Ваша видеопремьера с Adobe Premiere CS3
Урок 4. Эффекты в клипе
Часть первая
Ксения Свиридова
Бывают
такие секунды, когда все решают минуты.
И длится это часами.
В прошлый раз («Мир ПК», №12/08, с. 116) мы учились монтировать фильм, но умение резать видео на куски и склеивать те из них, что нужны, далеко не все в искусстве видеомонтажа.
Если вы включите телевизор, то увидите, что лишь в редких случаях одна картинка резко сменяется другой, как правило, один сюжет с тем или иным «подвыподвертом» переходит в следующий. Такие переходы сглаживают неожиданные переломы сюжетной линии. Но это только одна сторона «эффективного» (от слова Effects -- эффекты) доведения до ума клипа, ведь может потребоваться подправить, например, яркость и контрастность отдельных эпизодов фильма. В этой статье мы обсудим видеоэффекты и переходы в Adobe Premiere.
Эффекты-переходы
Под словом «эффекты» подразумеваются преобразования видео или звука по готовому алгоритму или по настраиваемой пользователем схеме. Стандартных и настраиваемых «штучек» в Premiere более чем достаточно -- просто глаза разбегаются, а руки не знают, какому пункту отдать предпочтение. Для создания и настройки эффектов требуются две панели: Effects (Эффекты),- хранящая эффекты, и Effect Controls (Управление эффектами),- позволяющая их настраивать.
Открыть Effects и Effect Controls можно в меню Window (Окно), а также комбинацией «горячих» клавиш <Ctrl>+7 и <Ctrl>+5 соответственно.
На панели Effects представлен перечень папок, богатое содержимое которых способно вызвать легкое замешательство (рис.1).
<<<< Cюда поместить рисунок 1 – файл svir-4-1.tif Под ним подпись>>>
Рис.1. Панель Effects
Прежде чем рассматривать, как использовать тот или иной эффект, следует разобраться в принципах их работы. Чтобы легче было ориентироваться, их разделили на три группы.
* Тип материала -- аудио- и видеофайлы. Эффекты для видео и для аудио располагаются в соответствующих папках панели Effect. Все, что применяется к видеоклипам, находится в раскрывающихся папках Video Effects (Эффекты видео) и Video Transitions (Видеопереходы). А все, что можно «прицепить» к звуковому сопровождению клипа, располагается в пунктах Audio Effects (Звуковые эффекты) и Audio Transitions (Звуковые переходы). Следует отметить, что эта статья посвящена видеоэффектам.
* Зона действия -- переходы и эффекты. В зависимости от того, послужит ли эффект связующим звеном между клипами или подкорректирует весь клип, существуют эффекты переходов (Transitions )-- и просто эффекты (Effects.)
Переход. При создании плавного перехода работа будет происходить с краями соседних клипов. Располагаются такие эффекты в папках Video Transitions и содержат переходы как на основе цветовых и тоновых изменений, так и на базе искажений формы. Audio Transitions помогают плавно изменить громкость, воспользоваться микшером нескольких аудиодорожек
Эффекты. Команды из папок Video Effects и Audio Effects будут применены к выделенному клипу. Очень многие из них покажутся знакомыми тем, кому приходилось пользоваться фильтрами программы Adobe Photoshop -- флагмана пакета Adobe Creative Suite. В Premiere вы найдете аналогичные инструменты тоновой и цветовой коррекции, а также знакомые фильтры деформации, размытия. Правда, теперь все происходит в движении, что, безусловно, накладывает свой отпечаток. Вот основные группы эффектов:
· Adjust (Настройка) -- эффекты цветовой и тоновой коррекции;
· Blur & Sharpen (Размытие и резкость) -- эффекты для изменения четкости видео;
· Distort --– эффекты геометрического искажения;
· Keying -- функции работы с частичной прозрачностью;
· Noise & Grain (Шум и зернистость) -- снижение или повышение шума в видеоизображении;
· Render -- художественные эффекты стилизации, искажения цветов, добавления эффекта яркого солнца.
Эффекты группы Audio Effects, служащие для обработки звука, позволяют регулировать баланс, понижать шумы, настраивать эффекты эха и многое другое.
Примечание. Самой первой на панели Effect идет группа Presets (Заготовки), располагающая перечнем готовых к применению эффектов. Кстати, можно создать свою библиотеку настроек эффектов.
* Статика и динамика. По характеру действия различаются статические и динамические эффекты. Настройка эффекта производится на панели Effect Controls.
Статические эффекты назначаются для всех кадров клипа и приносят одинаковый результат. Если, например, выровнять освещение, то повысится яркость всего видеофрагмента. Динамические эффекты могут иметь разную степень воздействия и характер эффекта на различных кадрах клипа. Но для этого понадобится определить в клипе ключевые кадры. Например, чтобы плавно изменить цветовую схему видеофрагмента, нужно выбрать эффект, разметить ключевые кадры и регулировать характер воздействия.
* Вольный художник. Естественно, такая классификация довольно условна, к тому же в ней не учитываются эффекты, достигаемые в результате маневров на панелях Timeline (Монтаж) и Effect Controls. Это и полупрозрачное наложение одного сюжета поверх другого, замедление и ускорение клипа, кадрирование и масштабирование видеоизображения, видео «задом наперед» и т.д.
Далее подробно рассмотрим, как работать с приведенными эффектами.
Будьте внимательны на переходах, или Правила хорошего вкуса
На панели Effects имеется масса стандартных заготовок для переходов, но, к сожалению, «толковых» среди них совсем немного. Одна из самых распространенных ошибок начинающих -- стремиться использовать в одном клипе как можно больше различных эффектов. Убедительная просьба -- не делайте этого! Когда сюжеты каждый раз сменяют друг друга с разными переходами, то в голове у зрителя крутится только одна мысль, к сути фильма никакого отношения не имеющая: «Каким будет следующий переход?».Переходы, типичные для старой доброй классики, беспроигрышны для любого клипа, однако их маловато:
· переход одного сюжета в другой через черный или белый цвет (функции Deep to Black и Deep to White);
· растворение одного сюжета в другом с помощью эффекта Cross Dissolve. Есть и более вычурные варианты: Additive Dissolve, Dither Dissolve и Non-Additive Dissolve.
Этим, пожалуй, все и ограничивается. Ниже приведено несколько советов, которые помогут при работе с переходами:
-- различные деформации и скручивания оправданы только лишь сюжетом. Если они оказываются не на своем месте, то попросту режут глаз;
-- переход применяется, чтобы облагородить изменение сюжетной линии, а не чтобы привлечь внимание к нему самому как таковому;
-- не стоит помещать переходы между всеми клипами фильма -- постоянное моргание ни к чему;
-- пока не набита рука, не нужно использовать различные стандартные переходы в одном клипе;
-- применение собственноручно подготовленных графических файлов в качестве масок под переход делают его уникальным.
Классический переход Deep to Black
Deep to Black – «уход в черный», пожалуй, наиболее непритязательный, но вместе с тем пригодный во всех случаях переход для фильма . Классика есть классика, так что давайте разберемся с ним.
1. Раскройте пункт Video Transitions на панели Effects и вы увидите, что перечень доступных групп эффектов достаточно широк. Но в повседневном монтаже вы практически всегда будете пользоваться одной группой -- Dissolve (Растворение), поэтому на ней-то и щелкните.
2. Выберите пункт Deep to Black и, перетянув его на панель Timeline (Монтаж), расположите на треке между клипами, в том месте, где планируете вставить эффект.
3. Вам покажется, будто ничего не изменилось, но проиграйте место перехода, и тогда увидите, как первый сюжет плавно затемняется и переходит в черный цвет, а потом через черный цвет начинает проявляться новый сюжет.
4. Фиолетовый прямоугольник с названием эффекта над границей клипов (рис. 2) сигнализирует о том, что между клипами вставлен переход .
<<<< Cюда поместить рисунок 2 – файл svir-4-2.tif Под ним подпись>>>
Рис. 2. Deep to Black -- самый незаметный переход
Внимание! Красная полоса в верхней части панели Timeline, проходящая непосредственно над отрезком клипа, свидетельствует о том, что к нему применен какой-либо эффект.
Если
вы выбрали недостаточно большой масштаб просмотра, то прямоугольник
можете и не заметить. С помощью значка (<<<
Продолжительность перехода можно отрегулировать не только на панели Timeline, но и на Effect Controls. Выделив переход, откройте панель Effect Controls с помощью меню Window (рис. 3).
<<<< Cюда поместить рисунок 3 – файл svir-4-3.tif Под ним подпись>>>
Рис. 3. Настройка перехода Deep to Black на панели Effect Controls
На панели можно настроить такие параметры:
· Duration (Продолжительность) -- время перехода;
· Start (Начало) или ползунок под буквой A -- настройка начала перехода;
· End (Конец) или ползунок под буквой B -- настройка конца перехода.
Совет. Установите флажок Show Actual Sources (Показывать исходное видео), чтобы смотреть не на абстрактные буквы A и B, а на кадры собственного клипа.
Эффект наложения видеоклипов друг на друга
Использование нескольких полупрозрачных видеоклипов -- весьма распространенный прием. Создать популярный эффект, когда изображения людей видны сквозь толщу морской воды и слышен их разговор , проще простого.
1. Расположите клипы на двух слоях друг под другом.
2.
Выберите инструмент (<<<
Более сложные эффекты дает применение ключевых кадров.
<<<< Cюда поместить рисунок 4 – файл svir-4-4.tif Под ним подпись>>>
Рис. 4. Использование слоев и полупрозрачности дает интересные эффекты
Ключевые кадры и эффекты без панелей эффектов
Давайте познакомимся со своеобразными метками -- ключевыми кадрами, которые размечают клип и позволяют варьировать его свойства на панелях Premiere.
Регулировать прозрачность и степень видимости клипа можно и без панелей эффектов, но для этого нужно уметь управляться с контрольными точками. Проще всего работать с ними инструментом Pen (Перо).
1.
Выберите инструмент (<<<
2. Удерживая нажатой клавишу <Ctrl>, щелкните на тех местах клипа, где планируете изменить его свойство. В результате на кадре появится ромбик, сигнализирующий о том, что кадр стал ключевым.
3. Потяните за значок вниз, и в данном кадре изображение станет прозрачнее.
Таким образом, регулируя прозрачность видео в ключевых кадрах, можно создать постепенный переход от картинки к черному фону ( рис. 5).
Совет. Попробуйте поработать с несколькими слоями, делая верхний полупрозрачным, чтобы одно изображение накладывалось на другое.
<<<< Cюда поместить рисунок 5 – файл svir-4-5.tif Под ним подпись>>>
Рис. 5. Ключевые точки вместо перехода Deep to Black
Примечание. На аудиотреках подобным образом регулируется громкость, но это мы обсудим на следующем уроке, когда будем рассматривать работу со звуком.
Познакомьтесь с еще одним способом создания ключевых точек без инструмента Pen.
1.
Перейдите на тот трек, с
которым планируете работать. В
левой части трека на панели Timeline
должно отображаться развернутое
меню.
(<<<
2.
Щелкните по клипу, который будете снабжать контрольными точками,
чтобы выделить его. Обратите внимание, что левая часть панели
Timeline
стала активной.
(<<<
3.
Установите указатель на том фрагменте, где нужно будет изменить
свойство, и нажмите значок.
(<<<
4. Подобным образом расставьте ключевые точки по всему фрагменту.
Дальнейший ход работы ничем не отличается от рассмотренного выше. Передвигая точки вверх-вниз и вправо-влево вы будете изменять не только их расположение, но степень и прозрачности кадра.
Безусловно, ключевые точки дают полный контроль над созданием эффектов, но работа с ними требует больше времени.
Управление эффектами
Теперь, когда вы поняли, как работать с ключевыми точками панели Timeline, рассмотрим, как динамически настраивать эффект на панели Effect Controls.
Итак, чтобы применить любой эффект, проделайте следующее.
1. Перетяните эффект с панели Effect на клип на панели Timeline.
2. Чтобы привести любой эффект к желаемому виду, понадобится панель Effect Controls. Выделите клип, к которому был применен эффект, раскройте данную панель и настройте параметры эффекта. Учтите, что у каждого эффекта свой набор параметров .
Внимание! Когда вы назначаете несколько эффектов, то воспользуйтесь панелью Effect Controls, чтобы отрегулировать ту последовательность, в которой они будут выполняться. На панели отображается весь перечень примененных эффектов в том порядке, в каком они будут проиграны в клипе. Вы можете изменить этот порядок, перетянув мышью эффект выше или ниже.
3.По умолчанию клипу всегда присвоены такие эффекты:
· Motion (Движение) -- регулирует расположение, масштабирование и кадрирование видео;
· Opacity (Непрозрачность)--изменяет степень непрозрачности клипа;
· Time Remapping -- ускоряет или замедляет видео, также допустимо менять направление воспроизведения.
Более подробно эти эффекты мы рассмотрим на следующем уроке.
Примечание. Если в клипе присутствует звук, связанный с видео, то для него стоит по умолчанию эффект Volume (Громкость) в части Audio Effects.
4.
С помощью значка в виде треугольника (<<<
5.
Можно изменять значения параметра во времени, правда, для этого
понадобится создать ключевые
точки. Сделайте их, применив значок.
(<<<
Считайте, что вы работаете с клипом на панели Timeline, но с той лишь разницей, что получили все для того, чтобы было удобнее настраивать эффект.
<<<< Cюда поместить рисунок 6 – файл svir-4-6.tif Под ним подпись>>>
Рис. 6. Создание динамического эффекта на панели Effect Controls
Быстрое добавление эффектов
Если вы хотите применить эффект ко всем клипам трека, то будет проще определить клипы как последовательность и к уже получившемуся клипу назначить эффект. Для этого проделайте следующее.
1.
Выделите инструментом (<<<
Совет.
Когда требуется «взять»
полоску клипов с одного трека, то выберите
инструмент (<<<
2. Воспользуйтесь комбинацией клавиш <Ctrl>+X и вырежьте выделенные клипы. То же самое можно было бы сделать в меню Edit (Правка) пунктом Cut (Вырезать) или таким же пунктом контекстного меню панели Timelilne.
3.
В нижней части панели Project
(Проект) щелкните на значке
(<<<
<<<< Cюда поместить рисунок 7 – файл svir-4-7.tif Под ним подпись>>>
Рис. 7. Настройка параметров последовательности в диалоговом окне New Sequence
4. После этого, вместо заполненной рабочей панели Timelilne, у вас возникнет абсолютно чистая заготовка для фильма Sequence с тем именем, которое вы только что задали. Также обратите внимание, что и на панели Project появился пункт с именем этой, пока еще темной лошадки.
5. Теперь нажмите <Ctrl>+V или воспользуйтесь пунктом Paste (Вставить)в меню Edit. На панель Timelilne переместятся все ранее вырезанные клипы.
6. Сейчас, когда ваш видеокирпичик готов к оптовому применению эффектов, вернитесь к базовой последовательности Sequence 01, благо она расположена на соседней вкладке панели Timeline. С панели Project перетяните на нужный трек только что отредактированную последовательность.
7. Одним махом добавьте с панели Effects желаемый эффект, к примеру, повышая контрастность клипа эффектом Levels (Уровни). Дальше все стандартно: откройте панель Effect Controls и настройте эффект.
***
Вот и все. Как видите, создание переходов и эффектов не представляет особой сложности. Но помните, в хорошем фильме ничто не режет глаз, все составляющие находятся на своих местах, одна сюжетная линия плавно переходит к другой, оправданно применение «спецэффектов». В следующий раз мы продолжим знакомство с эффектами Premiere.
ОБ АВТОРЕ
Ксения Свиридова -- автор книг по компьютерной графике, e-mail: ksenijas@yandex.ru.