Безусловно, игра «Total War: SHOGUN 2 -- Закат самураев» удалась на славу! Перед нами очередная хорошо сработанная и почти идеально подогнанная под выбранный исторический период Total War, где уже в который раз Creative Assembly не ударила в грязь лицом.
С катанами и шашками на танк с пулеметом
Нечасто так бывает, что мы удостаиваем дополнение отдельной статьи в журнале, но из любого правила когда-нибудь случаются исключения. Во-первых, «Закат самураев» (ЗС) изначально позиционируется разработчиками и предлагается издателем как отдельная, самодостаточная игра, которую можно приобрести и установить, даже не имея оригинальной «Сегун 2». Во-вторых, объем изменений и вправду таков, что у любого из конкурентов Creative Assembly это, несомненно, сошло бы за отдельный продукт. Кто не верит, сравните, например, «Диверсанты: Вьетнам» и свежий, с пылу-с жару, «Штрафбат»… Ну и в-третьих, я не смог обойти вниманием ЗС потому, что это все-таки очередная Total War, причем, возможно, -- но только возможно! -- с намеком на то, куда дальше двинется легендарная серия.
Старикам здесь не место
Если первое «большое» дополнение к «Сегун 2» -- «Восход самураев» -- было посвящено широко известному в узких кругах дерби «Тайра vs. Минамото», то в ЗС разработчики прыгнули во времени в другую сторону, перенеся действие почти на 300 лет вперед по сравнению с оригинальной игрой. Так что приготовьтесь: вместо историй о возвышении самурайского сословия и грандиозной эпохи Сэнгоку Дзидай*, вас теперь ждет не менее увлекательное повествование о «Войне Босин»**, в результате которой пал сегунат и была восстановлена в полном объеме власть императора Японии. Последовавшая затем так называемая. «Реставрация Мэйдзи»*** окончательно ликвидировала феодальные пережитки прошлого, в том числе сословное деление общества и особый, привилегированный статус самураев. Собственно, поэтому дополнение так и назвали -- «Закат самураев»: последний парад легендарных воинов перед уходом в историческое небытие. Волнующая и весьма поучительная история, замечу, особенно для тех, кто всегда стремится увидеть в играх нечто большее, чем еще одно развлечение для одуревающих от безделья подростков… В связи с этим нельзя не отметить, как умело и ненавязчиво -- уже в который раз! -- Creative Assembly знакомит игрока с атмосферой и историческими реалиями времени, в котором разворачивается действие ЗС. Без преувеличения, это «дополнение» можно рекомендовать в качестве учебного пособия тем школьникам, которым обычные уроки истории кажутся слишком скучными и пресными.
Век пара и брони
Ладно, оставим лирику с дидактикой и посмотрим, что нового оно принесло. Поначалу ничто не предвещает «революции»: обычная карта Японии, привычные юниты и постройки, до боли знакомый интерфейс, в общем, старая-добрая «Сегун 2», ничего особенного. Однако это как раз тот случай, когда первое впечатление обманчиво, потому что по ходу игры вас ждут такие изобретения XIX в., как железная дорога, пароход, первый пулемет -- пушка Гатлинга -- и нарезные артиллерийские орудия! Ну а как же иначе-то, какое может быть обновление страны без подобных «инноваций» и «модернизаций»? Обратная, «темная» сторона прогресса -- недовольство населения слишком быстрыми изменениями привычного жизненного уклада, что грозит яростными и разрушительными бунтами ревнителей старины. Так что извольте «подпирать» каждую открытую фабрику каким-нибудь чайным домиком «под старину», чтобы успокоить традиционалистов. Альтернативный путь -- понастроить в каждой провинции околотков, наводнить страну соглядатаями и ввести жесткую цензуру, в буквальном смысле слова превратив Японию в полицейское государство. Выбирайте, что вам как руководителю ближе: кнут или пряник, или и то и другое вместе.
Имеющийся в наличии флот решает многое
Модернизация Японии была бы немыслима без вмешательства и влияния «развитых стран», и, конечно же, Creative Assembly уделила этому моменту достаточно внимания. Заводить шашни дозволяется с одной из трех великих держав: Англией, США или Францией. Бонусом за «правильный» выбор будет ускоренное научное развитие и -- внимание! -- доступ к продвинутым юнитам выбранной страны-партнера. Лишь бы только финансы не подвели, потому что даже с учетом «дипломатической скидки», стоимость иноземных войск и кораблей кусается… Так игрока в очередной раз подводят к «исторически верному» выбору -- развивать собственные науку, промышленность и военное дело, не надеясь, что все удастся купить за границей. Очень, очень поучительно, жалко, что ЗС никогда не портируют на iPhone, дабы некоторые политики могли с ним ознакомиться и, возможно, даже сделать какие-то выводы.
Чуден Суо при ясной погоде…
Вот так, тихо и незаметно мы подошли к тому, что отличает любую настоящую стратегическую игру от «якобы стратегии», т.е. -- к экономике и развитию выбранной фракции. На первый взгляд, тут все то же самое, что и в «Сегуне 2»: два направления исследований -- военное и экономическое, продвигаясь по которым можно получать различные бонусы и открывать доступ к тем или иным продвинутым сооружениям (мастерским, фабрикам, казармам и т.п.). Но в ЗС такая система получила дальнейшее развитие и с учетом духа времени была дополнена понятием «Уровня модернизации». Попросту говоря, чем больше современных построек возведено, тем выше этот самый уровень. Всего же здесь четыре уровня. По достижении каждого из них снижается боевая эффективность традиционных войск (мечников, лучников и т.п.), зато открывается доступ к новым военным и промышленным технологиям, часть из которых также повышает уровень модернизации. Кстати, снова вспомним о дипломатии: правителям с высокой модернизацией проще будет найти взаимопонимание с иностранцами. Только не забывайте о народных волнениях, которыми может взорваться чересчур стремительный прогресс.
Бремя реформатора
Что еще изменилось в стратегической части игры? Да, точно: религиозный раскол «традиционная религия -- христианство» сменился не менее суровым идеологическим противостоянием сторонников императора и приверженцев сегуна. Следовательно, вместо буддийских монахов или христианских проповедников вы теперь засылаете во вражеские провинции банальных агитаторов «За Сегуна!»/«За Императора!». Сплошная бездуховность, ничего высокого… Под стать эпохе перетряхнули и остальных агентов: гайдзин-военспец дрессирует новобранцев и галантно (Европа! Культура!) убивает вражеских военачальников на дуэлях, а у гейш, наоборот («новое мЫшление!»), отобрали яды и все колюще-режущее, научив взамен обольщать дураков-иностранцев и «отвлекать» -- не хочу даже фантазировать, каким образом! -- вражеские армии. И только ниндзя сохранили все свои умения в неприкосновенности, обзаведясь лишь парой-тройкой дополнительных перков.
На суше и на море…
Насмотревшись превью, некоторые горячие головы сделали поспешный вывод, что сражения в стиле фильма «Последний самурай» -- с катанами против танков «гатлинга» -- обычное дело для ЗС. Однако нет ничего более далекого от истины: даже самые ортодоксальные дайме, управляемые компьютером, не чуждаются европейских военных изобретений, и битвы очень быстро становятся похожими сначала на Empire: Total War, а на высоких уровнях развития -- даже на Napoleon: Total War, с господством линейной тактики и артиллерийскими гранд-батареями. Так что тем, кто освоил две упомянутые игры, ЗС не преподнесет никаких тактических сюрпризов. Хотя, конечно, то, что в самом начале кампании находятся в одних боевых порядках элитные мечники с катанами и пехотинцы «нового строя», выглядит несколько экзотически… Что же касается стратегии ведения боевых действий, то здесь железнодорожное строительство могло бы совершить небольшой переворот, как это, кстати, и было в реальности, занимайся им ИИ-оппоненты… ну, скажем так, поактивнее. И если еще понятно, почему не строят «железку» маленькие кланы -- это очень дорого, -- то необъяснимое ретроградство крупных кланов я иначе как досадный промах разработчиков не воспринимаю. В итоге -- железная дорога с мгновенной переброской войск по ней. Это такое легальное жульничество для умелого игрока, и я надеюсь, что в будущем данный дисбаланс обязательно исправят****, уж очень он бросается в глаза!
Квартал звездно-полосатых фонарей
Зато морским сражениям повезло больше, по крайней мере, там нет вопиющих, бросающихся в глаза недоработок ни в стратегии, ни в тактике. Последняя в принципе не сильно изменилась со времени дебюта в Empire: Total War и все так же напоминает, простите, кружение каракатиц в блюдце с водой. Что поделаешь: здесь вам не военная игра вроде Ironclads или Age of Sail, «целевая аудитория» не потянет всех премудростей военно-морской науки… А так да -- «железный конь идет на смену крестьянской лошадке»: громоздкие деревянные сараи и утлые лодчонки с десятком-другим аркебузиров безжалостно вытеснены бронированными чудовищами, которые вооружены самыми современными пушками и даже торпедами. Под стать выросшему боевому потенциалу флота и изменения в стратегическом режиме войны на море: корабли теперь могут не только пиратствовать на торговых путях и блокировать порты, но и захватывать их, а также проводить обстрелы городов и армий, находящихся на берегу в пределах досягаемости бортовых орудий. В общем, не сомневайтесь, в такой стране, как Япония, правитель без собственного сильного флота -- это вовсе не правитель, а так, потенциальная пища для более предусмотрительных конкурентов.
Завершая эту часть статьи, не могу не сказать хотя бы пару слов о мультиплеере. Здесь изменения чисто косметические: разумеется, переработанная карта для режима Conquest, соответствующие эпохе юниты и древо умений для вашего аватара плюс порядка 40 новых спутников из свиты и 30 элементов брони. Все остальное -- «те же и они же», как говорится, хотя в следующих исправлениях не исключено появление новых игровых режимов. Ждем-с…
Взгляд в будущее
Хорошее получилось дополнение у Creative Assembly, безусловно, игра «Закат самураев» удалась, несмотря на отдельные недостатки, которые, выражаясь языком научных рецензий, «не снижают общего положительного впечатления от представленной работы». Я же, помимо всего этого, хочу обратить внимание любителей «стратегий» вообще и серии Total War в частности вот на какой факт: полевые укрепления и линейная тактика пехоты в Empire и Napoleon, железные дороги и пароходы с броненосцами в «Закате самураев» -- вам не кажется, что разработчики внедрили и опробовали уже все элементы, из которых можно собрать игру о Гражданской войне в США? Состоится ли анонс Total War: The Blue & The Gray или все-таки окажутся верными слухи, что игрокам вновь предначертано возглавить непобедимые римские легионы? Поживем -- увидим… Но в одном я уверен на 100%: ребята из Creative Assembly и дальше будут преподносить нам только приятные сюрпризы, подобные нынешней игре «Закат самураев»!
* В переводе с японского – «Эпоха сражающихся провинций», время действия в оригинальной «Сегун 2».
** 868--1869 г., гражданская война между сторонниками Сегуната Токугава и проимператорскими силами закончилась поражением сил сегуната, что привело к Реставрации Мэйдзи.
*** Череда реформ, которая привела к значительным изменениям в японской политической и социальной структуре, включала в себя в том числе восстановление власти и полномочий императора в полном объеме.
**** И действительно исправили уже во втором обновлении!
Total War: SHOGUN 2 -- Закат самураев
Системные требования: Intel Dual Core-2000 (рекомендуется Intel Core i5 или аналогичный AMD), 2-Гбайт ОЗУ (рекомендуется 4-Гбайт ОЗУ для Vista/Windows 7), 32 Гбайт свободного дискового пространства, видеоплата с 256 Мбайт видеопамяти, поддержкой DirectX 9.0c и шейдеров версии 3 (рекомендуется AMD Radeon HD серий 5000 и 6000 или аналогичная с поддержкой DirectX 11), звуковая плата, 8Х-дисковод DVD. Программа работает в среде Windows XP/Vista/Windows 7.
Внимание: для установки и активации игры необходимо наличие соединения с Интернетом и действующий аккаунт в системе Steam!
Разработка: The Creative Assembly
Издание: «1С-СофтКлаб»