Лаврова

<Текст статьи> 11,7 Кбайт, 5 рис.

Возвращение в Либерти-сити

<<< Красоту и глубину игры GTA IV не описать словами -- их нужно увидеть самому, в них нужно погрузиться с головой, как в море.

Павел Грашин

 

Писать про игры серии Grand Theft Auto -- неблагодарное занятие. Фактически начиная с GTA III, все рецензии можно свести к короткой и четкой формулировке: «Играть обязательно!». Поэтому, если названия Vice City или San Andreas вам знакомы, не стоит даже читать эту статью, а нужно просто идти в магазин за заветной коробкой. А с теми, кому интересно выяснить чужое мнение, давайте обсудим GTA IV.

 

Король ринга

Каков же сюжет серии GTA? Это рассказ о крутом парне (обязательно с тяжелой жизнью в прошлом), который попал в большой американский город и пытается выбиться в люди из самых низов. Как сделать это, если за душой ни папиных миллионов, ни гарвардского диплома? Ответ дает Голливуд. Наш герой, начавший с «мирного труда» в закусочной/на бензоколонке/официантом в кафе (нужное подчеркнуть), рано или поздно оказывается втянутым в преступный мир. А затем… Что рассказывать, посмотрите классику, например «Лицо со шрамом». Или установите GTA IV.

Главный герой игры Нико Белич (Nico Belic) -- выходец из Восточной Европы. Ее создатели уверяют , что по национальности Белич серб или по крайней мере уроженец Балкан. Однако косвенные признаки указывают на то, что на самом деле Нико… русский! И что лицо его во многом «списано» с Владимира Машкова. Будете играть -- не поленитесь, сравните внешность героя с фотографиями актера. Белич подался за океан не от хорошей жизни: дома только-только закончилась гражданская война, да и работы не было. И тут родственник, уже перебравшийся в Штаты, заманивает, обещая золотые горы! Разумеется, по приезде все окажется не так хорошо, вернее, совсем плохо. И молочных рек с кисельными берегами не видно , и вообще, кузен связался с плохими парнями и задолжал им кучу денег. Волей-неволей Нико вынужден помогать непутевому родственнику. Дальше события развиваются традиционно для сюжетов серии GTA: чем больше происшествий с участием главного героя, тем выше его репутация, тем шире распространяются слухи о нем, тем больше его слава.

 

Этот город не спит…

Главная особенность серии -- «живой» город, являющийся одним из полноправных действующих лиц игры. Здесь GTA IV поднимает планку на новую высоту. Теперь Либерти-Сити очень походит на свой прототип -- Нью-Йорк. Хасиды в еврейском квартале, латиноамериканцы в эмигрантском районе, негры, праздно шатающиеся по улицам, бизнесмены на Таймс-сквер, спешащие по своим делам… Описывать это словами бессмысленно, лучше поставить игру и устроить себе экскурсию по виртуальному «Большому Яблоку». Поверьте, оно того стоит!

Особенно хорошо удался разработчикам Hove-Beach, один в один срисованный с нью-йоркского Брайтона. Здесь в полной мере можно оценить юмор ребят из Rockstar: вывески в стиле «Кабаре «Перестройка» или «Глазник» встречаются на каждом шагу. Самое интересное, что в реальном Брайтон-Бич все выглядит примерно так же, отчего становится еще смешнее. В общем, нам легко понять, с какой тщательностью разработчики воссоздали квартал эмигрантов из бывшего СССР. Кому-то все это может показаться карикатурой на русских, но кто же виноват, что эмигранты столь усиленно подчеркивают свою национальную принадлежность? По мне, получилось очень аутентично и весело.

В общем, Liberty-City удался на славу! В какой-то момент даже начинаешь верить, что это настоящий город, живущий своей жизнью и способный прекрасно обойтись без игрока. Однако, как было отмечено выше, Liberty-City в качестве одного из участников игры активно вмешивается во все. Например, случайная машина, заботливо подставленная перед вашим авто во время побега от копов, приведет к аварии и последующему аресту. Чертыхаясь, переигрываем эпизод, и -- о чудо! -- теперь перед полицейской машиной на дорогу выскакивает какой-то сумасшедший, и служители закона, пытаясь объехать его, врезаются в столб. Да, город и правда живет своей жизнью… За это следует поставить Rockstar твердую пятерку!

 

Тюнинг в стиле Rockstar

Что касается игрового процесса, то здесь произошла маленькая революция, вернее, несколько. Во-первых, главный герой научился использовать укрытия, так же как в Gears of War. В общем-то данное нововведение было предсказуемым, ведь сейчас боевая система «с укрытиями» практически стандартна в данном жанре. А чтобы игроку жизнь медом не казалась, врагов также обучили прятаться и стрелять не целясь поверх препятствий. Особенно феерично все выглядит тогда, когда вслепую палят и главный герой, и его противники. И не забудьте включить встроенный в игру видеорекордер. Позднее, поэкспериментировав с углами съемки, замедлениями и прочими киношными хитростями, вы сможете сделать ролик, который с легкостью «задвинет» шедевры от Джона Ву или Майкла Бэя.

Во-вторых, появилось разрушаемое окружение, непосредственно влияющее на боевую систему. Его физическая модель производит достаточно достоверное впечатление: пули выбивают из кирпичных стенок мелкую крошку, прошивают хлипкие деревянные перегородки и тонкие металлические листы… В общем, новая технология RAGE работает на совесть, поднимая уровень интерактивности игры на новую высоту. Конечно, не все и не везде удается разрушить: периодически то тут, то там попадаются несдвигаемые ящики, несбиваемые столбы, неубиваемые телефонные будки… Что ж, таков неизбежный компромисс между интересным геймплеем и ограниченными возможностями современных компьютеров. Поверьте, что там, где это действительно нужно, вы сумеете практически все взорвать/ прострелить/отстрелить или сломать!

Использование «движка» RAGE позволило реализовать движение автомобилей настолько реально, насколько требуется для игр в жанре Action. Более того, возьму на себя смелость утверждать, что в этом отношении GTA IV стоит даже выше, чем последняя Need for Speed: Undercover! Крены в поворотах, заносы, «полицейские развороты» -- все реализовано просто здорово, и даже поневоле закрадывается подозрение: а не автоимитатор ли перед нами? Пусть аркадный, но все же! Опять же «физика разрушений» работает по полной программе: в случае аварии у авто очень реалистично деформируется кузов, отваливаются панели, крошатся стекла… Кстати, поведение «железного коня» также меняется, причем, как легко догадаться, не в лучшую сторону. Короче говоря, реализация автомобилей на «движке» RAGE -- великолепный пример того, как заставить новые технологии работать на геймплей. Браво, Rockstar!

Применение разрекламированной технологии Euphoria вроде бы не так заметно… но лишь на первый взгляд. Со временем можно обнаружить вещи, совершенно немыслимые в предыдущих играх GTA. Например, теперь на любое внешнее воздействие персонажи, ведомые компьютером, реагируют «естественным» образом -- нет заранее просчитанной анимации. Вершина «Эйфории» -- столкновение автомобилей на большой скорости. Если «повезет» и если будет на то воля его величества Искусственного Интеллекта, вы увидите, как реалистично вылетает водитель через лобовое стекло. Жестоко? Да. Зато как это похоже на происходящее в реальной жизни.

Итак, нововведения только улучшили геймплей игры, а их реализация -- выше всяких похвал. При этом разработчики мастерски поставили новые технологии на службу игровому процессу. Но что же потребуется от компьютеров для создания подобного великолепия?

 

Слово о «железе»

Опасения, что GTA IV в результате неумелого портирования с консольной версии будет слишком «тяжелой» для персоналок, не подтвердились. В нее можно с легкостью играть без традиционного для консолей геймпада. Проблема «утяжеления» заключается в том, что «движок» RAGE сам по себе оказался весьма «прожорливым». Так, чтобы задать высокие настройки качества, нужно обладать двух-, а лучше четырехъядерным процессором с частотой от 2,5 ГГц, не менее чем 2-Гбайт ОЗУ (в Vista -- 3-Гбайт), и видеоплатой класса 8800GTS/9800GT или выше. Достаточно серьезные требования, надо заметить. Но если быть немного скромнее, то хватит конфигурации, указанной Rockstar в качестве рекомендованной. Конечно, в таком случае визуальные ощущения от игры пострадают, но на игровом процессе это почти не скажется.

Однако высокие технические требования -- не главная проблема GTA IV. Новая система защиты SecuROM и онлайн-сервисы, которыми разработчики в изобилии начинили игру, -- вот настоящий бич божий. Так, до выхода мини-«заплатки» лицензионная копия наотрез отказывалась активироваться. Да и сейчас всякий раз перед началом игры приходится выключать брандмауэр, иначе GTA просто не запустится. Изучение отзывов игроков (причем как наших, так и западных) позволяет утверждать: такие случаи, увы, не единичны. Кстати, подобная история приключилась и с другой игрой, защищенной SecuROM, -- Far Cry 2. Да, не забудьте, что для выполнения первоначальной активации компьютер должен быть подключен к Интернету -- в противном случае поиграть в «лицензию» вы не сможете! В общем, борьба с пиратством идет полным ходом… Только вот что обидно: сломанная версия с офлайновой активацией была выложена в Сеть через двое суток после выхода игры. В результате опять честные покупатели оказались в дураках: мало того, что они потратились на лицензионную копию игры, так еще и с недоработанной системой защиты им пришлось повозиться. Нет, кто бы что ни говорил, а издатели сами толкают игроков в объятия пиратов, и истории, подобные этой, -- лучшее тому доказательство .

Отдельно недобрым словом следует помянуть и систему Games for Windows - LIVE, без которой невозможно играть в онлайне. Неизвестно, поддерживается ли у нас официально это изобретение Microsoft, но мне задействовать его так и не удалось. Так что не знаю, как выглядит GTA IV в мультиплеере. Но, на мой взгляд, сия беда невелика, в игре есть чем заняться и без онлайна. Просто неприятно, что из-за технических недоработок ее возможности оказались урезанными.

 

***

Подведем итоги. По обилию восклицательных знаков, превосходных степеней и возгласов «Браво!» вы уже догадались, какими они будут. Да, игра великолепна! И я совершенно сознательно избегал в тексте ненужных подробностей: ее красоту и глубину не описать словами -- их нужно ощутить самому, в них нужно погрузиться с головой, как в море.

«Как же так, -- спросит внимательный читатель, -- ведь у игры куча технических проблем?» На самом деле все не так плохо, как кажется. Высокие технические требования к «железу»? А в какой из выходивших в последнее время игр класса «А» они были низкими? Трудности с ней в онлайне? А зачем он вам вообще здесь нужен? Таким образом, в «пассиве» остается только откровенно невменяемая система защиты, но, думаю, и эта недоработка вскоре будет окончательно решена «заплатками». Вот вам и все проблемы.

В общем, вывод будет простым: GTA IV обязательна к приобретению и ознакомлению. Теперь вспомните, о чем было написано в начале статьи: «...все рецензии можно свести к короткой и четкой формулировке: «Играть обязательно!» А вы думали, я вас обманул?



Врезка к файлу 3k_gta4.doc

Grand Theft Auto IV

Системные требования: Intel Core 2 Duo-1800, AMD Athlon X2 64-2400, 1-Гбайт ОЗУ (Windows XP), 1,5-Гбайт ОЗУ (Vista), 16 Гбайт свободного дискового пространства, видеоадаптер NVIDIA 7900 или ATI X1900 с 256Мбайт памяти, звуковая плата, мышь. Для активации требуется интернет-соединение, а для игры в онлайн -- регистрация в Games for Windows - LIVE и Rockstar Games Social Club. Программа работает в среде Windows XP SP3/Vista SP1.

Разработка: Rockstar Games

Издание: «1С»



[фото]