В чем разница между «ВымпелКомом» и Microsoft?
Прежде всего отмечу, что обе компании родные, любимые. И обе имеют большой потенциал. С точки зрения высшего руководства, они очень схожи. И там, и здесь у руля стоит интернациональная группа топ-менеджеров из разных стран. Если мы опускаемся на уровень среднего менеджмента и рядовых сотрудников, то тут различий больше. У Microsoft глобальность чувствуется во всем. Например, часто общение происходит на английском языке: звонки, телеконференции, переписка, поскольку даже рядовые сотрудники активно используют взаимодействие с иностранными подразделениями. Хотя "ВымпелКом" тоже компания международного уровня (акции на биржах, присутствие в других странах), но российский офис имеет больше контактов внутри страны, что обусловлено более широким региональным представительством.
С точки зрения бизнеса также есть разница: в Microsoft он очень многоликий. Мы продвигаем много продуктов, одновременно в работе более 50 наименований -- от Xbox Kinect до ERP-систем. Все они предназначены для различных потребителей, мы имеем разную долю рынка по ним: где-то -- 10, где-то -- 90%. В результате и бизнес ведем по-разному: какие-то продукты продаем, что-то предоставляем в облаке.
Должен ли президент разбираться в работе подчиненных всех уровней?
Он должен подобрать грамотную команду и мотивировать старших менеджеров. Если у вас будут правильные руководители подразделений, то вам не нужно будет вникать в работу младших подчиненных. При этом я уверен, что в своем деле надо быть профессионалом, чтобы быстрее двигаться к цели и пользоваться авторитетом у сотрудников. Желательно иметь детальные знания в своей области, а не только навыки руководящей работы. Поэтому стараюсь уделять внимание деталям. Например, после перехода в Microsoft я провел 1000 встреч за полгода со своими сотрудниками и партнерами, чтобы вникнуть в проведение операций. Я и сейчас общаюсь с сотрудниками, когда прохожу по офису.
Руководитель должен обладать точной информацией, а содержимое презентаций часто отличается от реального положения дел. В действительности все сложнее, проблемнее, поэтому после официальных встреч я пытаюсь поговорить с сотрудниками, чтобы получить сведения из разных источников.
Приходится ли вам еще учиться?
Очень рад, что судьба всегда помогала приобретать нужные знания, иначе бы я ограничился меньшей базой знаний. Мне кажется, техническое и экономическое образование вместе со степенью МВА составляют достаточную основу для работы на любом уровне. Теперь обучение происходит на наших курсах для лидеров. Они немного разные, есть и выступления, и общение с коллегами. В результате в любой момент не стоишь на месте и делаешь оценку своих сильных и слабых сторон.
Как вы относитесь к российскому образованию?
Мне кажется, у нас в стране достаточно высокий средний уровень преподавания. Но нельзя стоять на месте, надо развиваться, например внедрять инфокоммуникационные технологии в вузах. Это расширяет возможности образования, да и современные студенты подготовлены -- не расстаются с компьютером. Когда преподаватель использует старые методы, это вызывает непонимание и мешает быстро набирать знания.
Для развития ИТ-специальностей мы открыли в вузах более 300 ИТ-академий (курсы, которые постоянно обновляются, чтобы специализация выпускников всегда была актуальной). В 11 вузах страны нами организованы инновационные центры, куда студент может прийти с идеей, какой-то программой или продуктом, и там команда ему помогает ее реализовать. Дальше из такой идеи можно сделать стартап и войти, например, в нашу программу BizSpark, а студентам бесплатно доступно еще и наше лицензионное ПО по программе DreamSpark.
Уровень ведущих экономических вузов у нас также достаточно высокий, но, на мой взгляд, им не хватает обмена опытом на международном уровне. И в этом могло бы помочь сотрудничество с интернациональными компаниями, такими как Microsoft. Нужно отслеживать и технологические тенденции в мире, и изменение экономических теорий.
Что касается менеджеров, то мне кажется, кроме чисто управленческих знаний, надо получить фундаментальное образование. Техническое, экономическое, маркетинговое или финансовое -- неважно, главное, быть специалистом в какой-то области, и институт в этом помогает. Лучше всего учиться на управленца, когда ты уже являешься менеджером, чтобы была возможность сразу применить полученные знания, иначе они не очень эффективно усваиваются.
Останется ли профессия программиста востребованной специальностью?
Специальность программист останется востребованной, хотя ИТ будет меняться в сторону сервисной модели. России, чтобы двигаться по пути модернизации, количество ИТ-специалистов надо удвоить! Если сейчас их один миллион, то надо два. У нас есть потенциал развития и в автоматизации производства, и в госсекторе (электронное правительство и т.п.), и в других областях.
Достижимо ли создание инновационного центра с подачи государства (как Сколково)?
Мне кажется, что для серьезной трансформации нашей экономики в инновационную нам нужны и государственные, и частные центры. Сколково может стать катализатором, примером для частных компаний, показывающим, как строить такие проекты. Кроме того, помощь государства позволяет быстро выстроить такую структуру. Например, наша компания, проанализировав ситуацию, решила сотрудничать со Сколково, объединив несколько своих программ. Мы планируем открыть центр исследований и разработок, в котором будут создаваться элементы платформ Technical Computing (инициатива по созданию крупных решений в области обработки данных для научных работ, анализа данных и экспериментального моделирования) и Microsoft Business Solution (решения в сфере бизнес-приложений). В некоторых разработках подрядчиками могут выступить российские компании, что будет полезно для страны. Ведь у нас в стране много талантов, но не всегда получается их гармонично вписать в процессы разработки продукта, использовать их мозги в коммерческих проектах. А Microsoft в этом направлении как раз имеет колоссальный опыт. Сколково ценно еще и тем, что в одном месте собрано множество потенциальных партнеров.
Мы готовы поддерживать там стартапы, предоставляя им бесплатное ПО и участвуя в финансировании. Мы всячески поддерживаем идею создания в Сколково технологического университета и готовы снабдить студентов программным обеспечением. Мне кажется, также будет правильным устроить в Сколково Центр коллективного доступа к информационным технологиям, где любая компания сможет развернуть свое решение на нашей платформе и посмотреть, как оно будет работать.
Но одного Сколково недостаточно. Нужны инновационные центры по всей стране. Надо поддерживать их создание при вузах, развертывание иностранными компаниями. Пока есть лишь единичные примеры, надо действовать более активно. Многие страны просто зазывают к себе иностранцев. Мне кажется, нам иногда мешает излишняя самоуверенность -- у нас самая большая страна. Да, это так. Но если мы посмотрим на численность населения, на наш ВВП, на рынок сбыта, сравним их с теми, что имеют место в Индии и Китае, то поймем, что наш вклад не очень большой. Так что, мне кажется, если будем более открыты к иностранным компаниям, то инвестиций в Россию будет больше и люди станут жить лучше.
Какова доля российского офиса в обороте корпорации Microsoft?
Мы не раскрываем финансовые показатели, но могу сказать, что доля доходов российского офиса в обороте корпорации Microsoft нас не устраивает. Она сравнима с долей нашей страны в общемировом ВВП (по независимым источникам 1--1,5 %. -- Прим. ред.). Самые крупные рынки для MS -- это США и Китай, потом идут Япония, Великобритания, Германия и только в следующей группе наш офис. А хочется поднять российский офис, чтобы он вошел в «первую лигу». Задача-максимум, конечно, стать №1, но даже для достижения «первой лиги» предстоит серьезно потрудиться -- надо удвоить наш бизнес.
Что делаете, когда личное мнение расходится с корпоративной точкой зрения?
Мне нравится Microsoft, корпоративная культура здесь такова, что всегда прислушиваются к чужому мнению. Да, компания большая, и быстрых изменений нельзя достигнуть. Но за несколько месяцев можно добиться своего. Мой универсальный совет тем, кто проводит дискуссии в больших компаниях, -- иметь веские аргументы и выстраивать свою стратегию, указывающую, на каких уровнях их применять. В этой компании мне удобно то, что известно, до кого и в какой форме надо вопрос донести, чтобы его обсуждение могло сдвинуться с мертвой точки. Также важно знать тех людей, с которыми договариваешься, и иметь сторонников. Последние объясняют выгоды решения каждый в соответствии со своей должностью по своим департаментам: маркетинг, финансы и т.п.
Два года на одном месте, не надоело?
Ну что вы! Сейчас я в самом расцвете сил как менеджер Microsoft и наиболее эффективно тружусь. Первое время моей работы здесь пришлось на кризис, и тогда был нужен экстремальный кризисный менеджмент. Удалось сформировать новую стратегию роста корпорации Microsoft, которую мы начали реализовывать. Произведено обновление команды: половина директоров сменены, часть из них нашли внутри компании, другую пригласили. И теперь я надеюсь, что следующие несколько лет это будет пик реализации нашего плана, который должен быть выполнен к 2012 г.
Президент Microsoft -- это вершина карьеры?
Ближайшие три года я занят реализацией вышеупомянутого плана. Однако считаю, что на одном месте человек должен оставаться не очень короткое время, но и не слишком длительное. Конкретные сроки зависят от размеров компании, должности и динамики бизнеса, но в целом от трех до восьми лет. Через три года для меня возможен рост и без больших изменений, например, если Россия и СНГ будут выделены в отдельную субъединицу или произойдет переход на управление в европейском офисе. Но не хотелось бы при этом терять ответственность в России.
Раньше я рассматривал и вариант перехода на госдеятельность, особенно в соцсфере. Мой любимый проект Microsoft -- 130 центров компьютерной грамотности, где бесплатно могут обучаться все посетители. Однако я охладел к мыслям о карьере в госструктуре, так как там слишком много политики и мало ориентации на результат. Мне, конечно, приходится заниматься и тем, и другим в крупной компании, но больше удовольствия получаю все-таки от конкретных результатов. Надеюсь, и госслужба будет двигаться в сторону ориентации на результат. Для этого стоит принимать в аппарат больше менеджеров верхнего звена, вплоть до руководителей международных компаний. Потому что среди чиновников явно не хватает кадров, нацеленных на результат, а у бизнесменов может возникать конфликт интересов между их предприятиями и госдеятельностью.
Центры инноваций
Исторически первый Центр инноваций Microsoft (Microsoft Innovation Center) был создан в МИФИ (Национальный исследовательский ядерный университет МИФИ (Москва)) в октябре 2006 г. Сегодня Центры инноваций Microsoft действуют на базе 11 ведущих российских вузов. В их числе Московский инженерно-физический институт (государственный университет), Нижегородский государственный университет имени Н. И. Лобачевского, Томский политехнический университет, Санкт-Петербургский государственный университет, Санкт-Петербургский государственный политехнический университет, Казанский государственный университет, Государственный университет -- Высшая школа экономики (Москва), Российский государственный университет им. Иммануила Канта (Калининград), Уральский государственный университет, Московский энергетический институт (Технический университет), Пермский государственный университет. Всего корпорацией создано 120 таких центров в 60 странах мира.
IT Academy
Более 160 российских вузов участвуют в программе Microsoft IT Academy (свыше 300 академий по всей России). В 2010 г. Microsoft заключила соглашение с крупнейшим вузом России и Европы -- Современной гуманитарной академией (СГА), предусматривающее создание в 142 филиалах СГА центров обучения ИТ по этой программе.