«Азбука иконописца» — серия из трех дисков: «Иконопись», «Лицевое и орнаментальное шитье», «Фрески XI—XV вв. Македония, Сербия, Косово», созданных на Факультете Церковных Художеств Свято-Тихоновского Университета. Она предназначена для самого широкого круга любителей иконописи.
Продукты содержат множество образцов древнего христианского искусства, схемы, показывающие особенности иконописного рисунка и техники, небольшие статьи, раскрывающие смысл, заложенный в иконографии представленных образцов иконописи, шитья и монументального искусства Православной Церкви.
Иконопись
Диск разделен на две основные части. Первая посвящена иконам Спасителя, Божией Матери и двунадесятым праздникам. Все три раздела имеют «Учебник», где размещены краткие схемы, раскрывающие особенности иконописного художественного языка в рисунке и технике наложения слоев краски. Особенно хорошо это представлено в разделе, описывающем иконы Божией Матери. Здесь наглядно показаны все этапы процесса написания лика.
В каждом разделе собрано множество образцов. Они разделены по основным иконографическим типам, а также по тому, как представлены Спаситель, Божия Матерь и святые, т. е. в полный рост, по пояс или по плечи. Причем подобраны изображения, относящиеся к разному времени и разных стилей и отвечающие высоким художественным требованиям. Кроме того, создатели диска позаботились и о том, чтобы отобрать только качественные фотографии.
Вторая часть посвящена иконам святых и ангелов. Ее «Учебник» раскрывает некоторые каноны иконописи, принятые при изображении фигуры или лика святого. Представлены образцы, относящиеся к разным периодам времени и стилям. Они разделены по возрасту святых и по тому, каким образом те изображены — ростовые, поясные, оплечные, одиночные и групповые фигуры.
Главная особенность этой части диска — обширный каталог изображений святых (около 800). Он снабжен очень удобной поисковой системой по заданным параметрам — по чину святого и по времени написания иконы. Все представления отличаются хорошим качеством и сопровождаются подробным описанием. Месяцеслов, созданный на основе иконописного подлинника, позволяет отыскать святого или праздник по календарю, а также познакомиться с описанием внешности святого и композицией праздника. Но изобилующий терминами старинный язык иконописного подлинника может вызвать трудности, поэтому необходим словарь, который помог бы разобраться.
Во всех частях диска «Иконопись» содержатся статьи, посвященные иконографии Спасителя, Божией Матери и святых. К схемам, представленным в главах «Учебник», даны подробные объяснения.
Лицевое и орнаментальное шитье
Этот диск предоставляет любителям восточно-христианского искусства редкую возможность познакомиться с таким уникальным, красивым и чрезвычайно трудоемким видом Церковного искусства, как шитье. Оно представлено на примере Господской Плащаницы и воздухов XII—XVIII вв., созданных византийскими и русскими мастерами.
В главную часть диска под названием «Книга» включены пять небольших глав. Первая, «Литургический экскурс», рассказывает об истории возникновения плащаницы и воздухов, связанных с особенностями богослужений Великой Пятницы. В другой главе представлены пять основных иконографических типов средника (центрального изображения) плащаницы. В главе «Кайма» объяснено, как рама в картине обрамляет средник плащаницы. Это изображения шести разных типов (святые, ангелы и т. п.), орнаментальные и текстовые обрамления, для которых представлены образцы и приведены подробные пояснения. В главе «Учебник» даны примеры изображений предстоящих пяти разных типов: Богородица, жены, мужи, ангелы и символы евангелистов, а также увеличенные фрагменты фигуры Спасителя (голова, ноги и руки). На примере трех плащаниц XIV, XV, XVI вв. наглядно представлен снятый с них рисунок (прорись). Рядом с прорисями помещены изображения плащаниц, детали которых легко увеличить. В «Каталоге» собрано множество образцов древнерусского и византийского искусства XIII—XVIII вв. Они подразделены по векам и снабжены данными об их происхождении и времени создания. Диск имеет словарь терминов, связанных с христианским искусством, полезный для тех, кто недавно стал интересоваться данной темой.
Фрески
Как и заявили разработчики, этот диск уникален по своему содержанию, поскольку предоставляет редкую возможность познакомиться с монументальным искусством Византии, а именно с фресками Сербии, Македонии и Косово XI—XV вв. На нем собраны фресковые ансамбли 29 храмов, а также фотографии, позволяющие получить представление о внешнем облике этих архитектурных сооружений.
Знакомить с монументальной живописью на компьютере довольно трудно вследствие сложной организации внутреннего архитектурного пространства соборов. Создатели диска вполне успешно справились с такой задачей. Они представили подробные планы всех храмов с удобной системой поиска нужной фресковой композиции. Стоит только установить курсор в определенное место на плане, как появится соответствующая настенная роспись. В отдельных случаях даже созданы пространственные трехмерные модели интерьера соборов, что позволяет охватить внутреннюю роспись одним взглядом и почувствовать согласованность всех композиций.
Диск разделен на две основные части: «Памятники» и «Композиции», что облегчает поиск нужной информации. В разделе «Памятники» собраны снимки рассматриваемых храмов, сделанные в разном ракурсе, интерьеры росписями (полные композиции и отдельные фрагменты) и план здания с поисковой системой. Кроме того, в каждом отдельном случае приведены небольшие статьи, рассказывающие об истории создания храма. Чтобы было удобнее знакомиться с материалом, памятники подразделены на группы по времени и по месту их возведения (Сербия, Македония, Косово).
Часть «Композиции» позволяет найти как целые фрески, так и их части. Росписи разделены на три раздела: «Евангельский цикл», «Спаситель» и «Богородица». Каждый из них включает множество частей в соответствии с принадлежностью к школе иконографии. Так, «Евангельский цикл» состоит из композиций двунадесятых праздников и других евангельских событий. Два других включают фрагменты, связанные с классической иконографией Спасителя и Богородицы. Чрезвычайно богатый иконографический материал, представленный на этом диске, изобилует разнообразными живописными и композиционными решениями. Он, бесспорно, будет очень полезен современным иконописцам и всем, кто увлекается восточно-христианским искусством.
Итак
В заключение следует отметить, что эти три диска доставляют большое удовольствие. Причем вы его получаете не только от интересной и разнообразной информации и удобства работы, но и от удивительной атмосферы православного храма, создаваемой пением очень хорошего хора.
«Азбука иконописца» позволяет понять, что должен знать иконописец. Однако данный продукт вовсе не самоучитель. Небольшой по объему материал, собранный на диске «Иконопись» и посвященный рисунку и технике иконописания, лишь немного поможет начинающим мастерам, а основные знания и навыки они конечно же должны приобретать в процессе профессионального обучения.
В общем, данные продукты принесут не только интеллектуальное и эстетическое удовольствие, но и несомненную пользу.
Азбука иконописца
Системные требования: Pentium II—250, 64-Мбайт ОЗУ, видеосистема, поддерживающая разрешение 800×600 точек при отображении 65 536 цветов, 8Х-дисковод CD-ROM, звуковая плата, мышь. Программа работает в среде Windows 98 SE/Me/2000/XP.
Разработка и издание: Православный Свято-Тихоновский Гуманитарный университет
Как и заявили разработчики, этот диск уникален по своему содержанию, поскольку предоставляет редкую возможность познакомиться с монументальным искусством Византии, а именно — с фресками Сербии, Македонии и Косово XI—XV вв. На нем собраны фресковые ансамбли 29 храмов, а также фотографии, позволяющие получить представление о внешнем облике этих архитектурных сооружений.
Продукты, входящие в серию «Азбука иконописца», представляют собой скорее справочники по византийскому и древнерусскому искусству, включающие в себя более 800 икон, фресковые композиции и архитектурные ансамбли 29 храмов, а также множество образцов церковного шитья. Приведенные примеры помогут получить представление о самых разнообразных стилях византийского и древнерусского искусства. Полезно и то, что зрительный ряд дополняют статьи по иконографии, богословию и искусствоведению.