Как ни крути, на рынке видеоускорителей лидер очевиден — компания NVIDIA. Хотите мериться «одночиповыми» решениями — вот вам новые платы GeForce GTX 285, и не мешайтесь под ногами. Хотите «зарубиться» в абсолютной категории — возьмите «двухголовые» ускорители GeForce GTX 295, а если их будет не хватать, поставьте новинки в режим Quad SLI.
Когда на выставке CES 2009 специалисты NVIDIA беседовали с посетителями, только и разговоров было, что о GeForce GTX 285, да о GeForce GTX 295. Первый потребляет меньше энергии, выделяет меньше тепла и обладает более высокой производительностью, чем GeForce GTX 280. Второй же, построенный на базе двух ГПУ, сочли бескомпромиссным флагманом всей линейки GeForce GTX 2XX. Но перейдем от слов к делу, ведь первые экземпляры уже проникли в наши магазины.
BFG GeForce GTX 295 (GeForce GTX 295)
Оценив успех маркетингового подхода AMD, компания NVIDIA перешла к схожей тактике: самые производительные видеорешения GeForce строятся на базе двух кристаллов, объединенных в SLI-систему для одного разъема PCI Express x16. И в этом есть что-то хорошо знакомое.
Несколько лет назад мы тестировали NVIDIA GeForce 7950 GX2. В ней два ускорителя GeForce 7900 GTX были объединены в специальный SLI-«бутерброд». Там каждый кристалл NVIDIA G71 с соответствующей обвязкой размещается на отдельной печатной плате, но вся конструкция устанавливалась в один слот PCI Express. В прошлом сезоне на рынке появилась NVIDIA GeForce 9800 GX2 — результат развития той же идеи «бутербродостроительства». Решение GeForce 9800 GX2 основано на базе двух акселераторов GeForce 9800 GTX, спрятанных в пластиковый кожух с решетками. А сами печатные платы GeForce 9800 GTX, расположенные под стенками корпуса, смотрят электронными компонентами друг на друга сквозь систему охлаждения.
Разумеется, себестоимость подобных «бутербродов» высока, что порой приводит к возникновению странных ситуаций на рынке. Так, на смену GeForce 7950 GX2 пришла плата GeForce 8800 GTX, а место GeForce 9800 GX2 заняла GeForce GTX 280. И в обоих случаях розничные цены на оставшиеся «сэндвичи» превышали рекомендованные на однокристальные новинки, отличающиеся более высокой производительностью и сравнительно низким энергопотреблением. Тем не менее складские остатки GeForce 7950 GX2 и GeForce 9800 GX2 были распроданы не в убыток.
Как будет развиваться история с NVIDIA GeForce GTX 295, до конца неясно. Скорее всего под занавес первого полугодия появится ГПУ GeForce GTX 380, и мы увидим еще большую производительность за еще меньшие деньги.
Что касается технических особенностей NVIDIA GeForce GTX 295, то это два процессора GT200b, выполненных по 55-нм техпроцессу и установленных на две отдельные печатные платы. Для сравнения: в рамках решения Radeon HD 4870 X2 два кристалла RV770 размещаются на одной текстолитовой платформе. И хорошо еще, что по размерам GTX 295 соответствует HD 4870 X2 — значит, влезет в обычный корпус ATX.
ZOTAC GeForce GTX285 AMP! (GeForce GTX 285)
Геймеры — народ капризный, и чтобы угодить тем, кто любит покритиковать «двухголовые» ускорители за компоновку микросхем и жесткую смену кадров, компания NVIDIA представила GeForce GTX 285. Эта новинка, обладающая функционалом прежнего флагмана NVIDIA — GeForce GTX 280, выделяется лучшими характеристиками в плане энергопотребления и вычислительной мощности.
По замыслу американских инженеров переход на более тонкий техпроцесс позволил оптимизировать частотную формулу «одностволки». По сравнению с референсной GeForce GTX 280 у модели GeForce GTX 285 частотный потенциал для ядра вырос с 602 до 648 МГц, а для GDDR3 — с 2214 до 2484 МГц. Но специалистам компании ZOTAC этих высот оказалось мало, и в результате появилась версия AMP! c частотами 702 МГц для кристалла и 2592 МГц для памяти. Уверены, вопрос «зачем?» здесь излишен.
Если бы в наши руки попал эталонный образец ZOTAC GeForce GTX285, колкое сравнение со «старушкой» XFX GeForce GTX 280 XXX закончилось бы не в пользу новинки. Напомним, что у XFX с маркировкой GX-280N-ZDD9 частота ядра составляет 670 МГц, а памяти — 2500 МГц. И ради чего, спрашивается, переплачивать за тот же по сути GT200?
Что показали тесты
Не то чтобы дурной и не то чтобы пример, но самыми-самыми теперь можно называть лишь SLI-«бутерброды» и Crossfire-«упряжки». И это факт. Вслед за компанией AMD разработчики NVIDIA перешли к производству флагманов на основе двух кристаллов. Как здорово! — воскликнут фанаты Intel.
Если раньше в списках высокопроизводительных игровых компьютеров встретить системную платформу Intel было нетривиальной задачей, поскольку компания NVIDIA позволяла драйверам активировать режим SLI лишь на системных платах с микросхемами nForce 200, то теперь амбициозные поклонники Intel могут смело покупать «мамку» Intel DX58SO, «проц» Core i7 XE и любой SLI-«сэндвич» GeForce GTX 295. У них получится завидный ПК. Такого даже у нас, увы, нет.
По результатам тестовых испытаний BFG GeForce GTX 295 бьет и своих и чужих. Лишь в играх вроде Call of Juarez показатели производительности GeForce GTX 295 немного недотягивают до планки Radeon HD 4870 X2 — видимо, программистам NVIDIA стоит выпустить новую версию драйверов ForceWare. А вот во всем остальном BFG пока нет равных.
Да и ZOTAC GeForce GTX285 AMP! порадовал. В классе «одноствольных» решений эта плата, безусловно, лидирует. Более того, если учитывать типичные недостатки ускорителей с двумя кристаллами на борту, то именно покупка платы ZOTAC представляется наиболее разум-
ной для большинства наших читателей. Мощности GeForce GTX 285 хватит, чтобы создавать реалистичные картинки в виртуальных мирах самых современных игр. А вычислительная технология NVIDIA CUDA позволит выполнять различные сложные неигровые задачи, такие как эмуляция научных экспериментов, проектирование, видеокодирование и т. п.
Разумеется, появление видеоплат GeForce GTX 285 и GeForce GTX 295 осложнило жизнь маркетологам AMD. Теперь трудно найти очевидные плюсы в производительных решениях Radeon, хотя можно сконцентрировать все язвительные замечания вокруг 448-бит шины памяти у GeForce GTX 295 и, как следствие, вокруг 896-Мбайт видеоОЗУ. На этом фоне Radeon HD 4870 X2 действительно выглядит привлекательным решением, правда, если только не смотреть на результаты выполнения игровых тестов.
Устройство GeForce GTX 295.
Решение GeForce GTX 295 основано на базе двух акселераторов GT200b, спрятанных в пластиковый кожух с решетками. А сами печатные платы GeForce 9800 GTX, расположенные под стенками корпуса, смотрят электронными компонентами друг на друга сквозь систему охлаждения.
Как мы тестировали
Все испытания проводились под управлением операционной системы Windows Vista Ultimate 64-bit (build 6.0.6000 + официальные обновления). Для работы с графическими подсистемами GeForce GTX 285 и GeForce GTX 295 использовались видеодрайверы ForceWare 64-bit версии 181.20. Эталонные образцы GeForce GTX 280 и Radeon HD 4870 X2 были протестированы в ноябрьском номере «Мира ПК».
В качестве измерительного инструментария в ОС Windows Vista применялся сценарный тест SmartFPS.com 1.9 (www.smartfps.com) для автоматизированного определения производительности в игровых приложениях Crysis, Crysis Warhead, Call of Juarez, Unreal Tournament 3, Prey и The Chronicles of Riddick: EFBB.
Все запуски тестовых сценариев выполнялись на системе, снабженной монитором Philips Brilliance 202P7 с графическими разрешениями 1600×1200 и 2048×1536 точек и 32-разрядной глубиной цвета. При этом исследование 3D-производительности видеоплат проводилось в двух режимах с разным качеством отображения игровой картинки: с отключенными полноэкранным сглаживанием и анизотропной фильтрацией, а также с включенными четырехкратным сглаживанием (AA:04) и 16-кратной анизотропной фильтрацией (AF:16). Все настройки качества визуализации контролировались с помощью глобальных установок в соответствующих видеодрайверах NVIDIA ForceWare.
Аппаратная конфигурация тестового стенда была следующей: ЦП Intel Core 2 Extreme X6800, системная плата ASUS P5K SE (P35 + ICH9), двухканальное ОЗУ на базе модулей Corsair XMS2-6400 CM2X1024-6400PRO (2x1 Гбайт, DDR2, 800 МГц, 5-5-5-15), жесткий диск WD Caviar SE16 WD5000KS (SATA 2, 7200 об/мин, 500 Гбайт), оптический DVD-дисковод TEAC DV-516, блок питания Hiper HPU-4M880-PE. Энергопотребление системного блока (без монитора) контролировалось сертифицированным прибором учета электроэнергии «Меркурий 200.02» (классы точности 1 и 2).
Сравнительные характеристики видеоадаптеров