации, нужно внести в свой пользовательский профиль не меньше пяти книг. Также имеются рекомендации книг и произведений на основе введенного названия.
Кроме описанных выше сетей советую обратить внимание на довольно новый англоязычный ресурс http://www.revish.com и на готовящийся к открытию русскоязычный ресурс http://knigivruki.ru.
Неважно, какую миссию выполняют социальные сети для читателей, — создание ли это каталога книг и обмен мнениями о них между пользователями, помощь ли в поиске новых и старых книг, интересных для чтения, поиск ли единомышленников, важно одно — социальные сети для книголюбов создаются и пользуются популярностью. Значит, книги еще рано списывать со счетов, они занимают в нашей жизни заметное место. Пусть же такие сети помогут и реальным, и электронным, и аудиокнигам прожить долгую жизнь.
ISBN (International Standard Book Number) —
уникальный номер книжного издания, используемый для распространения книг в торговых сетях и для автоматизации работы с изданием. Он активно применяется в книжных социальных сетях там, где существует привязка к конкретному изданию книги, а не к самому произведению. Номер удобен для того, чтобы добавлять книги в профиль, поскольку не требуется вводить всю подробную информацию о ней, достаточно одного кода для идентификации. К сожалению, применение ISBN ограничено тем, что этот стандарт был разработан в 1966 г. и установлен как международный в 1970-м.