Америка 50‑х — рок-н-ролл, большие автомобили, безудержный оптимизм и вера в будущее. Мужчины носят шляпы и элегантные строгие костюмы, а женщины в целом предпочитают сидеть дома и заниматься детьми, вместо того чтобы делать карьеру и бороться за свои права. Как ни крути, а 50‑е — это воплощенная «американская мечта» в ее классическом понимании, не испорченном политкорректностью, феминизмом и прочими перегибами.
Но не только Элвисом, «кадиллаком» или «стетсоном» запечатлелся данный период в людской памяти. Это было время наивысшего расцвета организованной преступности в Америке, особенно прославленной «Крестным отцом» знаменитой итальянской мафии. В принципе трилогия Копполы, рассказывающая о том, как она контролировала Лас-Вегас, диктовала условия кубинскому правительству и приглашала к себе для отчета конгрессменов и сенаторов, — чистая правда! Ни до, ни после 50‑х мафиози не поднимались на такие «управленческие высоты» и не могли похвастаться подобными «достижениями».
Полагаю, теперь, если вы перечитаете два предыдущих абзаца, вам станет ясно, что для продолжения знаменитой игры Mafia разработчики из 2K Czech могли выбрать только эти годы. В первой части — Mafia: The City of Lost Heaven — чехи отдали дань уважения «романтической» поре американской организованной преступности, т. е. 30‑м годам, периоду царствования «сухого закона», а в продолжении настал черед «золотого века мафии».
Из грязи в князи
Впрочем, сюжетная линия Mafia II начинается… в 1943 г.! Простой итальянский паренек из бедной семьи (штампы, штампы!) Вито Скалетта соглашается помочь своему закадычному приятелю Джо ограбить ювелирную лавку… А вы как думали, вот такая она, настоящая мужская дружба! Шутки шутками, но в итоге Вито оказывается в руках правосудия. Ему предлагают на выбор тюрьму или армию, тем более что американские войска должны вот-вот высадиться на Сицилии, где как раз и пригодились бы бойцы со знанием итальянского. Так Вито впервые возьмет в руки оружие, чтобы убивать людей, пусть пока и одетых во вражескую форму.
А дальше закрутилась-завертелась карусель! Возвращение с войны, новые «дела» с Джо, выросшим за время отсутствия Вито в довольно авторитетного бандита, прием в «семью», отсидка в тюрьме — да-да, все-таки не избежать главному герою пребывания за решеткой, ведь «кому повешенному быть — тот не утонет», как гласит народная мудрость. А потом, снова рука об руку, локоть к локтю он начнет вместе с Джо подъем к вершинам криминального мира. Пожалуй, упомянув высоты, я несколько преувеличил: здесь не GTA IV или Godfather I/II, поэтому строить собственную криминальную мини-империю вам никто не позволит — не положено, не доросли еще!
Развитие и карьерный рост Вито происходят строго в рамках, определенных сценаристами игры и ограниченных уровнем пусть и высококлассного, но все-таки самого обыкновенного боевика мафии. Так что если кто-то втайне лелеял мечту стать «крестным отцом» хотя бы в игре, ему стоит об этом забыть, Mafia II здесь ничем его не порадует. Изначально разработчики из 2K Czech ставили перед собой совсем другую задачу — создать гангстерскую сагу, рассказать историю, закрутить сюжет так, чтобы у игрока захватывало дух. И, на мой взгляд, они с ней вполне справились. Конечно же, люди, хорошо знакомые с гангстерско-бандитской киноклассикой, справедливо заметят, что сюжетные повороты беззастенчиво копируют то «Крестного отца», то «Славных парней», то «Неприкасаемых», а то и вовсе «Побег из тюрьмы», вроде бы совсем не относящийся к итальянской мафии… Но, положа руку на сердце, скажите, хотя бы четыре перечисленных фильма вы, читающие данную статью, смотрели и запомнили? Нет? Тогда смело берите Mafia II и не бойтесь, что сценарий покажется вам знакомым. А тем, кому указанные ленты крепко врезались в память, новую игру рекомендуем еще и потому, что она им понравится, благодаря «эффекту предвкушения и узнавания».
Замечу еще, что цитаты из кинофильмов очень умело вплетены в ткань повествования — не сразу и догадаешься, что перед тобой заимствование, к тому же и не поймешь, откуда оно взято! Да, цитировать также нужно уметь, иначе вместо шедевра получится уже упоминавшаяся Godfather или того хуже, Scarface, в которой из всей атмосферы фильма-прототипа осталось только вездесущее английское ругательство из четырех букв… Слава богу, мастерство, талант, тонко развитое чувство стиля, наконец, позволили сценаристам из 2K Czech умело составить целостную сюжетную линию, соединив собственные удачные задумки с цитатами из «большого кино».
Как вы уже, наверное, догадались, содержательная часть Mafia II удалась на все сто. Собственно, разработчикам можно предъявить лишь одну претензию: эпическая игра должна заканчиваться подобным же финалом, вызывающим у игрока настоящий катарсис. Выражаясь языком филологов, в конце «Истории с большой буквы» следует ставить эффектную точку, а не расплывчатое многоточие. За примерами далеко ходить не надо, ведь именно так — жестко, страшно и совсем не хеппи-эндом — завершалась первая «Мафия».
Тем не менее в наш век продолжений и дополнений смерть главного героя — непозволительная роскошь для разработчиков и издателей. Потому-то игра и заканчивается как-то не вовремя, что ли, совсем не тогда и не так, как ожидаешь, а на самом интересном месте, оставляя после завершения вопросы и легкое недоумение. Что же, открытый финал Mafia II — победа маркетинга над художественным вкусом, зримое воплощение того, что игры в наше время скорее коммерческий продукт, чем произведение искусства. Остается только смириться и радоваться, что это оказалось единственным отступлением разработчиков от «большого стиля», пусть и очень заметным, к сожалению.
Карты, деньги, два ствола
С точки зрения геймплея перед нами все та же старая добрая «Мафия», т. е. «стрелялка» от третьего лица (TPS) в городских декорациях с элементами «файтинга» (от англ. fighting — бой, драка, поединок, борьба) там, где это нужно по сюжету, и автовождения (практически постоянно, как и в первой части игры). Единственное заметное нововведение (разумеется, о нем вы уже догадались!) заключается в том, что к боевой части прикрутили систему укрытий, без которой не обходится ни одна современная TPS. Так что фанатам первой части, привыкшим за последние годы с комфортом разить врага из-за всяких бочек, мусорных баков, поваленных деревьев и прочих препятствий, не придется беспокоиться и переучиваться, мучительно восстанавливая старые навыки. Здесь, как говорится, все для блага человека, и в данном случае им являетесь вы.
Разумеется, важно не то, из каких деталей собран игровой механизм, — тут как раз трудно изобрести что-то действительно революционное, — а то, насколько успешно все это вместе работает и насколько геймплей в целом интересен для игрока. Отдадим должное разработчикам: испытанное мастерство не подвело их и на этот раз — они не дадут игроку заскучать от слишком долгой поездки на машине, слишком длинной и нудной перестрелки, слишком затянутой драки. Здесь все очень к месту и ко времени.
Скучные вялотекущие переговоры внезапно оборачиваются ураганной стрельбой, «стелс»-миссия (да-да, в Mafia II есть и такая!) разом превращается в побег от полиции через полгорода, а рутинное и не самое опасное задание заканчивается в итоге арестом и тюремным заключением… Игра суммирует темп, варьирует ритмы, жонглирует элементами геймплея, и, что интересно, подобная, казалось бы, круговерть ничуть не вредит эпичности, а, наоборот, выгодно оттеняет и дополняет ее. На мой взгляд, вторая «Мафия» в этом отношении оказалась сильнее первой, где нередко встречались явно затянутые эпизоды, сбивающие динамику повествования. В общем, разработчикам удалось не только удержать высокий уровень, заданный оригинальной игрой, но и кое в чем превзойти его, что, конечно же, можно лишь приветствовать.
Красота и ее жертвы
А вот техническое воплощение новой игры вызывает… (как бы это выразиться помягче) неоднозначные ощущения. Да, визуально Mafia II невероятно красива. Собранный из самых известных композиций Нью-Йорка, Сан-Франциско, Вашингтона и других американских городов, Эмпайр-Бэй, где разворачивается действие, — великолепен. И этот город живет своей собственной жизнью: люди, спотыкаясь, спешат по своим делам, полицейские гоняются за преступниками и лихачами, грузчики в магазине на углу разгружают хлеб. Проезжая по набережной мимо доков, можно увидеть, как деловито снуют по своим делам докеры и портовые рабочие. Все это, конечно, здорово, но…
…Но богатырский размах программистов, художников и дизайнеров уровней из 2K Czech в итоге, увы, выходит им (и нам!) боком. Игра тормозит на машинах средней игровой конфигурации и огорчает внезапными ошибками даже владельцев очень мощного «железа». Так что не стоит радоваться и хозяевам заветной «интеловской семерки» — они также не застрахованы от торможения. Что тут сильнее влияет — масштабность самого продукта, недоработанный 3D-движок или все вместе, судить трудно, подождем исправлений. А пока, если вам не хочется смотреть слайд-шоу, выставляйте настройки графики на Medium и выключайте PhysX. Поверьте мне, не стоит гнаться за недостижимым, игра и в таком виде выглядит очень хорошо.
И еще информация к размышлению: для активации и обновлений Mafia II использует Steam. Следовательно, тем, у кого возникают проблемы с Сетью, а также любителям пиратских копий следует крепко призадуматься, чтобы потом не кусать локти.
Да здравствует Голливуд!
В общем, Mafia II — это скорее не игра, а интерактивный кинофильм про мафиози. И если рассматривать новинку с такой точки зрения, то сразу станет понятно, откуда взялись все ее кажущиеся недостатки. Не хватает «песочницы», как в GTA? Помилуйте, так ведь ничто не должно отвлекать от развития сюжета, нельзя разрушать динамику повествования! Игроку не дают никакой свободы, ежеминутно направляя его к финалу? Все правильно, главный в кино — режиссер, а актеры обязаны ему подчиняться, иначе фильм расползется по швам, и т. д. и т. п.
В результате все объяснения сводятся к одному: целенаправленно или абсолютно случайно, но у чехов из 2K получилась игра-фильм или фильм-игра — переставляйте слова как хотите, смысл от этого не изменится. И бессмысленно сокрушаться о том, чего в игре нет и не должно было быть: лучше наслаждаться тем, что в ней есть, тем более что все — простим разработчикам технические проблемы — сделано на высочайшем уровне. Хотя, как обычно, повторю: выбирать вам, на вкус и на цвет товарищей нет.
Системные требования: Pentium D-3000 (рекомендуется Quad Core-2400), 1,5‑Гбайт ОЗУ (рекомендуется 2‑Гбайт), видеоплата nVidia GeForce 8600/ATI HD2600 Pro (рекомендуется nVidia GeForce 9800 GTX/ATI Radeon HD 3870 или лучше), 8 Гбайт свободного дискового пространства, звуковая плата, совместимая с DirectX 9.0c, 8Х-дисковод DVD, мышь. Программа работает в среде Windows XP (SP2 или выше)/Vista/7. Для установки игры необходимы подключение к Интернету и авторизация в сервисе Steam.
Разработка: 2K Czech
Издание: «1С»