Наши нынешние участники решили развивать именно эти тренды.
Не секрет, что автомобильные пробки — большая проблема, причем уже не только в городах-миллионниках. Несколько онлайновых карт предлагают своим пользователям оценить дорожную обстановку с помощью сервиса отображения пробок. Казалось бы, ничего нового здесь уже не придумаешь. Но неожиданно нашлись энтузиасты, предложившие свежий подход к оценке ситуации на дорогах.
Сервис «Пробки из окна» позволяет автомобилистам более точно оценить степень загруженности пути не только с помощью обычной карты, но и более наглядно, предоставляя реальные данные с видеокамер, установленных на отдельных участках дорог.
Всевозможные пробочные сервисы, основанные на навигационных данных, предоставляют разную информацию, которая часто не соответствует реальной обстановке. Чтобы понять, почему так происходит, следует сделать небольшой экскурс в современные способы мониторинга транспорта.
Существует два подхода к определению загруженности дорог:
- Развертывание вдоль дорог сети стационарных измерителей характеристик транспортного потока — детекторов транспорта.
- «Запуск» в транспортный поток навигационных приемников, передающих данные о маршруте и скорости движения автомобилей в потоке.
Использование детекторов транспорта позволяет получать наиболее точную информацию о дорожном движении, но это очень недешевое удовольствие. Глобальная проблема таких систем — значительные затраты на инфраструктуру. Нужно разработать проект, провести согласования, закупить оборудование, выполнить монтажные работы, подвести электропитание и забрать данные, обеспечить эксплуатацию объекта.
В публичных пробочных сервисах в России получил распространение второй подход, основанный на множестве данных о движении разных водителей. Он не требует затрат на оборудование, но и получаемая информация в силу ряда причин не блистает точностью.
Размещение вдоль дорог видеокамер могло бы решить проблему наглядности и достоверности любого пробочного сервиса, поскольку изображение наиболее адекватно человеческому восприятию — лучше один раз увидеть, чем сто раз услышать. Оказалось, что можно решить эту задачу почти даром — создать распределенную систему и привлечь к участию в ней как можно больше заинтересованных лиц. Ведь окна на дорогу, компьютеры, подключенные к Интернету, и веб-камеры уже есть, и они представляют собой готовую инфраструктуру. Более того, это развивается само собой — повышаются производительность компьютеров, скорость интернет-каналов, качество веб-камер. И разумеется, количество компьютеров также увеличивается. И если добавить специальное программное обеспечение, можно получить распределенную систему мониторинга дорожного движения почти без затрат.
Сервис «Пробки из окна» был разработан несколькими единомышленниками, имеющими многолетний опыт участия в проектах, связанных с разработкой алгоритмов видеоаналитики для охранных систем и дорожного хозяйства. Специально для работы над проектом была создана компания «Системы технического зрения», возглавил которую Максим Груздев.
Максим Груздев, генеральный директор и соучредитель компании «Системы технического зрения»
На наш взгляд, такой подход позволяет объединить достоинства упомянутых выше способов мониторинга дорожного движения — достоверность данных и дешевизну одновременно. Любой владелец компьютера с доступом в Интернет, окна квартиры которого выходят на дорогу, может скачать с сайта www.probkiizokna.ru специальное ПО (видеодетектор пробок), установить веб-камеру на окне и начать мониторинг дорожного движения на соответствующем участке.
Загруженность дороги определяется видеодетектором по изображению веб-камеры на компьютере пользователя, а значит, нет необходимости использовать мощные серверы, чтобы обрабатывать десятки и сотни видеопотоков.
Наряду с данными о загруженности, на сервер передаются отдельные кадры с изображением контролируемых участков. На сервере информация о загруженности от разных веб-камер обобщается на карте в виде красных, желтых и зеленых линий. Но при этом пользователь может получить кадр изображения дороги с любой точки работы веб-камеры.
Благодаря такому подходу сервис как предоставляет общую информацию о загруженности дорог, так и дает возможность увидеть, что происходит на дороге в местах установки веб-камер.
Работа детектора требует около 5--10% вычислительной мощности компьютера, а входящий интернет-трафик незначителен (исходящий трафик большинством провайдеров не учитывается). Следовательно, компьютером, осуществляющим мониторинг дороги, можно пользоваться в обычном режиме.
Надо отметить, что алгоритм видеоанализа создавался (и продолжает дорабатываться) исключительно для этого сервиса.
Применение веб-камер в качестве источника видео не обходится даром, ведь они, мягко говоря, не слишком предназначены для круглосуточного наблюдения за транспортом. Например, быстро движущиеся автомобили «размазываются» по кадру, особенно в ночное время. Появление яркого источника света на темном фоне (фары в вечернее/ночное время) приводит к размытию изображения (несколько ярких точек от фар расплываются в одно белое пятно). Отдельные проблемы возникают и из-за размещения веб-камеры за стеклом окна.
Впрочем, неточность работы детектора загруженности дороги компенсируется возможностью посмотреть своими глазами на картинку с любого ее участка, где работает веб-камера. Человек справляется с задачей распознавания гораздо лучше любой программы — ему одного взгляда достаточно, чтобы понять, есть пробка на дороге или нет.
Сейчас над проектом работают пять человек, все они заняты частично, в свободное от основной работы время. В качестве «посевных» денег был привлечен грант Фонда содействия развитию малых форм предприятий в научно-технической сфере (более известный как Фонд Бортника). На эти деньги был сделан прототип видеодетектора, после чего проект привлек частные инвестиции на разработку и продвижение системы в целом.
Применение в качестве источника информации видео (при условии повышения качества веб-камер, что сейчас и происходит) позволит дополнять сервис новыми функциями, недостижимыми при использовании навигационных технологий, например, такими:
- автофиксация и сохранение видеороликов о ДТП;
- контроль работы дорожных служб по уборке снега;
- мониторинг занятости парковочных мест.
Развитие функционала может потребовать и дополнительных инвестиций. Вполне вероятно, что сервис выйдет за рамки мониторинга пробок.
Сервис активно развивается. Спустя три месяца после открытия в проекте было задействовано уже более 80 камер, функционирующих в режиме онлайн (только в Москве). Число посетителей сайта пока нестабильно, оно колеблется от нескольких сотен до нескольких тысяч в сутки. Однако разработчики надеются, что численность пользователей сервиса будет расти с увеличением числа работающих камер. Их основные усилия направлены не на расширение аудитории, а на увеличение базы камер онлайн. Создатели сервиса ожидают, что в 2011 г. количество камер в Москве увеличится до 500 шт.
Сервис может быть развернут в любом городе мира, где есть проблема транспортных пробок и их мониторинга. Разработчики уже получают запросы на подключение из других городов.
PlatzСart — это SaaS-решение, позволяющее любому пользователю создать интернет-магазин и начать продавать свои товары. При этом человеку не придется задумываться о хостинге, тарифах, знании HTML и уж тем более о необходимости какой-либо разработки и программирования. Понадобится лишь браузер, и нужно будет оплатить работу с сервисом, например, пластиковой картой.
На первый взгляд подобная простота вызывает сомнения. Однако именно к ней и стремились разработчики сервиса, специалисты краснодарской веб-студии «Платцкарт».
По словам арт-директора студии Виктора Подкопаева, за шесть лет деятельности компании было разработано множество интернет-магазинов с использованием разных технологий.
Виктор Подкопаев, арт-директор студии «Платцкарт»
Собрав весь накопленный опыт, мы поняли, что он нам не пригодится. Почему все системы похожи друг на друга? Зачем что-то придумывать, если все уже придумано? Ошибки одного разработчика копируются другим, и это накапливается как снежный ком. И потому мы решили изменить этот мир и начали с интернет-коммерции.
Основной принцип при разработке проекта был таков: если функция не понятна без дополнительных разъяснений — ей не место в системе. Таким образом команде «Платцкарта» удалось создать продукт, отличающийся от других практически во всем. Хотя и не ставилась такая цель, он появился в результате непреодолимого стремления к простоте, удобству и ясности.
Конечно, есть у продукта и конкуренты, например InSales и Webasyst Shop-Script. Однако данное решение было создано именно для того, чтобы изменить существующее положение вещей, а не создать новый рынок. От аналогичных систем PlatzCart отличается в первую очередь понятным и удобным пользовательским интерфейсом, а также ценовой политикой. Стоимость использования PlatzCart составляет всего 1 долл. в день, причем без тарифных планов и урезанного функционала. Кроме того, объем дискового пространства можно расширить до 64 Гбайт. И наконец, пользователи имеют возможность не платить за услугу 45 дней, без ограничений пользуясь всеми функциями своего магазина.
Также стоит отметить, что PlatzCart имеет более узкий фокус по сравнению с другими подобными продуктами. Система идеально подходит для создания небольших узкоспециализированных магазинов для тех, кто хочет монетизировать свое хобби или увлечение (художников, дизайнеров, фотографов).
Сейчас над проектом работают семь человек. Сервис был создан и запущен без привлечения сторонних инвестиций, но пока рано обсуждать дальнейшее финансирование. В настоящее время разработчики продолжают активно развивать проект. В ближайшем будущем появятся еще пять языковых версий. Создатели планируют не ограничиваться русскоговорящим сообществом, и система вскоре будет доступна на испанском, французском, немецком, китайском и английском языках. Причем на отдельных из них уже в этом году.
Сейчас идет работа по интеграции еще большего числа платежных систем. Стали доступны PayPal, MoneyBookers, Robokassa, позволяющие принимать платежи практически любого формата по всему миру. Однако их перечень будет расширен локальными и узкоспециализированными платежными системами.
Вскоре будет осуществлена интеграция с другими SaaS-системами для ведения бухгалтерии и складского учета, а также появится возможность выгрузки товаров в популярные сервисы, такие как «Яндекс Маркет», Google Product Search и Товары@Mail.ru.
Обсуждать успехи сервиса пока рано. Однако за первые две недели в системе зарегистрировались более 30 пользователей. Некоторые из них активно занимаются наполнением своих магазинов
ePythia
Сайт: epythia.com
Дата старта: апрель 2010 г.
Проект ePythia вполне можно причислить к новомодным геосервисам, ведь это, как поясняют сами разработчики, контекстно ориентированный гео-планировщик. Проще говоря, ePythia позволяет пользователю составлять планы на день и претворять их в жизнь в зависимости от его текущего местоположения.
Как рассказывает Алексей Костыря, руководитель одноименной компании, созданной для разработки сервиса, идея родилась из многолетнего опыта использования планировщиков и осознания того, что их возможности сейчас значительно шире, чем в прошлом.
Алексей Костыря, руководитель компании ePythia
Современные смартфоны оснащены большим количеством датчиков, способных определить, в частности, где находится пользователь сейчас, и планировать его следующие дела исходя из полученной информации.
Приложение ePythia для мобильного устройства может оповестить пользователя о предстоящем совещании за 5 мин до его начала, если оно проводится в том же офисе, где и сам человек находится. Если же до места проведения мероприятия нужно добираться через весь город, то напоминание придет за 1--1,5 ч до начала встречи, причем время будет рассчитано автоматически, а если нужно, то и с учетом пробок на маршруте.
В настоящее время создано лишь приложение для платформы Android, которое проходит стадию закрытого бета-тестирования. В дальнейшем появятся версии и для других платформ. В фоновом режиме приложение определяет координаты пользователя и напоминает ему о запланированных делах с учетом того, где они будут происходить. Работать с задачами можно и через веб-интерфейс.
Интеграция с социальными сервисами, такими как Twitter, Facebook, Foursquare, позволит пользователям легко поделиться событиями своего календаря с друзьями.
Тестирование версии ePythia для смартфонов на базе Android началось в конце ноября 2010 г. Приглашения поучаствовать в нем получили несколько сотен человек, оставивших заявки на главной странице сайта. К концу года в сервисе было зарегистрировано немногим менее 200 человек, и от них разработчики получали отзывы о работе сервиса. Эти пользователи помогали находить и исправлять ошибки, тестировать новые функции. Они же предлагали и новые идеи развития сервиса, примеры их использования в реальной жизни.
Кроме того, поучаствовать в бета-тестировании приложения может каждый желающий. Для этого нужно оставить заявку на главной странице сайта www.epythia.com.
По окончании закрытого бета-тестирования начнется разработка приложения для iOS. Этот этап запланирован на апрель 2011 г. Другие платформы будут добавляться постепенно, и сами пользователи помогут определить очередность их реализации. В первую очередь интересы команды сервиса простираются на рынки приложений для Windows Phone 7 и BlackBerry.
Само приложение будет бесплатным. Однако планируется предложить пользователям и Premium-аккаунт с ежемесячной или ежегодной оплатой, предполагающий расширенную функциональность, например возможность добавления задач голосом, шифрование данных пользователя и т.д.
Сейчас над проектом работают восемь человек, одни из них заняты полный рабочий день, другие — частично.
Сначала разработка сервиса велась на собственные средства его создателей, а первые ангельские инвестиции были получены только через полгода, в ноябре 2010 г. В дальнейшем разработчики рассчитывают на привлечение дополнительных инвестиций на разработку первой версии и развитие сервиса.
Благодаря геоконтекстным функциям ePythia имеет все шансы занять значительную долю рынка, даже несмотря на обилие планировщиков. Существующие программы и сервисы планирования проектировались с учетом их использования на персональных компьютерах и ноутбуках пользователей. Их клиенты для смартфонов повторяют функционал старших братьев, практически не используя возможности этих устройств. Между тем смартфоны способны облегчить планирование и решение повседневных задач. Десятки датчиков, которыми они оснащены, постоянное соединение с сетью и то, что смартфон все время находится рядом с пользователем, позволяют устройству довольно точно определять контекст взаимодействия. Информация о текущем положении — важная часть контекста, помогающая напоминать о делах и задачах в нужное время и в нужном месте.
По словам разработчиков, пользователи часто удивляют их, придумывая свои собственные варианты работы с приложением. Например, один из них рассказал, что ставит напоминание на свою станцию, когда едет поздно вечером в электричке и боится проспать нужную остановку. Подобные примеры применения не так-то легко придумать заранее, они рождаются из специфических задач пользователей, которые известны им куда лучше, чем разработчикам.
Создатели сервиса уверены, что возможностей использования приложения гораздо больше, чем можно себе представить при первом знакомстве с ним.