Dave Johnson.Tricks for Photographing Flowers, www.pcworld.com
Съемка крупным планом
Чаще всего радующие глаз фотографии цветов получаются при съемке крупным планом. При этом объектив приближается к предмету на минимальное расстояние и в кадр попадают мельчайшие детали. На элементах управления компактной камеры режим макросъемки обычно обозначается цветком тюльпана. Обладатели зеркальных фотоаппаратов, желающие получить крупные планы, могут использовать специальный съемный макрообъектив.
Размещайте наиболее интересные детали цветка непосредственно
перед объективом, для того чтобы они находились на одинаковом
Съемка в макрорежиме представляет собой непростую задачу, потому что глубина резкости в данном случае невелика, и чем ближе к предмету располагается объектив, тем меньшее пространство попадает в область фокуса. Иногда в этом есть и свои преимущества, потому что фон становится размытым, и все внимание сосредоточивается на объекте съемки -- цветке. Но малая глубина резкости требует тщательного продумывания композиции.
На этом снимке в фокусе оказались лишь тычинки гибискуса
Если глубина снимка достаточно велика, ближние и дальние детали будут выглядеть размытыми. А какие конкретно, зависит от точки фокусировки.
Необязательно приближаться к объекту настолько, чтобы были видны
капли росы -- как видите, и на некотором удалении от него получаются
прекрасные результаты
Впрочем, макрорежим можно и не использовать. Многие фотоаппараты позволяют размещать объектив на достаточно близком расстоянии от объекта (на удалении примерно 30 см) даже в нормальном режиме фокусировки. А если увеличить дистанцию съемки, удастся получить гораздо большую глубину резкости. В этом случае значительно проще поймать в фокус все существенные детали.
Выбор фона
Когда объектив находится близко от цветка, фон из-за уменьшения глубины резкости становится нечетким и размытым. Но при этом лучше передается настроение фотографии. Попробуйте снимать на фоне, дополняющем основные цвета главного объекта. Многие из тех, кто фотографирует цветы, специально носят с собой готовые фоновые щиты или кусок белого пенопласта. Такое приспособление нужно размещать на некотором удалении от цветка. Лучше, чтобы его держал помощник (для этих целей советую брать с собой на фотосессию детей). Убедитесь в том, что фоновое изображение находится на достаточном удалении от главного объекта и не попадает в фокус. Если у вашей камеры есть кнопка предварительного просмотра глубины резкости (ею оснащено большинство зеркальных фотоаппаратов), нажмите ее и оцените размытость фона. Если же нельзя перед съемкой проверить глубину резкости, сделайте пробный снимок и просмотрите полученные результаты на жидкокристаллическом экране.
Фотография пользователя Flickr Педро Секея
При выборе цвета для создания фона доверьтесь своему вкусу. Многие фотографы любят размещать цветы на белом фоне, но они прекрасно смотрятся и на черном или синем, а также, когда задний план имеет ту же цветовую гамму, что и передний, например, при съемке роз на красном фоне.
На этом снимке автор использовал в качестве
фона небесную лазурь
Еще один полезный совет: зачастую нет никакой необходимости в искусственном фоне. Трава, растущая вокруг цветка, сама по себе создает отличный зеленый антураж. А при съемке цветка снизу, на фоне неба, вы получаете эффектный сине-голубой задний план. Если фоновая область снимка переэкспонирована, небо становится белым и превращается в гигантский кусок пенопласта.
Защита от ветра
Иметь под рукой фоновую завесу полезно еще и для того, чтобы исключить воздействие ветра. В ветреную погоду фотографировать цветы гораздо труднее. Как удержать подготовленную с таким трудом композицию в фокусе? Разместив большой фоновый щит с подветренной стороны, вы зафиксируете объект на время проведения съемок.
Кстати, некоторые фотографы фиксируют цветы во время съемки небольшими скрепками или зажимами. Однако при этом можно повредить растения.
Легкое недоэкспонирование
На этом снимке я специально уменьшил параметры экспозиции
на одно деление шкалы, для того чтобы получить более насыщен-
ный красный цвет
Во время съемок на природе экспонометр нередко выдает неправильные результаты. К примеру, снег почти всегда вводит датчики фотоаппарата в заблуждение. В итоге пушистый снежный ковер предстает на снимке не белым, а серым.
При фотографировании цветов возникают и другие трудности. Так, насыщенный красный цвет роз сбивает экспонометр с толку, и передержанные лепестки и бутоны получаются более бледными. Наблюдения показывают, что при недостаточной экспозиции яркий красный выглядит на снимке именно таким, каким его можно увидеть собственными глазами.