Согласно недавнему отчету IDC дела с облаками в России обстоят не лучшим образом. Конечно, определенный прогресс наблюдается и еще больший прогнозируется. Однако сейчас этот рынок еще очень мал, и чтобы дорасти до западного уровня, нам потребуется несколько лет.
Чтобы выяснить причины столь медленного развития данного рынка, мы пообщались с несколькими компаниями, в определенной степени занятыми предоставлением облачных услуг. Прежде всего мы обратились за комментариями к лидеру этого сегмента российского ИТ-рынка, компании Microsoft. А также поинтересовались мнением других участников, планирующих предоставлять различные услуги в облаках или уже делающих это.
Прогнозы и реальность
Пожалуй, оценки Microsoft самые оптимистичные. Так, ее бизнес по аренде приложений в России ежегодно увеличивается на 40?% в течение последних трех лет. Причем в компании полагают, что в ближайшие годы такой рост продолжится. И это неудивительно, ведь, согласно данным IDC, на продукты Microsoft, предоставляемые через местных партнеров компании, приходится наибольшая доля рынка SaaS-приложений в России.
Николай Прянишников, президент Microsoft в России, так комментирует отношение компании к облачному рынку: «Актуальность облачных технологий подтверждается примером облачного сервиса «ПО в аренду» (SaaS). Уже сейчас эта услуга становится в глазах пользователя аналогичной телефонии и Интернету. Данные наших исследований показывают, что 82?% руководителей компаний малого бизнеса считают, что у более крупных фирм больше конкурентных преимуществ, поскольку они имеют более широкие возможности использовать надежные и современные ИТ-решения. Наш опыт и опыт наших партнеров, которые предлагают решения Microsoft в аренду, говорит о том, что в зависимости от количества пользователей и вида ПО клиент может сэкономить до 85?% совокупной стоимости владения решением (TCO) в течение трех лет. Также услуга дает возможность перевести часть затрат на ИТ из капитальных в операционные».
Однако другие участники рынка склонны отмечать не свидетельства успеха облачных технологий, а причины их медленного развития. Среди последних чаще всего называют плохую информированность потенциальных потребителей облачных услуг (а это прежде всего малый и средний бизнес) и небольшое количество предложений на этом рынке.
«Игроки рынка, а их можно пересчитать буквально на пальцах рук, сейчас заняты в первую очередь просвещением и обучением целевой аудитории, чтобы сформировать этот рынок, — считает директор компании-стартапа SolverMate Сергей Мехоношин. — Отсюда пока низкие продажи. Но процесс постоянно ускоряется: активно подключаются тематические СМИ, проводятся конференции по определенным темам и круглые столы, появляются новые сервисы. И по нашим расчетам, в течение трех — пяти лет рынок в России полностью сформируется».
Аналогичного мнения придерживается и Владимир Стрельников, директор по развитию Parking.ru. По его словам, одной из причин невысоких темпов роста стоит считать малое число SaaS-сервисов, востребованных массовой аудиторией. Зачастую это нишевые сервисы, рассчитанные на определенную отраслевую специфику, что естественным образом сужает спрос.
Сказывается и довольно плохая информированность рынка об облачных технологиях и их возможностях. По утверждениям Антона Марченко, руководителя отдела маркетинга проекта Softline Cloud Services компании Softline, здесь мы, как обычно, отстаем от Запада на три — пять лет: то, что «там» уже является основным трендом, у нас еще только начинает набирать обороты.
Отсутствие информации порождает еще одну проблему — недоверие пользователей к сторонним компаниям. «Мало кто решается передавать свои данные компании — поставщику услуг. Причем боятся и слива данных конкурентам, и передачи этой информации различным органам власти, — объясняет Антон Марченко. — Это препятствие будет существовать до тех пор, пока рынок не станет более цивилизованным и у компаний в целом не повысится доверие к своим контрагентам».
Облака в законе и вне его
Проблему недоверия пользователей мог бы решить Федеральный закон «О персональных данных» (Закон № 152?ФЗ «О персональных данных»), вступающий в полную силу с 1 января 2011 г. В соответствии с ним к информационным системам, содержащим и обрабатывающим персональные данные (ИСПДн), предъявляются специальные технические и административные требования. Опустив многочисленные юридические формулировки, поясним один из важных моментов этого закона: если компания отдает процессы обработки персональных данных третьей стороне (в нашем случае — облачному сервису), она должна быть уверена в том, что разработчики сервиса действуют в соответствии с этим законом. Более того, соответствующий пункт должен быть записан в договоре, регулирующем взаимоотношения компании и владельцев облачного сервиса. Лишь на таких условиях Закон № 152?ФЗ будет соблюден. На практике это означает следующее: если некая фирма решит воспользоваться, например, облачной CRM-системой, то ей придется найти только российское решение, обеспечивающее хранение и обработку данных в ЦОДах на территории России в соответствии с данным законом.
Так, компания Data Track, хранящая конфиденциальную информацию пользователей, вынуждена была разрабатывать собственную платформу для реализации облачного сервиса. Вот что поясняет Евгений Гребенкин, управляющий партнер компании: «Работа программы на облачной платформе предполагает хранение данных в облаке. Amazon, Azure и другие облачные платформы способны обеспечить высокий уровень конфиденциальности хранимой информации. Но пока нет ни одной платформы, которая может обеспечить ответственное хранение персональных данных согласно российскому законодательству. Мы не можем применять ни одну из них с юридической точки зрения. Поэтому для SaaS-версии Data Track мы используем собственные вычислительные мощности и собственную платформу».
С одной стороны, ужесточение законодательства резко ограничивает разработчиков SaaS-решений: такие популярные облачные платформы, как Windows Azure и Amazon, становятся недоступными для многих решений, работающих с персональными данными, а с другой — это должно стимулировать российский ИТ-рынок вкладываться в развитие собственных ЦОДов и облачных услуг.
Первые сдвиги в этом направлении уже есть. Компания Parking.ru с недавних пор предлагает услугу «Хостинг ИСПДн (по требованиям 152?ФЗ)», в рамках которой размещает на своих серверах информационные системы, обрабатывающие персональные данные. Эта услуга актуальна для множества сервисов, среди которых интернет-магазины, HR-системы, системы маркетинговых исследований, медицинские системы, системы биллинга и управления услугами и др. В предложение входят работы по размещению и аренде серверов, подготовке и конфигурированию оборудования, предоставлению комплекта необходимых документов и помощь в их заполнении.
Правовые сложности не только затрудняют возможности использования зарубежных облачных платформ, но и не позволяют западным разработчикам предлагать уже готовые SaaS-решения на российском рынке. Именно эту причину называет в числе прочих Дмитрий Сотников, руководитель направления Cloud Solutions американской компании Quest Software. По его словам, компания пока не продвигает облачные сервисы на территории России и не планирует делать это в ближайшее время именно из-за неясной для западного рынка правовой ситуации.
Облакам — быть!
Несмотря на многочисленные сложности, наши респонденты все же уверены в дальнейшем развитии российского рынка облачных услуг. Многие стартапы, такие, например, как Data Track, готовят SaaS-версии своих решений. Компаниям выгодно предлагать облачные решения по целому ряду причин. Главных из них две: снижение затрат на разработку для различных программно-аппаратных платформ и оперативность перехода на новые версии программы. SaaS-модель распространения программных решений позволяет сосредоточить усилия на расширении функционала системы, имея всего одну ее версию для одной платформы. Кроме того, при создании облачных приложений не возникает проблем с переходом пользователей на новые версии, так как он происходит централизованно. Безусловно, это выгодно и для клиентов: им не нужно тратить усилия на установку, развертывание и внедрение решения, а также они могут экономить на стоимости, выбирая удобные варианты тарификации (число пользователей, объем трафика и т. д.)
Однако многие разработчики, невзирая на очевидные выгоды предлагаемых пользователям SaaS-решений, продолжают создавать и поддерживать и обычные версии своего ПО. Один из примеров — компания SolverMate. По словам ее директора, Сергея Мехоношина, показатели успеха SaaS-версии пока ниже, чем было запланировано, но ситуация постепенно изменяется в лучшую сторону, и в следующем году компания рассчитывает выйти на плановые показатели. Причем продукт SolverM9ate изначально разрабатывался как облачный сервис, однако в дополнение все-таки была сделана «коробочная» версия. Этого потребовали критически относящиеся к своим данным клиенты, хотя таковые и оказались в меньшинстве.
Стоит отметить, что развивается не только SaaS-сегмент, но и решения класса IaaS, которых на российском рынке пока крайне мало. Одной из самых значимых IaaS-услуг стал облачный хостинг Slidebar компании Parking.ru. Облачный сервер Slidebar — это виртуальный выделенный сервер, параметры которого выбирает сам пользователь. Изменять такие параметры, как объем памяти, мощность процессора и размер дискового хранилища можно динамически, что позволит подобрать такую конфигурацию, которая подойдет конкретному проекту. Не привязываясь к жестким тарифным планам, пользователь сможет экономить на услугах хостинга. В компании прогнозируют рост доли IaaS в составе услуг. Это будет происходить как за счет перехода части клиентов с «классических» тарифов виртуальных серверов Hyper-V, так и за счет миграции части пользователей с виртуального хостинга и привлечения разработчиков SaaS-сервисов, для которых Slidebar является наиболее приемлемым решением.
По прогнозам Softline, число облачных услуг, прежде всего SaaS, будет расти. Тем, кто хочет освоить этот сегмент рынка, стоит выявить реальные потребности бизнеса и создать приложение, которое сможет им удовлетворить.
* * *
Несмотря на не очень радостное нынешнее положение дел, многие прочат облакам широкое будущее на российском ИТ-рынке. Называются самые разные стимулы для развития. Так, Microsoft полагает, что перспективы облачных технологий очень велики. Возможность взять ИТ в аренду в первую очередь снимает вопрос о необходимости капитальных инвестиций в инфраструктуру — покупку оборудования, ПО, поиск специалистов, которые будут поддерживать и развивать инфраструктуру. Руководство Microsoft приводит и еще один весомый довод в пользу облачных технологий. В России ожидается сокращение количества выпускников университетов, в том числе и технических. Для поддержания инновационной экономики хотя бы на нынешнем уровне информатизации необходимо увеличивать количество специалистов, которые этим занимаются. Их же численность не просто не увеличивается, а сокращается. И облако является одним из эффективных решений данной проблемы. Концентрация инфраструктуры и экономия на масштабе высвободят ресурс на что-то другое. И тогда предсказываемая кривая роста экономики будет реальна.
Проведенные по заказу Microsoft исследования показали, что 33?% компаний малого бизнеса рассматривают возможность взятия ПО в аренду, поскольку его просто поддерживать/обновлять (42?%). Кроме того, отмечалась важность повсеместного доступа к почте и файлам (40?%), а также к ПО (39?%). Рассмотреть приобретение ПО по подписке готовы 78?% компаний малого бизнеса, потому что это дешевле (36?%), позволит сфокусироваться на основном бизнесе (31?%) и повысит надежность ИТ (30?%).
По мнению аналитиков IDC, российский рынок облачных ресурсов находится на начальной стадии развития, однако в нашей стране заметен рост интереса к облачной модели предоставления ИТ-услуг.
В 2009 г. российский рынок облачных услуг достиг 4,8 млн. долл., и планируется, что к 2014 г. он вырастет до 161,5 млн. долл., что соответствует более чем 100?% совокупного темпа годового роста. На нем сейчас доминирует сегмент AaaS (Application as a Service — именно так IDC предлагает переименовать устоявшийся термин SaaS), составляющий 94% общего объема рынка. Сегмент IaaS (Infrastructure as a Service) составил в 2009 г. лишь 4?% объема всего рынка, но, по оценкам IDC, вырастет до 22% (35,5 млн. долл.) к 2014 г. Сегмент PaaS (Platform as a Service) увеличится с 0,1 млн. долл. в 2009 г. до 12,5 млн. долл. в 2014 г.
Кто витает в облаках?
По данным компании Softline, предлагающей широкий ассортимент облачных сервисов различных разработчиков, сейчас наиболее популярна услуга электронной почты из облака. На втором месте по востребованности находятся средства коллективной работы и видеоконференций, а замыкают тройку лидеров ресурсы обеспечения безопасности из облака.
А по статистике компании Parking.ru, также предоставляющей готовые SaaS-решения независимых разработчиков, из всего спектра сервисов по популярности в лидерах находятся наиболее понятные для клиентов: системы дистанционного обучения, складского учета, услуги бизнес-почты и интеграции ее с мобильными устройствами и, конечно, проекты для создания интернет-магазина «из коробки».