<Текст статьи>
5 табл+3 рис+1 врезка
GeForce GTX 285 и GeForce GTX 295: как ни крути...
Алексей Набережный
>>> адрес статьи на сервере: V:PCWorldEDITORSNaberezhnyi 9-02S90_gtx285-295
Как ни крути, на рынке видеоускорителей лидер очевиден -- компания NVIDIA. Хотите мериться «одночиповыми» решениями -- вот вам новые платы GeForce GTX 285, и не мешайтесь под ногами. Хотите «зарубиться» в абсолютной категории -- возьмите «двухголовые» ускорители GeForce GTX 295, а если их будет не хватать, поставьте новинки в режим Quad SLI.
Когда на выставке CES 2009 специалисты NVIDIA беседовали с посетителями, только и разговоров было, что о GeForce GTX 285, да о GeForce GTX 295. Первый потребляет меньше энергии, выделяет меньше тепла и обладает более высокой производительностью, чем GeForce GTX 280. Второй же, построенный на базе двух ГПУ, сочли бескомпромиссным флагманом всей линейки GeForce GTX 2XX. Но перейдем от слов к делу, ведь первые экземпляры уже проникли в наши магазины.
>>> ВРЕЗКА
Как мы тестировали
Все испытания проводились под управлением операционной системы Windows Vista Ultimate 64-bit (build 6.0.6000 + официальные обновления). Для работы с графическими подсистемами GeForce GTX 285 и GeForce GTX 295 использовались видеодрайверы ForceWare 64-bit версии 181.20. Эталонные образцы GeForce GTX 280 и Radeon HD 4870 X2 были протестированы в ноябрьском номере «Мира ПК».
В качестве измерительного инструментария в ОС Windows Vista применялся сценарный тест SmartFPS.com 1.9 (www.smartfps.com) для автоматизированного определения производительности в игровых приложениях Crysis, Crysis Warhead, Call of Juarez, Unreal Tournament 3, Prey и The Chronicles of Riddick: EFBB.
Все запуски тестовых сценариев выполнялись на системе, снабженной монитором Philips Brilliance 202P7 с графическими разрешениями 1600x1200 и 2048x1536 точек и 32-разрядной глубиной цвета. При этом исследование 3D-производительности видеоплат проводилось в двух режимах с разным качеством отображения игровой картинки: с отключенными полноэкранным сглаживанием и анизотропной фильтрацией, а также с включенными четырехкратным сглаживанием (AA:04) и 16-кратной анизотропной фильтрацией (AF:16). Все настройки качества визуализации контролировались с помощью глобальных установок в соответствующих видеодрайверах NVIDIA ForceWare.
Аппаратная конфигурация тестового стенда была следующей: ЦП Intel Core 2 Extreme X6800, системная плата ASUS P5K SE (P35 + ICH9), двухканальное ОЗУ на базе модулей Corsair XMS2-6400 CM2X1024-6400PRO (2x1 Гбайт, DDR2, 800 МГц, 5-5-5-15), жесткий диск WD Caviar SE16 WD5000KS (SATA 2, 7200 об/мин, 500 Гбайт), оптический DVD-дисковод TEAC DV-516, блок питания Hiper HPU-4M880-PE. Энергопотребление системного блока (без монитора) контролировалось сертифицированным прибором учета электроэнергии "Меркурий 200.02" (классы точности 1 и 2).
>>>
BFG GeForce GTX 295 (GeForce GTX 295)
Оценив успех маркетингового подхода AMD, компания NVIDIA перешла к схожей тактике: самые производительные видеорешения GeForce строятся на базе двух кристаллов, объединенных в SLI-систему для одного разъема PCI Express x16. И в этом есть что-то хорошо знакомое.
Несколько лет назад мы тестировали NVIDIA GeForce 7950 GX2. В ней два ускорителя GeForce 7900 GTX были объединены в специальный SLI-"бутерброд". Там каждый кристалл NVIDIA G71 с соответствующей обвязкой размещается на отдельной печатной плате, но вся конструкция устанавливалась в один слот PCI Express. В прошлом сезоне на рынке появилась NVIDIA GeForce 9800 GX2 -- результат развития той же идеи "бутербродостроительства". Решение GeForce 9800 GX2 основано на базе двух акселераторов GeForce 9800 GTX, спрятанных в пластиковый кожух с решетками. А сами печатные платы GeForce 9800 GTX, расположенные под стенками корпуса, смотрят электронными компонентами друг на друга сквозь систему охлаждения.
Разумеется, себестоимость подобных «бутербродов» высока, что порой приводит к возникновению странных ситуаций на рынке. Так, на смену GeForce 7950 GX2 пришла плата GeForce 8800 GTX, а место GeForce 9800 GX2 заняла GeForce GTX 280. И в обоих случаях розничные цены на оставшиеся «сандвичи» превышали рекомендованные цены на однокристальные новинки, отличающиеся более высокой производительностью и сравнительно низким энергопотреблением. Тем не менее складские остатки GeForce 7950 GX2 и GeForce 9800 GX2 были распроданы не в убыток.
Как будет развиваться история с NVIDIA GeForce GTX 295, до конца не ясно. Скорее всего, под занавес первого полугодия появится ГПУ GeForce GTX 380, и мы увидим еще большую производительность за еще меньшие деньги.
Что касается технических особенностей NVIDIA GeForce GTX 295, то это два процессора GT200b, выполненных по 55-нм техпроцессу и установленных на две отдельные печатные платы. Для сравнения: в рамках решения Radeon HD 4870 X2 два кристалла RV770 размещаются на одной текстолитовой платформе. И хорошо еще, что по размерам GTX 295 соответствует HD 4870 X2 -- значит, влезет в обычный корпус ATX.
>>> ВСТАВИТЬ ИЗОБРАЖЕНИЕ ИЗ ФАЙЛА IMG_9249.JPG
>>> ПОДПИСЬ
BFG GeForce GTX 295
ZOTAC GeForce GTX285 AMP! (GeForce GTX 285)
Геймеры -- народ капризный, и чтобы угодить тем, кто любит покритиковать «двухголовые» ускорители за компоновку микросхем и жесткую смену кадров, компания NVIDIA представила GeForce GTX 285. Эта новинка, обладающая функционалом прежнего флагмана NVIDIA -- GeForce GTX 280, выделяется лучшими характеристиками в плане энергопотребления и вычислительной мощности.
По замыслу американских инженеров переход на более тонкий техпроцесс позволил оптимизировать частотную формулу «одностволки». По сравнению с референсной GeForce GTX 280 у модели GeForce GTX 285 частотный потенциал для ядра вырос с 602 до 648 МГц, а для GDDR3 -- с 2214 до 2484 МГц. Но специалистам компании ZOTAC этих высот оказалось мало, и в результате появилась версия AMP! c частотами 702 МГц для кристалла и 2592 МГц для памяти. Уверены, вопрос «зачем?» здесь излишен.
Если бы в наши руки попал эталонный образец ZOTAC GeForce GTX285, колкое сравнение со «старушкой» XFX GeForce GTX 280 XXX закончилось бы не в пользу новинки. Напомним, что у XFX с маркировкой GX-280N-ZDD9 частота ядра составляет 670 МГц, а памяти -- 2500 МГц. И ради чего, спрашивается, переплачивать за тот же, по сути, GT200?
>>> ВСТАВИТЬ ИЗОБРАЖЕНИЕ ИЗ ФАЙЛА IMG_9249.JPG
>>> ПОДПИСЬ
ZOTAC GeForce GTX285 AMP!
Что показали тесты
Не то чтобы «дурной» и не то чтобы «пример», но «самыми-самыми» теперь можно называть лишь SLI-«бутерброды» и Crossfire-«упряжки». И это факт. Вслед за компанией AMD разработчики NVIDIA перешли к производству флагманов на основе двух кристаллов. Как здорово! -- воскликнут фанаты Intel.
Если раньше в списках высокопроизводительных игровых компьютеров встретить системную платформу Intel было нетривиальной задачей, поскольку компания NVIDIA позволяла драйверам активировать режим SLI лишь на системных платах с микросхемами nForce 200, то теперь амбициозные поклонники Intel могут смело покупать «мамку» Intel DX58SO, «проц» Core i7 XE и любой SLI-«сандвич» GeForce GTX 295. У них получится завидный ПК. Такого даже у нас, увы, нет.
По результатам тестовых испытаний BFG GeForce GTX 295 бьет и своих и чужих. Лишь в играх вроде Call of Juarez показатели производительности GeForce GTX 295 немного недотягивают до планки Radeon HD 4870 X2 -- видимо, программистам NVIDIA стоит выпустить новую версию драйверов ForceWare. А вот во всем остальном BFG пока нет равных.
Да и ZOTAC GeForce GTX285 AMP! порадовал. В классе «одноствольных» решений эта плата, безусловно, лидирует. Более того, если учитывать типичные недостатки ускорителей с двумя кристаллами на борту, то именно покупка платы ZOTAC представляется наиболее разумной для большинства наших читателей. Мощности GeForce GTX 285 хватит, чтобы создавать реалистичные картинки в виртуальных мирах самых современных игр. А вычислительная технология NVIDIA CUDA позволит выполнять различные сложные неигровые задачи, такие как эмуляция научных экспериментов, проектирование, видеокодирование и т.п.
Разумеется, появление видеоплат GeForce GTX 285 и GeForce GTX 295 осложнило жизнь маркетологам AMD. Теперь трудно найти очевидные плюсы в производительных решениях Radeon, хотя можно сконцентрировать все язвительные замечания вокруг 448-бит шины памяти у GeForce GTX 295 и, как следствие, вокруг 896-Мбайт видеоОЗУ. На этом фоне Radeon HD 4870 X2 действительно выглядит привлекательным решением, правда, если только не смотреть на результаты выполнения игровых тестов.
>>> ВСТАВИТЬ ИЗОБРАЖЕНИЕ ИЗ ФАЙЛА GTX295_inside.jpg
>>> ПОДПИСЬ
Устройство GeForce GTX 295
>>> ВСТАВИТЬ ТАБЛИЦЫ ИЗ ФАЙЛОВ s90_tab01_gtx.doc - s90_tab05_gtx.doc
[фото]