У таких обществ свои предания и сказания, передающиеся из поколения в поколение, и им нет никакого дела до причудливых выдумок чужеземцев.

Что же касается «просвещенного человечества», то для него «Звездные войны» уже давно стали эпосом на грани помешательства. А как прикажете иначе расценивать, например, такой факт: в Великобритании несколько лет назад была официально зарегистрирована новая религия — «джедаизм»! Что это, если не сумасшествие?!! На этом фоне многомиллионная (миллиардная?) армия поклонников, требующих от дядюшки Лукаса новых историй о далекой-далекой галактике, воспринимается как что-то само собой разумеющееся.

И тем удивительнее тот факт, что мало хороших компьютерных игр сделано на основе «Звездных войн»! Казалось бы, вот тебе раскрученная вселенная, мастери что хочешь — экшен, ролевую игру или даже стратегию. Но если мы попытаемся перечислить удачные проекты, то хватит, пожалуй, и пальцев одной руки. Действительно, слэшеры «для помахать световой шашкой» — серия Jedi Knight, шутеры — Republic Commando и оба Battlefront, ролевые — Knights of the Old Republic, а также одна более-менее приемлемая стратегия — на четверочку — Empire at War. Да, точно так и оказалось: всего пять (!) достойных игр с момента «открытия» вселенной «Звездных войн». А все остальное — россыпь поделок, как правило приуроченных к выходу очередного фильма на эту тему и пригодных только для детей дошкольного возраста или совсем уж казуальных игроков.

В общем, как ни крути, получается, что выход хорошейигры на тему Star Wars — это событие, несмотря на невероятную известность бренда. А если еще вспомнить, что в последний раз нам давали в руки световой меч шесть лет назад — в Jedi Academy, то предвкушение The Force Unleashed становится совершенно нестерпимым. Итак…

Ученик чародея

…Давным-давно в далекой-далекой галактике Дарт Вейдер нарушил старинное ситхское «Правило двух» и взял себе тайного ученика. Как его зовут? А его не зовут — он сам приходит! Прогневали чем-нибудь темного лорда ситхов — готовьтесь к встрече с его «студентом». В общем, как сказал один известный политик, «если там такая серьезная проблема — надо послать туда доктора, чтобы он эту проблему зачистил»…

«Путь ситхов — предательство»… Скоро эту нехитрую мудрость прочувствует на себе и сам главный герой

Шутки шутками, а Старкиллер — такое прозвище дал ученику сам Вейдер — типичный sith-assasin, т.е. ситхский убийца. Для тех, кто не в теме: так во вселенной «Звездных войн» называют того, кто владеет навыками Силы и световым мечом, но еще недотягивает мастерством до Темных Лордов. Ну бывает, надо лучше учиться, принимать витаминчики, сдавать нормативы ГТО… Все приходит с экспой (опытом), как гласит старинная геймерская мудрость.

Уловили главную изюминку новой игры? Да, впервые в истории игр по Star Wars нам дадут порезвиться в роли мальчиша-плохиша! «Ситхи черпают силу в своих страстях» — и вы сможете сполна насладиться своей страстью к разрушению, уничтожая врагов Вейдера и Империи. Эдакая смесь Hitman и «Резни бензопилой по-техасски» — вот так я бы определил первую половину игры. Звучит захватывающе и как-то с трудом вяжется с привычным представлением о «Звездных войнах», не правда ли?

Очень быстро вы узнаете, зачем Старкиллер на самом деле понадобился Дарту Вейдеру. Недовольные, изменники, даже уцелевшие джедаи — не более чем разминка, подготовка к главной миссии: помочь Вейдеру в убийстве Императора. Что же, «Путь ситхов — предательство»… Скоро эту нехитрую мудрость прочувствует на себе и сам главный герой. А вот как обыграли ее во второй половине игры и к чему она приведет в финале, об этом я здесь рассказывать не буду. Скажем так, разработчики потрудились над сюжетом на «5+», и нет никакого смысла портить впечатление спойлерами. Просто пройдите игру до конца и насладитесь работой сценаристов.

Силовые упражнения

Насколько впечатляет сюжетная часть The Force Unleashed, настолько же геймплей игры кажется… эээ… как бы это мягче сказать?.. тривиальным, пожалуй. Коридорный слэшер (т.е. по-русски «рубилово») с прокачкой — вот как можно охарактеризовать творение Lucas Arts/Aspyr Media в двух словах. Казалось бы, что тут может быть интересного, ведь таких игр десятки, сотни, особенно на консолях. Берем спартанца из God of War, натягиваем на него «шкурку» самурая, перерисовываем персов в китайцев, а Медузу Горгону в какого-нибудь японского демона — и готова Warriors of Orochi, ну и т.д. и т.п. Упражнения в стиле «Поруби тысячу врагов за минуту» и примитивные головоломки «Найди нужный рычаг и нажми его» прилагаются. Скучно, господа… Если бы не одно: Сила и связанные с нею приемы.

В общем, как ни крути, получается, что выход хорошей игры на тему Star Wars — это событие

Веселье начинается уже с самой первой миссии, в которой нам предстоит играть — сюрприз! — за самого Дарта Вейдера. Поскольку папаша Вейдер — это все-таки прокачанный по максимуму Sith Lord, то и возможности у него соответствующие. Вот бежит навстречу группа разъяренных гигантов вуки с мечами и дубинами наперевес… Щелчок правой кнопкой мыши — и ситх легким движением руки поднимает самого прыткого врага в воздух, жмем еще одну клавишу — и подвешенный вуки подобно пушечному ядру влетает в толпу незадачливых сородичей, увлекая их всех за собой в пропасть. А вот новое препятствие на нашем пути: в кроне дерева засела группа снайперов, не дающая имперским штурмовикам продвинуться дальше. Не беда, бросок светового меча — и прощай, зеленое насаждение, а удар Силой добьет врагов, уцелевших после падения с высоты. Все, дело сделано, можно двигаться дальше.

И уж совсем ужасные вещи поджидают игрока в конце задания. Да, разумеется, беглый джедай — это не тупые обезьяны вуки, так что биться на мечах все же придется. Но помимо того, Вейдер может, например, швыряться в своего врага пролетающими мимо имперскими истребителями (!), выхватывая их прямо в полете. Каково, а?! А про такие мелочи, как Force Push (тот самый силовой удар) и Force Choke (знаменитое вейдеровское удушение), я и упоминать не буду — вы уже сами обо всем догадались.

Собственно, первая миссия для того и предназначена, чтобы игрок распробовал всю механику игры и вошел во вкус трюков с Силой. Кажется, что дальше будет только хуже, ведь возможности школяра Старкиллера вроде бы не идут ни в какое сравнение с ужасающей мощью Вейдера… Но не спешите с выводами. Во-первых, не забывайте о прокачке навыков и умений, а во-вторых, играть с Силой интересно на любом уровне развития персонажа. Например, хватаем имперского штурмовика и аккуратно подталкиваем его к товарищу. И вот он уцепился за того в напрасной попытке прервать свой незапланированный полет, и теперь вы удерживаете уже «связку» из двух человек. Продолжаем наши опыты: подгоняем двух сцепившихся солдафонов к третьему, и — надо же! — он также нанизывается на нашу «гроздь»! Не знаю, как у вас выйдет, можете сами попробовать, а лично мне удалось собрать «колбасу» из семи солдат. А уж какие коленца они при этом выделывали в воздухе — это ни в сказке сказать, ни пером описать, получил массу удовольствия, наблюдая за таким зрелищем…

И далее все в таком духе. Вроде бы и приемов-то немного, а вот поди ж ты, наблюдение показывает, что сколько играющих — столько стилей прохождения. Одни учат врагов акробатике и полетам во сне и наяву, другие по максимуму развивают знаменитую ситхскую молнию (Force Lightning) и в буквальном смысле «жгут», изображая из себя мобильно-кочевой электрогенератор повышенной мощности. А ведь есть, есть еще джедаи старой закалки, которые не признают грязных приемчиков Темной Стороны и уповают на ускоренное самолечение, повышенный запас Силы и старое доброе фехтование на световых сабельках! Тяжело придется таким чудакам в The Force Unleashed, но тем сладостнее будет для них победа, тем приятнее увидеть финальные титры игры…

К сожалению, и в эту бочку меда попала ложка дегтя. Речь идет, увы, о битвах с боссами — традиционно важной и, как правило, самой захватывающей части игры. То, что прямиком с консолей сюда перетащили систему Quick Time Events (QTE), когда для победы нужно быстро и в правильном порядке нажимать кнопки, — это еще полбеды. Привыкнуть легко, к тому же игра услужливо подсказывает, на что именно давить в следующий момент. И хотя бы не с первого, так с третьего раза точно справитесь — проверено! Гораздо хуже, что в моменты схватки, предшествующие запуску QTE, камера отлетает из-за спины игрока в «прекрасное далеко», и приходится помучиться, соображая, на что же теперь жать, стремясь просто сблизиться с противником. Все происходит в соответствии со словами одной известной личности: «Хотели как лучше, а получилось как всегда!»… Ясно, что с помощью вида со стороны желали добиться большей кинематографичности боев, а в итоге вышло неприятное усложнение для игроков. Цена вопроса — введение одной дополнительной опции в меню настроек игры: «Вид только от третьего лица», или что-нибудь в таком духе. Но почему-то столь простая мысль не посетила головы разработчиков… Вот и приходится игрокам в конце каждого уровня на 2—3 мин перестраивать свое восприятие игрового пространства, что, понятно, неправильно. Будем ждать обновлений, может быть, в них догадаются исправить этот недостаток.

Книга мастеров

Если бы меня попросили охарактеризовать графику The Force Unleashed одним словом, то, к сожалению, это было бы «устаревшая». Неплохие модели главного героя и боссов, пристойные — врагов послабее, и «декорации», выполненные по стандартам двух-трехлетней давности, — вот картина, типичная для игр, перенесенных на ПК со всяких разных Xbox и PS3. Что же делать, кросс-платформенность — бич современной игровой индустрии, и больнее всего от него достается именно игрокам-«персональщикам». Страшно даже представить,что будет дальше, ведь появление следующего поколения приставок планируют в лучшем случае на 2012 г. Ладно, потерпим, мы люди привычные… Хорошо еще, что игру вообще выпустили для ПК, а то ведь могли бы и зажать, как Gears of War 2.

Коридорный слэшер (т.е. по-русски «рубилово») с прокачкой — вот как можно охарактеризовать творение Lucas Arts/Aspyr Media в двух словах

А вот чего у The Force Unleashed действительно не отнять, так это физики. «Коренником» здесь выступает небезызвестный Havok Physics 6.0, а в «пристяжных» у него технология имитации поведения материи Digital Molecular Matter (DMM) и новейший «движок» Euphoria, отвечающий за расчет искусственного интеллекта и достоверную анимацию персонажей в реальном масштабе времени. В общем, как поднимете кого-нибудь из врагов в воздух Силой, обратите внимание, что он всякий раз двигается и ведет себя по-разному. Это работает Euphoria. Теперь швыряйте тушку, скажем, в стеклянный экран, и вы заметите, что тот каждый раз разрушается по-другому, в зависимости от того, как в него попали. Вот вам и DMM в действии. В итоге, чтобы игрок мог почувствовать себя немножко ситхом, разработчикам пришлось свести вместе три физические технологии и заставить их работать на геймплей. И как здорово у них это получилось: не только играть интересно, но и ПК почти не тормозит! А ведь многие студии не могут даже толком справиться с портированием, какие уж тут новомодные физические эффекты… Браво, браво Aspyr Media, и нет вашей вины в том, что пришлось графику игры загонять в прокрустово ложе консольных ограничений.

Это только начало!

Буду краток: игра удалась! И сама по себе, и как игра по «Звездным войнам». Да, недостатки есть, но они связаны с желанием Lucas Arts охватить все платформы разом. Трудно даже вообразить, что бы вышло у авторов, разрабатывай они свое детище так, как сейчас CryTek ваяет Crysis 2 — сначала для ПК, а потом, в виде упрощенной версии, — для приставок. Наверное, «Crysis во вселенной Star Wars» и получили бы, ведь единственное, что, очевидно, сдерживает талант и фантазию Aspyr Media, — ограниченные возможности консолей.

А пока играем в Star Wars: The Force Unleashed и ждем продолжения банкета. Как раз, когда писалась эта статья, объявили, что осенью 2010 г. появится и вторая часть игры. Правда, нам, любителям ПК, сладких пряников никто не пообещал, но, надо полагать, и в этот раз за Старкиллером не заржавеет. Так что, пройдя The Force Unleashed, не забывайте надолго полученные навыки — скоро они вновь вам пригодятся!


В итоге, чтобы игрок мог почувствовать себя немножко ситхом, разработчикам пришлось свести вместе три физические технологии и заставить их работать на геймплей. И как здорово у них это получилось: не только играть интересно, но и ПК почти не тормозит! А ведь многие студии не могут даже толком справиться с портированием, какие уж тут новомодные физические эффекты… Браво, браво Aspyr Media, и нет вашей вины в том, что пришлось графику игры загонять в прокрустово ложе консольных ограничений.

Star Wars: The Force Unleashed — Ultimate Sith Edition

Системные требования (минимальные): процессор Intel Core 2 Duo с тактовой частотой 2,4 ГГц/AMD Athlon X2 5200+, 2-Гбайт ОЗУ, 30 Гбайт свободного дискового пространства, совместимая с DirectX 9.0c звуковая плата, совместимая с DirectX9.0c и с поддержкой Shader 3.0 видеоплата ATI Radeon HD 2600/nVidia GeForce 8600 с 256 Мбайт видеопамяти, 8Х-дисковод DVD, мышь или геймпад Xbox 360 для Windows. Программа работает в среде Windows XP SP3/Vista SP2/Windows 7.
Издание: «1С»
Разработка: Lucas Arts