Все приведенные в статье MIDI-клавиатуры имеют интерфейс USB 1.1. Шина этой версии обеспечивает заведомо избыточную скорость передачи, почти в 400 раз большую, чем «родной» MIDI-интерфейс. Понятно, что количество MIDI-сообщений, очевидно, определяется скоростью пальцев музыканта, т. е. по современным «компьютерным» меркам оно совершенно ничтожно.
Поэтому появление MIDI-клавиатур с интерфейсом USB 2.0 крайне маловероятно, тем более что повышение скорости передачи связано с расширением спектра паразитных электромагнитных излучений (сигнала помехи), что крайне нежелательно в цепях, передающих высококачественный аналоговый звук.
Клавишная механика MIDI-клавиатур бывает взвешенная, полувзвешенная и синтезаторная. Первая из них наиболее точно передает устройство настоящей фортепьянной клавиатуры с молоточковым механизмом и обеспечивает такое же ощущение под пальцами музыканта, как при игре на концертном рояле. Синтезаторная клавиатура, наиболее простое решение, — набор слегка подпружиненных клавиш. При этом усилие нажатия на клавишу заметно меньше, чем в первом случае. Полувзвешенная клавиатура — промежуточное решение между двумя описанными выше.
Клавиатуры различаются диапазоном (по числу клавиш): обычно 2, 2½, 3, 3½, 4, 5, 6 или 7½ октавы. Здесь рассмотрены только 2- и 4-октавные клавиатуры. Клавиатуры с четырьмя и более октавами предназначены для игры двумя руками и для имитации фортепьяно, органа или клавесина. Более компактные клавиатуры служат для исполнения одной рукой, как правило, партий голосовых инструментов, таких как смычковые или духовые. Такие клавиатуры ни к чему делать взвешенными, поскольку сложная механика имеет сравнительно большие габариты и массу, что сводит на нет основные преимущества коротких клавиатур — компактность и легкость в транспортировке. К тому же пытаться имитировать на двух-трех октавах фортепьянную игру — занятие малоперспективное. А для имитации скрипки или валторны воспроизведение под пальцами точного ощущения фортепьянной игры вряд ли целесообразно, тем более что особенностью голосовых инструментов по сравнению с фортепьяно является возможность управления звуком в процессе его извлечения уже после нажатия. Специально для этого предназначена техника Aftertouch, позволяющая путем изменения силы давления на нажатую клавишу варьировать характеристики звука.
Еще несколько лет назад на рынке были представлены клавиатуры, нечувствительные к динамике исполнения (они и до сих пор сохранились в некоторых простых «полных» синтезаторах, ориентированных на бытовое применение) и обеспечивающие на выходе всегда один и тот же уровень громкости независимо от силы удара. Все выпускаемые сейчас клавиатуры (см. таблицу) относятся к динамическому типу, т. е. передают динамику исполнения — зависимость громкости каждой ноты от скорости движения клавиши. По сути, это наиболее сложная в изготовлении и настройке часть инструмента. Далеко не все клавиатуры обеспечивают линейную зависимость между силой удара по клавише и выдаваемым ею уровнем громкости ноты.
E - MU XBOARD 25
Устройство имеет довольно обширный набор элементов управления, среди которых помимо традиционных колес смещения тона (pitch) и модуляции, еще 16 программируемых плавных регуляторов-ручек, слайдер, а также 12 кнопок. Все кнопки выполнены, естественно, без фиксации нажатия, но одни из них используются в качестве двухпозиционных переключателей, другие объединены в группы «радиокнопок», т. е. должны обеспечивать такую фиксацию. Для индикации текущего режима клавиши снабжены светодиодами синего цвета. Кстати, имеется и трехразрядный знакосинтезирующий индикатор с тем же цветом свечения. Однако индикация кнопок, на наш взгляд, слишком яркая — даже при обычном уровне искусственного освещения подсветка кнопок режет глаз.
Клавиатура оснащена также датчиками изменения силы нажатия (Aftertouch), что очень полезно для имитации инструментов с длительным звучанием типа смычковых или духовых. К сожалению, не все синтезаторы поддерживают эту функцию (к таким, например, относится программный wavetable-синтезатор Windows), из-за чего при определенном стечении обстоятельств она может оказаться просто незамеченной. Зато при наличии достаточно совершенного синтезатора на этой клавиатуре можно сыграть то, что на более простых инст-рументах в принципе нереализуемо.
Инструмент позволяет выбрать один из восьми профилей отклика (Velocity Curve), что полезно при имитации различных по динамическому диапазону музыкальных инст-рументов. Первый профиль соответствует линейной зависимости, последний — постоянной (максимальной) громкости всех нот.
Часть клавиш может быть переведена в Latch Mode (режим защелки), при котором присвоенная клавише функция (не обязательно нота) «включается» при однократном нажатии и «выключается» — при повторном. Такой режим полезен для организации «лупов» и ритмических рисунков. Причем остальные клавиши работают в обычном режиме. Нам представляется, что для этой цели удобнее было бы расположить на корпусе несколько дополнительных программируемых кнопок.
Клавиатура поддерживает транспонирование, притом в пределах ± 64 полутона. Это, конечно, оригинально, но, на наш взгляд, несколько избыточно — вполне хватило бы одной октавы (12 полутонов).
В комплект поставки устройства входит печатное руководство пользователя на 30 страницах на английском языке — почти точная копия первой половины размещенного на компакт-диске pdf-файла объемом 59 страниц на шести языках, но русского среди них нет.
Хотя к инструменту и прилагается лишь один компакт-диск, на нем, помимо драйверов и традиционного Acrobat Reader, имеется программа Ableton Live Lite 4 for E-MU для записи звукового файла и VST-совместимый звуковой модуль Proteus X LE.
Компания Creative выпускает это устройст-во и в другом исполнении — с 49 клавишами.
M - AUDIO USB OXYGEN 8 V2
Данная клавиатура самая узкая из представленных здесь. Для обеспечения компактности, колеса смещения тона и модуляции расположены сверху от клавиш, а не справа, как обычно.
Для переключения октав используется клавиша-качелька. Также имеется 11 кнопок, разделенных на две группы: первая, состоящая из пяти кнопок, служит для управления режимами работы, а вторая представляет собой шесть программируемых кнопок, назначение которых может устанавливать сам исполнитель. Кроме того, предусмотрено восемь программируемых плавных регуляторов-ручек.
Различная динамика исполнения обеспечивается с помощью 12 разных профилей отклика (Velocity Curve). Девять из них являются различного вида кривыми, а три — постоянные значения громкости, равные 64, 100 и 127 единицам соответственно.
Несколько удивляет диапазон звучания: в режиме +5 октав в музыкальный диапазон попадает лишь одна нота из 25 — нижнее до, а верхней при этом номинально соответствует до 7-й октавы, но так как она не входит в MIDI-диапазон, в действительности пять верхних клавиш выдают ноты октавой ниже (см. врезку «Музыкальный диапазон»). Впрочем, такова особенность всех рассмотренных инструментов M-Audio. Клавиатура поддерживает транспонирование в пределах октавы в любую сторону.
На одном из входящих в поставку дисков размещена программа Live Lite 6, а на другом имеется набор pdf-файлов с документацией для трех линеек продуктов M-Audio на семи языках, а также программная оболочка, позволяющая выбрать нужные язык и продукт. Русский язык не поддерживается.
Компания M-Audio выпускает также клавиатуры этой серии с числом клавиш 49 и 61. Причем более «широкие» модели оснащены девятью программируемыми слайдерами и дополнительно девятью программируемыми кнопками.
M - AUDIO USB O2
Еще один претендент на звание компактной клавиатуры — на этот раз самый тонкий. Для уменьшения размера применена клавишная механика с укороченным ходом клавиш, а также снижена высота черных клавиш над белыми, а вместо колес смещения тона и модуляции применены клавиши-качельки. Однако такое решение очень неудобно — оно лишает музыканта контроля над скоростью и глубиной используемых эффектов.
Клавиатуру, помимо переключения октав, можно транспонировать на любое количество полутонов до одной октавы вверх или вниз.
Правильное название клавиатуры — «O2», что, видимо, должно означать «Oxygen», т. е. «кислород». Инструменты с таким наименованием среди продукции M-Audio есть, а вот описания данной модели на сайте компании мы не обнаружили, хотя и нашли похожую внешне, но с другим названием.
В комплект поставки входят два компакт-диска: на одном — программа Live Lite 6, на другом, называемом driver CD, — 1-Мбайт pdf-файл и инструкция по эксплуатации на английском языке.
M - AUDIO KEYRIG 49
Клавиатура выполнена в стиле минимализма. А поскольку MIDI Out отсутствует, то нет и разъема для подключения внешнего питания.
Из органов управления имеются колесо смещения тона, колесо модуляции, один слайдер и три кнопки, две из которых служат для переключения октав, а третья — Edit Mode. Все кнопки снабжены световыми индикаторами голубого цвета, правда излишне яркими. В режиме Edit Mode команды вводятся с помощью музыкальной клавиатуры (впрочем, в таком режиме может работать любая MIDI-клавиатура) и горит соответствующий индикатор. В обычном «музыкальном» режиме этот индикатор не светится. В режиме, установленном по умолчанию, горят оба индикатора октав, а если строй клавиатуры смещен, то светится лишь один из них. Индикация помогает понять, в какую сторону произведено смещение, но не позволяет выяснить, насколько именно.
Кстати, удивляет, что на этой клавиатуре не нанесены надписи, указывающие, каково назначение клавиш в режиме Edit Mode.
Транспонирование этой клавиатуры также может быть осуществлено с помощью «октавных» кнопок, но только если переопределить их через Edit Mode (такая возможность, как правило, есть и в других клавиатурах). При одновременном нажатии на обе октавные кнопки происходит возвращение в режим по умолчанию. Впрочем, при диапазоне 4 октавы потребность в транспонировании существенно ниже, чем для 2-октавных клавиатур, где нередко просто невозможно разместить мелодию между крайними до.
В клавиатуре не предусмотрено запоминание состояний, к тому же любые установки «забываются» при отключении питания.
Клавиатура очень легкая, на ощупь несколько мягче, чем другие, и кажется довольно «вязкой». Кстати, примерно на половине хода клавиши ощущается как бы дополнительная «ступенька». Видимо, ради уменьшения веса была применена механика, вызывающая не самые лучшие тактильные ощущения.
Помимо документации (к сожалению, только на английском) на одном компакт-диске имеется VST Key Rig Virtual Instruments, а на втором так же, как и для остальных клавиатур M-Audio, — программа Live Lite 6.
M - AUDIO USB KEYSTATION 49E
По набору органов управления эта клавиатура почти точная копия предыдущей, лишь исполнение регуляторов у них немного различается. Здесь, правда, есть стандартный MIDI Out и вход для внеш-него питания.
Данный инструмент гораздо тяжелее KeyRig 49 и ощущения, испытываемые при нажатии на клавиши, значительно приятнее, хотя все равно создается некоторое впечатление «вязкости».
Данное устройство — единственное из производимых M-Audio, к которому прилагается печатное руководство на шести языках. Кстати, эта документация не является точной копией pdf-файла, скорее это разные версии, но трудно определить, какая из них более новая.
Клавиатура может работать и в самых свежих, и в ранних версиях Windows, вроде 98, Me или 2000, а также в Mac OS 9.
M-Audio выпускает устройства не только с 49 клавишами, но и 61 — и 88-клавишные инструменты в аналогичном исполнении.
M - AUDIO USB AXIOM 49
Самая тяжелая и самая содержательная по оформлению MIDI-клавиатура из рассмотренных. Впрочем, это неудивительно, ведь в ней применена полувзвешенная механика. ЖК-дисплей также не простой с тремя цифрами, а разработанный специально для того, чтобы на нем отображалось состояние MIDI-инструмента.
Регуляторы плавности (ручки) в действительности имеют не плавный ход, а отчетливые щелчки на каждую единицу изменения параметра. У регуляторов нет конечных положений, и они могут совершать сколько угодно оборотов вокруг своей оси, причем полному диапазону изменения параметра от 0 до 127 единиц соответствует примерно три оборота ручки.
Октавные клавиши работают и в режиме транспонирования, а переключаются одновременным нажатием на обе. Текущий режим показывается на индикаторе.
Кнопки разделены на шесть групп: первая — 2 кнопки переключения октав; вторая, в составе 12, — цифровая клавиатура, включая «+» и «–»; третья — 15 кнопок управления режимом под LED-индикатором; четвертая — 9 программируемых кнопок, расположенных под слайдерами; пятая — 6 программируемых кнопок, находящихся под ручками; шестая — 8 программируемых «подушечек» (pad). Последние, как и клавиши, чувствительны к силе удара и по умолчанию работают как ударные инструменты, передавая данные по 10-му MIDI-каналу («бочка», два «тома», малый барабан, две тарелки, открытый и закрытый «хэт»). Таким образом, данный инструмент способен имитировать одновременно два инструмента, занимая два MIDI-канала. Но этим его «многоинструментность» не ограничивается.
Весь диапазон устройства допускается разбить на зоны (до четырех), причем каждая из них будет работать как самостоятельный инструмент по отдельному MIDI-каналу. Следовательно, можно, скажем, правой рукой играть партию саксофона, а левой — контрабаса. Переключение октав и транспонирование в любой из зон осуществляется независимо от других. Поэтому легко сочетать партии транспонирующих и нетранспонирующих инструментов, а также играть партии инструментов, расположенные в одном диапазоне. Зоны на клавиатуре порой пересекаются, т. е. одна и та же клавиша входит в несколько зон, что позволяет играть либо аккордами, нажимая на одну клавишу, либо в унисон на нескольких инструментах. Различные органы управления также можно присваивать разным зонам.
Почему-то в английской версии документации говорится о поддержке лишь XP из семейства Windows, а в версиях на других языках — и о поддержке 2000. Скорее всего, самая свежая — английская инструкция, а остальные уже устарели.
Как и Oxygen 8, данная клавиатура позволяет установить различные кривые отклика, но список их, увы, нигде не приведен. Предположительно это будет режим по умолчанию (линейная характеристика), три кривые и три значения постоянной громкости.
Хотя механика клавиатуры и оставляет очень приятные ощущения, она все же существенно мягче стандартной фортепьянной. Кстати, режим Aftertouch имеет дополнительный ход (довольно тугой), хорошо воспринимаемый на ощупь.
Поскольку клавиатура имеет порт MIDI IN, можно передавать MIDI-сообщения через инструмент — от внешнего MIDI-устройства в компьютер. Роль внешнего устройства способен исполнять MIDI-секвенсер, драм-машина или другая подобная клавиатура.
Компания M-Audio выпускает также клавиатуры серии Axiom с 25 и 61 клавишами. Не исключено, что под одним и тем же названием могут скрываться два разных инструмента: один — с полувзвешенной механикой, другой — с синтезаторной. Предполагать такое заставляют два факта. Во-первых, о том, что применена полувзвешенная механика, написано только на коробке, а в документации об этом не упоминается. Во-вторых, измеренная масса клавиатуры составила 5,8 кг, а на сайте указано 4,5 кг. Вполне вероятно, что меньшая масса относится к синтезаторному варианту.
Диск с драйверами и документацией аналогичен диску к USB Oxygen 8 v2, а вот Live Lite здесь приведена предыдущей, 5-й версии.
Итоги
Результаты тестирования показали, что клавишной механике всех инструментов присущи определенные недостатки, которые можно разделить на несколько групп.
-
Ограничение динамического диапазона снизу — большая часть нот воспроизводилась с минимальной громкостью. Нижняя полоса на графике имеет значительную длину. Наиболее характерный пример — E-MU Xboard 25.
-
Ограничение динамического диапазона сверху — в основном ноты воспроизводились с максимальной громкостью. Верхняя полоса на графике — длинная. Наиболее характерный пример — USB O2.
-
Пробелы в динамике — часть уровней громкости полностью отсутствует. Другими словами, инструмент обеспечивает не 127 различных уровней громкости, а значительно меньше. Как правило, этот эффект сильнее сказывается в верхней части динамического диапазона — при высоких скоростях движения по клавише, когда эту скорость трудно точно измерить. Если ширина пробела не превышает одного уровня, а сами пробелы локализуются лишь в верхней трети динамического диапазона, такую характеристику можно считать удовлетворительной, если же ширина пробелов больше, а их локализация по диапазону шире — то нет. Характерный пример — M-Audio KeyRig 49.
-
Существенная неравномерность передачи динамического диапазона — распределение нот по громкости имеет явный перекос в ту или иную сторону, причем обычно громкие ноты встречаются чаще. Характерный пример — E-MU Xboard25. Диапазон инструмента может быть разбит на несколько зон, в каждой из которых проявляется этот эффект. Пример — M-Audio USB Keystation 49e.
-
Наличие зон провалов в динамике — попадание нот в определенный диапазон громкости существенно ниже, чем в остальные. Пример — диапазон громкости 28—36 дБ для клавиатуры M-Audio USB O2.
Идеальная статистическая кривая должна иметь вид, близкий к колоколу (распределение Гаусса), без существенного ограничения динамического диапазона сверху и снизу. Наилучшую динамику демонстрирует USB Axiom 49, хотя здесь и есть небольшое ограничение динамического диапазона сверху. Также неплохой результат у USB Oxygen 8 v2, но у нее выше неравномерность и в верхней части динамического диапазона наблюдаются пробелы. Любопытная характеристика у E-MU Xboard 25. Вероятно, это нескомпенсированная исходная характеристика датчиков клавиатуры — она сильно сжата в области высоких громкостей и растянута в области низких, причем растянута настолько сильно, что ее пришлось «обрезать» снизу, из-за чего на статистической кривой появилась значительная доля нот с минимальной громкостью. Видимо, компания M-Audio разбивает нескомпенсированную характеристику на зоны, каждую из которых растягивает по-разному. Это хорошо видно на примере M-Audio USB Keystation 49e, где отчетливо просматриваются пять зон и в любой из них доля нот с более высокой громкостью возрастает. К тому же верхняя зона растянута так, что уровни идут примерно через один. Аналогичные, хотя и менее ярко выраженные зоны присутствуют почти во всех инструментах M-Audio.
Наихудшими динамическими характеристиками обладает M-Audio USB O2, что неудивительно, если учесть уменьшенный ход клавиш. Динамический диапазон здесь также сильно ограничен сверху, тогда как в нижней части наблюдается неиспользуемая область. На втором месте от конца — M-Audio KeyRig 49. Ее диапазон несколько ограничен с обеих сторон, пробелы имеются на протяжении 2/3 динамического диапазона, но даже это не позволило выровнять характеристику — она по-прежнему значительно смещена в сторону высоких громкостей.
* * *
Пожалуй, не слишком объективно подводить итоги при условии, что в каждой номинации представлено только по три образца, из которых практически все изготовлены одной компанией. Тем не менее следует отметить, что приз «За техническое совершенство» безальтернативно должна получить M-Audio USB Axiom 49. Кроме того, ей должно достаться звание «Выбор редакции». На втором месте — Creative E-MU Xboard 25, она стала победителем в номинации 2-октавных клавиатур. Правда, по динамике отклика она уступает USB Oxygen 8 v2, но это отчасти может быть скомпенсировано выбором подходящей кривой отклика. Зато E-MU Xboard 25 обладает Aftertouch, а объединение двух функций в одной механике, очевидно, не могло не сказаться на качестве каждой из них. Интересно, что более половины рассмотренных клавиатур, в том числе и E-MU Xboard25, производитель предлагает по цене 130 долл., поэтому на рынке США изделие Creative, безусловно, завоевало бы титул «Лучшая покупка». Увы, в России цены на нее заметно выше, чем на большинство других рассмотренных здесь изделий. Мы считаем, что такая ценовая политика оправданна, но она лишает этот инструмент преимуществ: одно дело — большие возможности за ту же цену, и совсем другое — за более высокую.
А вот USB Oxygen 8 v2 можно рекомендовать в случае, когда требуется расставить в ряд (или вокруг музыканта) как можно больше клавиатур. Но следует заметить, что есть способ более эффективно решить ту же задачу — использовать разбиение на зоны USB Axiom 49. Несомненно, последняя будет компактнее и дешевле, чем две-три 2-октавные клавиатуры.
В качестве универсального недорогого инструмента без излишеств подойдет M-Audio USB Keystation 49e. Ее же можно посоветовать и как наиболее универсальную, так как она поддерживает максимальное число версий ОС.
Оставшиеся два инструмента (M-Audio KeyRig 49, M-Audio USB О2) разработчики, стремясь добиться минимума габарита или массы, оснастили не совсем полноценной механикой, и потому порекомендовать их мы не можем. Впрочем, это уже дело вкуса: возможно, кого-то одно из них и устроит.
К сожалению, все испытанные клавиатуры не сопровождаются документацией на русском языке.
Вообще же приятно отметить, что прогресс в этой области не стоит на месте: интерфейс USB придает музыкальным инструментам новые возможности, а цены на них снизились до более чем приемлемого уровня: судите сами, когда это музыкальный инструмент был не дороже телефона?
Редакция благодарит компанию «Мультимедиа Клуб» (www.mpc.ru ) за предоставленные на тестирование образцы.
Дополнительные материалы к статье см. на "Мир ПК-диске"
Подключение MIDI-клавиатуры
Обычный разъем USB музыкального инструмента может выглядеть со стороны компьютера либо как один разъем MIDI OUT, либо как пара MIDI IN и MIDI OUT, либо даже как два разъема MIDI IN и один MIDI OUT. Все зависит от присутствия различных разъемов MIDI на самом инструменте и схемы его подключения.
Современные MIDI-клавиатуры с интерфейсом USB обычно допускают следующие варианты подключения:
-
Подключение к компьютеру посредством интерфейса USB.
Питание клавиатуры при этом осуществляется через разъем USB, и дополнительного питания не нужно. Разъем USB работает в режиме MIDI OUT. Если у инструмента нет разъемов MIDI, то это единст-венно возможный вариант подключения. -
Подключение к синтезатору или компьютеру через MIDI-интерфейс. Устройство в этом режиме требует внешнего питания или питания от батарей. Разъем USB при этом не используется. Данный вариант подключения — единственно пригодный для старых MIDI-клавиатур, не оснащенных интерфейсом USB.
-
Подключение к компьютеру через USB и к синтезатору — через MIDI. Питание — от компьютера по USB, клавиатуру допустимо переключать между режимами MIDI OUT и MIDI THRU. В первом случае на оба разъема — как MIDI, так и USB — подается один и тот же сигнал с клавиш и органов управления клавиатуры. Во втором — на гнездо MIDI ретранслируется сигнал с USB, а сигналы с клавиш и органов управления клавиатуры в синтезатор не поступают.
-
При наличии у клавиатуры разъема MIDI IN дополнительно позволяется подключить источник MIDI-сообщений, например ритм-бокс или другую клавиатуру. При этом USB-порт будет виден со стороны компьютера как два порта MIDI IN: один — от самого инструмента, другой — от подключенного к его порту MIDI IN внешнего устройства.
Список основных терминов
Обертон — частота, кратная частоте основного тона (в 2, 3, 4, 5… раз большая); гармоники сигнала, начиная со второй.
Октава — диапазон между двумя нотами, отличающимися по частоте в 2 раза.
Основной тон — частота ноты (первой гармоники звукового сигнала).
«Полный» синтезатор — устройство, объединяющее в себе клавиатуру, «мозги» и усилитель с динамиком. Как правило, все узлы весьма посредственного качества и потому используется в основном в любительской практике.
Профиль отклика (Velocity Curve) — зависимость между скоростью движения клавиши (или силы удара по ней) и выдаваемым клавиатурой числом — громкостью ноты.
Секвенсер — устройство для записи и воспроизведения последовательностей MIDI-команд.
Смещение тона (Pitch
Транспонирование — смещение строя инструмента на несколько полутонов. При этом происходит смена тональности. Многие из классических оркестровых инструментов являются транспонирующими.
Aftertouch — эффект, связанный с наличием в клавиатурной механике дополнительного датчика и позволяющий управлять звуком посредст-вом изменения силы нажатия на клавишу в процессе звучания ноты.
MIDI-клавиатура (на музыкальном жаргоне именуется «зубы») — устройство, имеющее фортепьянную клавиатуру и формирующую последовательность цифровых сигналов (MIDI-команд), которая подается на выход инструмента. Клавиатура не синтезирует звуковой сигнал, поэтому не издает звука, а попытка ее подключения к усилителю не будет иметь успеха.
MIDI-синтезатор (на музыкальном жаргоне называется «мозги») — электронное устройство, преобразующее поступающую на него последовательность MIDI-команд в звуковой сигнал. К его входу должен быть подключен источник MIDI-команд, например клавиатура или секвенсер, а к выходу — усилитель мощности или звукозаписывающее устройство.
Modulation (вибрато, колесо модуляции) — регулятор, позволяющий изменять глубину эффекта вибрато, т. е. периодического (с частотой 5—9 Гц) изменения частоты (частотное вибрато) или амплитуды (амплитудное вибрато) звучащей ноты или аккорда.
Velocity sensitive keys — динамическая клавиатура, т. е. клавиатура, указывающая громкость ноты в зависимости от скорости движения клавиши.