Поскольку лето уже началось и об отдыхе мечтают все, давайте воплотим хотя бы виртуально мечты будущих отпускников — создадим в трехмерном виде морской пейзаж.
При первом знакомстве с этой программой огромное количество опций, настроек и инструментов способно привести новичка в легкое замешательство. Но если не побояться трудностей и начать разбираться с приложением, то уже через некоторое время станет понятно, что управление трехмерным проектом в 3ds Max продумано до мелочей, а сложность интерфейса компенсирует понятная система группировки инструментов приложения. Так, в правом нижнем углу представлены элементы управления видом в окнах проекций, шкала под которыми предназначена для создания трехмерной анимации. А для работы с материалами служит модуль Material Editor и т.д.
Кроме того, разработчики приложения, переходя от версии к версии, стараются наделить программу как можно большим количеством очевидных инструментов. Например, в последних версиях 3ds Max по умолчанию используется фотореалистичный визуализатор Mental ray, позволяющий рассчитать изображение с учетом таких физических явлений, как рассеиваемость света, возникновение эффекта каустики и проч. Также появилась специальная библиотека востребованных материалов (керамика, вода, стекло, металл и др.), параметры которых определяются законами физики. Благодаря этому, значительно упрощается создание трехмерных сцен, и уже на этапе изучения основ 3ds Max пользователи могут добиться фотореалистичного результата. Рассмотрим, как создать красивый морской пейзаж с помощью инструментов данного 3D-редактора.
Работа над любой трехмерной сценой состоит из нескольких этапов. Сначала реализуются объекты, располагающиеся в сцене должным образом. Затем для них создаются и настраиваются материалы. Потом выполняется конечная визуализация изображения и корректируются параметры объектов, чтобы добиться оптимального результата. Поэтому разделим процесс создания сцены на несколько этапов:
- создание объектов сцены — плоскости, виртуальной камеры, источника освещения;
- превращение плоскости в водную гладь с помощью материала;
- улучшение изображения путем коррекции параметров освещения и материала;
- изменение времени суток на изображении.
Чтобы выполнить простейшие действия в 3ds Max, требуются определенные навыки. Следовательно, прежде чем начать работу в программе, стоит потренироваться в создании объектов и освоиться с ориентированием в трехмерном пространстве. В программе 3ds Max есть множество объектов разного типа: трехмерные поверхности, кривые, источники света, виртуальные камеры, различные вспомогательные объекты и т. д. Большинство из них можно создавать с помощью кнопок на командной панели, расположенных на вкладке Create, а также посредством одноименной команды Главного меню программы. Все эти объекты наполняют трехмерную сцену. Таким образом, 3D-дизайнер делает своего рода трехмерный макет, который допустимо вращать в окнах проекций, а также позволительно изменять форму и свойства различных объектов трехмерной сцены.
Начнем работу с создания в окне проекции объекта Plane размером 500×500 точек (Length = 500, Width = 500). Все настройки здесь являются приблизительными. Точные значения вам придется подбирать самостоятельно, поскольку они в значительной степени зависят от положения объектов сцены относительно друг друга.
Плоскость будет имитировать водную поверхность в трехмерной сцене. Свойства каждого создаваемого в 3ds Max объекта отображаются на командной панели, на вкладке Modify (при условии, что проектируемый объект выделен в сцене).
Работа в 3ds Max очень похожа на компьютерную игру с видом от первого лица. Чтобы управлять видом в окнах проекций, стоит использовать компьютерную мышь. Колесо прокрутки будет приближать или удалять объекты трехмерной сцены; перемещение курсора при нажатой средней кнопке — передвигать изображение в окне проекции, а если при этом еще и нажать клавишу
Перейдите в окно проекции Left, щелкнув на нем правой кнопкой мыши. Выполните команду Create • Cameras • Target Camera в Главном меню программы. Щелкните левой кнопкой мыши в окне проекции и, не отпуская ее, отведите курсор в сторону, после чего кнопка может быть отпущена. Будет создана виртуальная нацеленная камера. То место, где был произведен щелчок, обозначит расположение камеры, а то, где кнопка мыши была отжата, — положение ее мишени. Камера должна находиться в непосредственной близости от водной глади, а направление ее взгляда на мишень должно быть почти параллельно плоскости.
Виртуальная камера позволяет зафиксировать вид в окне проекции. Перейдите в окно проекции Perspective и нажмите клавишу С. В результате вы увидите изображение, фиксируемое камерой. Край плоскости будет определять линию горизонта на вашем пейзаже.
Добавьте в сцену реалистичную систему дневного освещения. Выполните команду Create • Lights • Daylight System в Главном меню. В появившемся окне ответьте на запрос программы утвердительно. Щелкните под плоскостью в окне проекции, снова ответьте на сообщение 3ds Max утвердительно и передвиньте курсор так, чтобы завершить создание источника света над водой.
Сама по себе плоскость мало похожа на волнистую поверхность океана, однако в трехмерной графике подобная проблема легко решается с помощью соответствующего материала.
* * *
Чтобы сохранить сделанную картинку, нажмите кнопку Save Image того окна, в котором выполняется визуализация изображения. Если необходимо изменить разрешение картинки, указать формат его сохранения и выбрать папку сохранения на жестком диске, обратитесь к окну настроек визуализации. Его можно вызвать с помощью клавиши