Домашний компьютер у меня появился довольно поздно, когда мне было уже 13 лет. Точнее, это по нынешним меркам поздновато, а тогда, в далеком 1990-м, я стал вторым счастливчиком в классе. Объясняя родителям необходимость покупки ПК, я приводил массу аргументов. Мол, на нем можно и программированию учиться, и справочники умные загружать, и доклады по разным предметам печатать, и даже кулинарные рецепты хранить. Сейчас, спустя двадцать с лишним лет, могу признаться – я, конечно, кривил душой. Больше всего на свете мне хотелось ИГРАТЬ!
Купленный ПК8000 «Сура» пензенского производства был изрядно устаревшим даже для того времени. Выпускать-то их начали «всего» три года назад, в 1987 г., но разработка была, скажем так, не совсем оригинальной. Советские инженеры Александр Фролов, Андрей Малышкин и Николай Такочаков вдохновлялись компьютерами стандарта MSX-1, представленного в СССР, главным образом, продукцией фирмы Yamaha разработки 1983 г. Их вдохновение было настолько мощным, что сначала они создали точный клон, на котором запускалось и работало все ПО оригинала. Но когда дело дошло до массового производства, обнаружилось, что отечественная промышленность не способна освоить производство всех необходимых комплектующих. В результате конструкцию пришлось упростить, совместимость с MSX-1 стала очень условной, но все же получившийся компьютер работал – и неплохо. В его основе лежал процессор КР580ВМ80А – созданный в конце 70-х гг. прошлого века в Киеве клон интеловского i8080.
Частота его составляла 1,78 МГц, производительность достигала аж 445 тыс. операций в секунду, а объем оперативной памяти равнялся 64 Кбайт, причем 16 из них использовалось для размещения данных видеоадаптера. Последний выдавал картинку с разрешением 256х192 точки, раскрашивая это великолепие 15 цветами…
Никаких полезных программ в комплекте с «Сурой» не шло, зато на прилагаемой кассете были записаны десять простеньких игр: «Тетрис», «Морской бой», «Минер», «Клад»… Несмотря на их простоту (если не сказать сильнее), я увлекся ими не на шутку. Настолько, что родители стали выражать сомнения по поводу того, стоило ли вообще покупать компьютер? Однако уже через пару месяцев стандартный набор надоел, и я развил бурную деятельность по поиску новых игр. Находить их было действительно непросто, потому что у знакомых дома стояли сплошные БК, «Синклеры» да «Микроши», а «Сура» оставалась зверем очень редким. И вот ваш покорный слуга, будучи 14 лет отроду, взял на вооружение газету «Из рук в руки». Там работала удобная система: купив номер в Саратове, можно было вырезать купон и с его помощью опубликовать объявление, к примеру, в оренбургской версии газеты. Или в воронежской. Сначала для обмена у меня была только одна игра, но зато какая! Старший брат моего одноклассника написал авиасимулятор «F-16» с реальными (насколько это было тогда возможно) силуэтами самолетов Mirage 2000, МиГ-29, собственно F16 и еще пары других (извините, запамятовал за давностью лет). Сюжет, как таковой, отсутствовал, звук тоже был примитивным, однако мы тогда не были менее капризными. Я вел обширную переписку с людьми из разных городов, отправлял им по обычной, «офлайновой», почте кассеты с программой и с нетерпением ждал ответных бандеролей. Параллельно читал учебники по всем языкам программирования подряд, дорабатывал уже имеющиеся игрушки и даже пробовал создавать свои. Году к 1993, когда у меня появился постоянный доступ к IBM-совместимым компьютерам, в коллекции для «Суры» насчитывалось около 200 приложений – как портированных с MSX-1, так и написанных специально для нее. Вряд ли это была самая крупная подборка в стране, но, определенно, одна из лучших. По крайней мере, сейчас, изучая в Интернете материалы о судьбе семейства ПК8000, я не встречаю ни одного незнакомого названия.
Потом у меня появился «настоящий компьютер», и на нем я тоже сперва только играл. И хотя выбор развлечений был несравнимо шире, для того чтобы полностью погрузиться в них, ПК требовал регулярных улучшений. Пришлось изучать матчасть, разбираться в комплектующих, обучаться искусству сборки у мастеров в дружественной фирме, зарабатывать деньги на новое «железо». Накопившийся опыт рвался наружу, и я начал писать статьи для местной компьютерной газеты. И в итоге получилось из меня то, что получилось. Родители, насколько знаю, довольны.
Спросите, к чему эти «мемуары»? Да к тому, что компьютерные игры, которым посвящен сегодняшний номер, как минимум не бесполезны. И увлечение ими может со временем помочь найти себя и сделать неплохую карьеру. Мой пример, конечно, не самый яркий. Но поспрашивайте IT-спецов, которым доверяете, почитайте биографии известных компьютерщиков. Будете удивлены – с каких несерьезностей начинались их миллионы и миллиарды в твердой валюте.
Все, что мы делаем хорошо и с удовольствием, однажды начинает приносить нам деньги. И если это будут компьютерные игры – почему бы и нет? Главное, не забыть познакомиться с другими радостями жизни. Возможно, среди них найдется что-то поинтереснее, чем Counter Strike и World of Warcraft, .