Даже исторически Всемирная паутина связана с академической наукой. Пожалуй, именно там было одно из первых применений Интернета, выходящих за пределами сферы интересов военных. Сейчас в Сети несложно найти массу возможностей для обучения. Давайте обсудим, что же там есть интересного.
Дистанционное образование
Организованное образование – не важно, традиционное или дистанционное — предполагает управляемый и последовательный характер обучения, а также контроль, подтверждающий компетентность обученного специалиста.
Как правило, возможность получить дистанционное образование предоставляют достаточно крупные учреждения. Зачастую предназначенные для этого центры открываются при обычных вузах, школах, различных учебных заведениях. Существуют и полностью «виртуальные» университеты, функционирующие только в онлайне. Среди них есть и весьма крупные игроки, например британский Open University (www.open.ac.uk ). Специализировавшийся на дистанционном образовании еще в доинтернетовскую эпоху, он затем активно освоил новые онлайновые технологии.
В данном случае такое обучение заменяет заочное. Следовательно, содержание и качество курсов отвечают собственным стандартам подобных образовательных центров. Поскольку по окончании обучения выдается более-менее серьезный сертификат, корректное выполнение итоговых заданий нередко контролируется с помощью дополнительных средств, в частности веб-камеры. Кроме того, зачеты могут проводиться и очно, в соответствующем центре или его филиале, подобно тому, как, к примеру, организуется сдача международных тестов на знание языков.
Простой просмотр учебных материалов в онлайне, к сожалению, не гарантирует быстрого получения устойчивых знаний. Для того чтобы обучение было действительно эффективным, следует специально подготовить материалы и разбить их на модули. Необходимо выстроить индивидуальную и групповую последовательность их изучения. А когда преподаватель и студент лично не контактируют, требуются обратная связь и автоматизированный контроль за тем, насколько успешно усваиваются знания.
Функционирование таких современных центров образования основано на системах управления обучением — LMS (Learning Management System). А поскольку уже разработаны международные стандарты, то между различными системами дистанционного обучения несложно будет переносить курсы, отдельные обучающие модули и данные студентов. В наши дни на рынке представлено не только значительное количество коммерческих LMS, но и их качественные бесплатные аналоги. Так, широкое распространение получила «опенсорсная» Moodle. Она достаточно популярна и в России, так что если вы заинтересуетесь отечественным дистанционным образованием, то у вас есть все шансы поработать именно с ней.
Учебный курс на базе свободной платформы Moodle предоставляет широкий выбор инструментов и подключаемых ресурсов |
Как правило, центры, осуществляющие управляемое контролируемое обучение, полностью коммерческие, однако изредка встречаются исключения, причем у весьма рейтинговых заведений. Так, с марта по июнь текущего года Массачусетский технологический институт в рамках разработки своего проекта Automated University (mitx.mit.edu) предоставил в свободном доступе дистанционный учебный курс «Электроника и схемотехника», разработанный по всем канонам жанра: с видеолекциями, структурированным учебным материалом, заданиями, обратной связью и итоговым сертификатом. Часть контента курса после его завершения осталась в открытом доступе.
Проект MITx (Massachusetts Innovation & Technology Exchange) – прототип «автоматизированного университета» всемирно известного Массачусетского технологического института |
Интернет-Университет ИнформационныхТехнологий
На российском рынке представлено достаточно много дистанционных курсов различной тематики. Примером центра обучения широкого профиля может служить проект Интернет-Университет Информационных Технологий (ИНТУИТ) ( www.intuit.ru ) издательства «Открытые системы». Он позволяет бесплатно изучить в дистанционном режиме множество учебных курсов, ориентированных на дополнительное образование и повышение квалификации. Имеется каталог, включающий более 300 курсов, охватывающих все направления информационных технологий: Алгоритмы и дискретные структуры; Аппаратное обеспечение; Базы данных; Безопасность; Графика и визуализация; Интернет-технологии; Информационные системы; IT-менеджмент; Мультимедиа; Операционные системы; Основы информатики; Офисные технологии; Программирование; Сетевые технологии; Человеко-машинное взаимодействие. Представлены информация об авторах и партнерах курсов; рейтинг курсов; рейтинг студентов; статистика; информация для авторов. Имеется интернет-магазин (продажа учебников и CD/DVD-версий учебников и программ). Новости. Вопросы и Ответы. Форум.
Открытое обучение
Любое интернет-обучение предполагает серьезную самостоятельную работу студента. Логичное развитие такой концепции – создание открытых площадок, ориентированных на самообразование. Такие проекты не предусматривают формализованный контроль знаний. Максимум того, что можно получить, – вопросы или тесты для самопроверки. Кроме того, здесь нет четких графиков прохождения курсов. Хотите – проходите за неделю, хотите – за год. Такая модель называется открытым дистанционным обучением.
К инструментам открытого обучения можно отнести онлайновые архивы учебных материалов: статей, видеолекций, виртуальных лабораторий. Пожалуй, наиболее полный и продуманный российский проект такого плана – сайт UniverTV/InternetUrok (univertv.ru). Первый ориентирован на студентов, второй – на школьников. Все представленные в архивах видеоматериалы доступны бесплатно и в полном объеме, что выгодно отличает данный проект от конкурентов.
По своему содержанию UniverTV – это не просто архив разношерстных видеолекций. Материалы собраны в своеобразные видеоучебники с собственной структурой и четким планом изложения. Кстати, на сайте представлено немало таких, которые сняты непосредственно командой проекта. Тематический охват курсов в достаточной степени широкий – они будут полезны как технарям, так и гуманитариям.
На страницах ряда учебников имеется видеоплеер с отдельной панелью, на которой выводятся дополнительные материалы к видеолекциям, к примеру, тексты тезисов и слайды. Правда, подобных продуктов пока немного.
Материалы для школьников, предлагаемые на сайте InternetUrok, имеют свои особенности. Во-первых, все они сведены в видеоучебники, соответствующие дисциплинам школьной программы. Во-вторых, длительность роликов не более получаса, и они зачастую снабжены дополнительными слайдами с основными тезисами. В-третьих, здесь предусмотрены интерактивные задания. Так, можно написать диктант под соответствующую видеозапись.
За несколько лет существования ресурса сформированы полные курсы в соответствии со школьной программой с 1-го по 11-й классы. Всего охвачено пятнадцать предметов, а отдельный раздел создан для методических материалов и контента для родителей.
Ресурсы UniverTV и InternetUrok четко ориентированы на российские учебные программы |
Апофеоз концепции самостоятельного обучения в онлайне – открытые учебные сообщества, в которых каждый может выступать как студентом, так и преподавателем. Наиболее полезные среди них специализированные социальные сети для изучения иностранных языков.
В частности, в сети Palabea ( www.palabea.com ) удачно соединены языковая практика с технологиями Web 2.0. В сообществе Palabea участвуют носители примерно сотни языков, среди которых есть как широко распространенные, так и редкие. Причем интерес к носителям русского языка достаточно высок, а значит, легко будет попасть в учебную группу.
Palabea не просто помогает найти собеседников – это легко сделать и с помощью обычных социальных сетей. Данный ресурс создает удобную рабочую среду для изучения языка. Основной инструмент – виртуальный класс. Собирается учебная группа, изучающая конкретный язык и объединенная дополнительными языками общения, тематикой, уровнем либо другими специфическими требованиями. Каждый из классов имеет виртуальную доску объявлений, собственный форум, онлайновый мультимедиаархив для хранения учебных материалов и инструменты для создания онлайновых двуязычных словарей. Для групповой коммуникации либо общения в паре можно использовать текстовый и голосовой чат, а также видеоконференции.
Рассматривать Palabea и подобные ресурсы как полноценную альтернативу последовательному управляемому обучению вряд ли стоит, а вот в качестве дополнения для языковой практики – это прекрасный вариант.
Вспомогательные инструменты и сервисы
Когда ученик идет в школу, он берет с собой не только учебник, но и различные ручки, карандаши, линейки и прочие вещи, напрямую не относящиеся к учебному процессу, но необходимые для его реализации. Сейчас в Сети представлено немало ресурсов, являющихся не обучающими, а дополняющими учебный процесс.
Один из основных видов учебной деятельности – поиск информации. Значительные ее объемы находятся в специализированных базах, архивах электронных журналов и других местах. Даже несмотря на инициативы в духе OpenAccess-архивов (научные публикации в свободном доступе) и прочего научного самиздата, найти нужные материалы не всегда просто. Конечно, можно раскопать эти жемчужины стандартными поисковиками, но это требует больших затрат времени.
У научной и учебной информации свои критерии, и один из главных – достоверность. Полноценная Semantic Web (Семантическая паутина), которая является надстройкой над Интернетом и помогает делать размещенные в Сети сведения более понятными для компьютеров, пока еще остается делом будущего. И потому приходится решать проблемы подручными средствами, например, обращаясь к специализированным поисковикам. Они работают с научными и образовательными публикациями и объединяют содержащие их ресурсы в одной базе, одновременно отсекая вторичные источники и различный информационный шум.
Проект Академия Google (scholar.google.com) работает как с ресурсами открытого доступа, так и с коммерческими базами публикаций, а также умеет взаимодействовать с каталогами крупных библиотек. Конечно, это обеспечивает хороший охват источников, однако далеко не всегда можно получить свободный доступ ко всему найденному материалу.
В число специальных поисковиков, ориентированных на свободный контент, входят системы Scirus (scirus.com) и «Поиск по научным сайтам». Последняя выполнена на платформе Flexum. Первая из них – мощная система поиска научной информации, в базах которой проиндексированы сотни миллионов документов: статьи, препринты, материалы конференций, патенты и т.д. Ее главное преимущество заключается в том, что она работает только с полнотекстовыми материалами. Кроме того, в ней имеется пара любопытных инструментов для составления запросов. Например, в расширенном поиске есть фильтры, позволяющие разделить узкие и междисциплинарные публикации, обращаться только к электронным версиям печатных научных журналов.
Специализированный интернет-поисковик Scirus предлагает гибкие условия составления запроса и огромную индексную базу научных публикаций |
«Поиск по научным сайтам» (science.flexum.ru), конечно же, значительно уступает по объему базы Scirus. К тому же здесь доступен только режим простого поиска. Однако у этого поисковика есть свое преимущество: он неплохо отражает российские научные интернет-ресурсы. А система Scirus все-таки больше ориентирована на западные источники. Недостаточно просто найти информацию, ее нужно еще удобно организовать и корректно использовать. Весьма полезными для интернет-ориентированной учебы становятся сервисы, помогающие формировать персональные электронные архивы.
Среди универсальных онлайновых менеджеров заметок, пожалуй, самый известный – сервис Evernote (www.evernote.com). Отличающийся всеядностью в плане форматов сохраняемого контента, он превосходно оснащен клиентами для настольных и мобильных платформ.
Хорошим помощником также может стать и Zotero – дополнение для браузера Firefox, оптимизированное для учебной и исследовательской деятельности. Его главная особенность состоит в том, что оно не только умеет сохранять веб-страницы и их фрагменты, но и помогает корректно на них ссылаться. Большинство подобных дополнений и даже отдельных программ, вплоть до MS OneNote или Macropool WebResearch, просто сохраняют ссылку на источник. Zotero же способно сгенерировать полноценное библиографическое описание, которое не стыдно включить в список литературы к реферату или курсовой работе. Это, конечно, не уникальная функция, ее умеют выполнять и другие бесплатные приложения. Однако Zotero имеет козырь: оно знает не только зарубежные форматы библиографического описания, но и родной российский ГОСТ Р 7.0.5--2008. Необходимую информацию это приложение пытается получить самостоятельно, используя анализ стандартных HTML-тегов и RDF-разметки, а также доступную информацию в специализированных форматах MARC и Dublin Core XML. Это позволяет добавлять в архив качественные описания из онлайновых каталогов крупных библиотек. Есть в Zotero и опции облачного хранения данных, а также организации совместной работы нескольких пользователей. Кроме того, поддерживается установка дополнительных плагинов.
В общем, инструментарий для самостоятельного обучения достаточно широк и разнообразен. Вам остается лишь подобрать курсы, наиболее для вас подходящие.