Краудсорсинг (англ. crowdsourcing; crowd — «толпа» и sourcing — «подбор ресурсов») — сравнительно новое понятие, означающее использование усилий сторонних добровольцев для решения какой-либо задачи как безвозмездно, так и на коммерческой основе. Этот термин, согласно «Википедии», впервые был введен писателем Джеффом Хауи (Jeff Howe) и Марком Робинсоном (Mark Robinson), редактором Wired. Хотя данное понятие и молодое, само явление известно очень давно. Достаточно вспомнить, как Том Сойер красил забор — это и есть краудсорсинг в чистом виде. Из реально существующих объектов можно вспомнить Оксфордский словарь английского языка, созданный еще в XIX веке подобным образом. Кстати, по большому счету Интернет также представляет собой продукт краудсорсинга.
В общем, в современном мире краудсорсинг применяется достаточно часто. Согласно все той же «Википедии», к нему обращаются и крупные компании, и литераторы, и даже полиция. Данный материал посвящен краудсорсингу во Всемирной паутине, а точнее, в социальных медиа.
Первой ласточкой новостного краудсорсинга с полным правом следует считать «Фидонет». В те времена, когда Интернет был дорог и мало кому доступен, именно «фидошные» конференции типа RU.NEWS заполнялись информацией немногочисленными энтузиастами. Они были альтернативным источником сведений, недоступных через традиционные СМИ. Со временем эту нишу заняли форумы, ЖЖ (куда перетекла часть «фидошников») и различные социальные сети.
Кстати, многие «фидошники» в начале текущего десятилетия увлеченно осваивавшие такую «новую игрушку», как ЖЖ, стали первопроходцами краудсорсинга в Рунете. В том, что блогосфера и социальные сети оказались серьезной альтернативой традиционным СМИ, есть и их немалая заслуга. На заре возникновения русскоязычной блогосферы они задавали направление развития, и лишь потом их начала вытеснять элитарно-гламурная публика, выхолостившая бунтарский дух «вольных» СМИ и подменившая его своими внутритусовочными дрязгами. Впрочем, с первопроходцами такое нередко случается. Русскоязычный Интернет стал развиваться по законам шоу-бизнеса, и это неудивительно, ведь в него пришли фигуры из окружающей этот бизнес журналистики. К сожалению, они и по сей день оказывают влияние на морально-психологический климат Рунета.
Во всем остальном мире события развивались гораздо спокойнее. Рунет стал таким, каков он есть, вследствие языковых барьеров, а краудсорсинг в нем представлен главным образом блогосферой. В англоязычном же Интернете благодаря более высокому уровню развития такой элитарности, как в России, нет — по сути каждый желающий может создать свой стартап и превратить его в мощное медиа, не обращаясь к помощи «продюсеров от Сети».
Именно так и поступили трое энтузиастов — Майкл Типетт, Леонард Броуди и Майкл Мейерс, основавшие в 2005 г. NowPublic — крупнейший сервис новостей, генерируемых пользователями. Сейчас сайт NowPublic.com является крупным информационным агентством, имеющим соглашение о разделении контента с Associated Press. В 2007 г. журнал Time назвал NowPublic одним из 50 ведущих веб-сайтов мира, а в 2007—2008 гг. NowPublic получил свыше 10 млн. долл. инвестиций и грант на развитие от канадского правительства. Уже в 2007 г. численность его активных авторов перевалила за 100 тыс. человек.
По сути NowPublic представляет собой сервис «гражданской журналистики», сферы, ранее традиционно принадлежавшей блогам. Как новостной ресурс NowPublic на голову выше всех блогосервисов. Все сведения сконцентрированы в рамках одного ресурса и упорядочены по рубрикам, что упрощает жизнь читателям, которым не приходится рыскать по многочисленным блогам и френдлентам, чтобы сформировать цельную картину из мозаики. Сервис NowPublic предоставляет информацию «всю и сразу здесь и сейчас».
Основной функционал сервиса доступен уже на первой странице. Кроме того, он дает возможность публиковать фотографии и видео, причем без помощи сторонних ресурсов. Таким образом, сервис служит фото- и видеохостингом, и значит, автору не нужно «закачивать» картинку на Flickr, а видео — на YouTube, а потом вставлять в текст сообщения куски кода и ссылки. В результате процесс публикации сильно упрощается, а жизнь автора становится легче, поскольку ему не требуется принадлежать к какой-либо элите, чтобы его материал стал доступен всем желающим. Причем материалы публикуются без цензуры и модерирования, хотя это и приводит к определенному «замусориванию» новостного потока чем-то вроде «Hello, World!». Впрочем, подобный сор тонет в потоке осмысленных и ценных сообщений, непрерывно создаваемых многочисленными авторами. Сначала ресурс зарабатывал так же, как и большинство других, показом рекламы. Сперва он просто продавал баннерное пространство, потом транслировал рекламу Google, а сейчас она и вовсе исчезла с его страниц, а авторы наиболее интересных материалов даже стали получать вознаграждение за свои труды.
По схожему пути пошли и различные блогосервисы, в последние годы постепенно превращающие свои первые страницы в подобие новостных ресурсов. Чтобы убедиться в этом, достаточно заглянуть на Wordpress.com. Старается не отстать от них и «Живой Журнал». Главная страница Livejournal.ru теперь больше напоминает сайт типичного СМИ, правда, реклама чересчур назойлива, да и от элитарности авторов, попадающих на главную страницу, похоже, ЖЖ так никогда и не удастся избавиться. Видимо, Рунет продолжает следовать за шоу-бизнесом и журналистикой, из которых он вырос, а краудсорсинг в нем по большому счету пока еще находится в зачаточном состоянии.
Другим известным продуктом краудсорсинга является «Википедия». Если NowPublic претендует на звание «убийцы газет», то «Википедию» можно определить как «убийцу справочников». Всего несколько лет назад она была малополезной игрушкой для посвященных, а сейчас поиск по многим запросам выдает ссылку на соответствующую статью «Википедии» в числе первых. И ведь далеко не все пользователи знают, что имеют дело не с традиционной энциклопедией, а с продуктом творчества обычных людей.
Еще один пример краудсорсинга — «рекомендательные» сервисы, например порталы с отзывами владельцев тех или иных товаров. Так, на сайте Avtomarket.ru есть замечательный раздел с отзывами владельцев автомобилей, представляющий собой едва ли не самый ценный компонент этого ресурса. До настоящего времени нигде больше нет такого количества отзывов о самых разных марках автомобилей — от «Волги» до «Хаммера». Хотя статьи и проходят модерирование, они публикуются без заметных искажений, правда, с некоторой задержкой. Портит ресурс только не вполне понятное стремление контент-редакторов заменять русскую букву «В» в слове «автомобиль» латинской V да еще выделять ее красным цветом, из-за чего текст превращается в безграмотную кашу.
Попыткой преодолеть отсталость Рунета в области новостного краудсорсинга стал недавно появившийся проект News4People, созданный группой энтузиастов на той же технологической платформе, что и канадский NowPublic. Сервис, уже названный «русским наупабликом», дает авторам такую же функциональность,что и его заокеанский прототип, в том числе возможность публиковать фото- и видеоматериалы, а также проводить опросы. Присутствует также любопытная функция геотеггинга (geo-tagging): автор, представляющий репортаж о каком-либо событии, может отметить его на карте Google Maps, благодаря чему читатель увидит не только текст и картинки, но и место, где происходит описываемое событие. Данный сервис также обеспечивает функции блогоплощадки, сравнимой по уровню услуг с Livejournal и Blogspot, а за счет бесплатного предоставления функций кое в чем даже превосходящей их. Недостаток проекта — его неполная русификация, впрочем, авторы обещают в скором времени это исправить.
В общем, даже в Рунете не все так уж плохо. Благодаря усилиям энтузиастов он выходит на приемлемый уровень, хотя и с определенным опозданием. А вот краудсорсинг можно назвать глобальной тенденцией развития интернет-медиа. Рано или поздно «убийцы газет» и традиционные СМИ породят некий гибридный формат, который и станет фактическим стандартом электронных публикаций. Процесс этот идет уже сейчас, и каждый может стать его участником.