Доступность сервиса. Ознакомление с русскоязычной версией Office 365 произошло на территории компании Microsoft, где была предоставлена возможность оценить функциональность ее продукта при групповой работе. На этом тест-драйве прошли контроль основные компоненты Office 365: почтовый сервис Outlook, сервис для общения сотрудников Lynс и сервис совместной работы над документами и обмена данными между пользователями SharePoint.
В нашей стране право продавать облачный пакет в сегменте среднего и малого бизнеса получили две компании – «ВымпелКом» и «СКБ Контур». Крупным же компаниям сервис доступен при условии использования программы корпоративного лицензирования Enterprise Agreement не менее чем на 250 рабочих мест. В отличие от своего основного конкурента -- облачного сервиса для бизнеса Google Apps -- в Office 365 предполагается, что пользователь будет использовать не только тонкий, но и толстый клиент, то есть работать как с веб-приложениями, так и с их полноценными локальными версиями.
В интерфейсе Office 365 пользователь пакетов офисных приложений
Microsoft найдет знакомые черты
На связи. Чтобы начать работу с Office 365, требуется зайти на страницу portal.microsoftonline.com, где нужно ввести свой идентификатор Microsoft Online Services и пароль, выданный администратором компании, после чего будет доступна основная страница (см. рисунок), внешний вид которой зависит от того, какой версией сервиса пользуется клиент. В основной части страницы размещен перечень главных компонентов сервиса, а также быстрые ссылки; например, для Outlook это доступ к входящим сообщениям, календарю и параметрам сервиса. В правой части страницы размещены ссылки для доступа к ресурсам: импорт контактов, настройка электронной почты и загрузка локальных версий офисных продуктов, а также там находятся справка по сервису и доступ к сообществу по Office 365.
Каждому пользователю Outlook предоставляется до 25 Гбайт пространства для хранения электронной корреспонденции, при этом Microsoft берет на себя защиту от вирусов и спама. С Outlook тесно интегрирован коммуникационный сервис Lync (тонкий клиент). Он позволяет не только обмениваться мгновенными сообщениями с другими пользователями, но и осуществлять голосовые вызовы, организовывать видеоконференции, а также совместно работать над документами. История всех бесед в Lync автоматически сохраняется в Outlook.
Интерфейс тонких клиентов Outlook и Lync прост и интуитивно понятен, а их возможностей вполне хватает для комфортного взаимодействия сотрудников. Эта часть Office 365 реализована удачно.
Компромисс требует жертв. Облачная версия серверного продукта Microsoft SharePoint Server также имеет широкий набор функций. С ее помощью можно организовывать совместную работу сотрудников, хранить документы в так называемых библиотеках, а при наличии прав администратора создавать веб-сайты и форумы для пользователей.
Совместная работа с документами в SharePoint Online может осуществляться как с помощью веб-приложений, так и локального приложения. Однако редактирование в многопользовательском режиме становится невозможным, если, например, кто-то из пользователей выбирает тонкий клиент, а другой пользуется толстым, и это один из существенных минусов в Office 365.
Второй минус также связан с редактированием документов. Если в том же Google Apps пользователь получает возможность полноценно работать с текстовыми файлами, таблицами и презентациями, то, открыв любое из Office Web Apps, можно увидеть, что их функционал сильно урезан по сравнению с «настольной» версией. К примеру, в облачной версии Excel в ходе тест-драйва так и не удалось отыскать кнопки для осуществления простейшей функции автосуммирования, а в Word не нашлось места для полезной функции «Статистика», подсчитывающей количество страниц, букв, строк, знаков и абзацев в документе.
Впрочем, подобные минусы легко объяснимы. В отличие от Google, изначально делающей ставку на облачное программное обеспечение, Microsoft является компанией, получающей значительную часть доходов от продажи «настольных» программных продуктов. Поэтому разработчики Office 365 вынуждены были искать компромисс: предоставлять, с одной стороны, пользователям возможности, которых те ожидают от облачных сервисов, с другой стороны, не «перекрывать дороги» коммерческой настольной версии Office Professional. Именно поэтому пакет облачных сервисов, получившийся вполне удачным с точки зрения коммуникации пользователей, в области непосредственной работы с документами явно недотягивает до того уровня, которого мы, пользователи, привыкли ожидать от столь солидного производителя.