В те благословенные времена, когда IBM сама занималась изготовлением компьютерной техники и комплектующих, мне были по карману разве что жесткие диски ее производства. На компьютеры, особенно на ноутбуки с заветным логотипом, я долгие годы смотрел, как на что-то из параллельной реальности. Почти так же как в детстве на японские видеомагнитофоны и двухкассетники: полюбоваться и потрогать — пожалуйста, а вот домой унести – вряд ли.
Свой ThinkPad у меня все же появился, но лишь в конце 2010 г., когда за выпуск данной серии уже добрых пять лет отвечала компания Lenovo. Согласно условиям сделки все эти годы IBM принимала непосредственное участие в разработке дизайна новых моделей ThinkPad, и потому меня как-то не удивляла продуманность всех аппаратных и программных элементов купленного X201s. Но вот уже в течение двух лет Lenovo развивает линейку ThinkPad совершенно самостоятельно, и потому было особенно интересно изучить новейший ультрабук ThinkPad X1 Carbon. Следуя доброй традиции, я не только осмотрел его снаружи, но и заглянул глубоко внутрь. Начну с самого главного -- экран МАТОВЫЙ.
Вообще-то, феномен развития дизайна ThinkPad крайне занимателен. С октября 1992 г., когда вышли первые модели 700, 700C и 700T, подход к оформлению внешнего вида мобильных компьютеров как минимум трижды полностью изменялся. Причины на то были как технические (увеличение диагонали ЖК-матриц, уменьшение физических размеров аккумулятора, упрощение системы охлаждения и т.д.), так и эстетические (использование новых материалов, стремление к снижению веса любой ценой, иногда даже за счет уменьшения прочности и долговечности, новые дизайнерские веяния). Во многом ли сходны современные ноутбуки HP или Apple с их предшественниками десятилетней давности? А вот фамильные черты ThinkPad переходят от модели к модели уже 20 лет и почему-то не надоедают. Конечно, и IBM, и Lenovo вносили в дизайн изменения, но перепутать ThinkPad с каким-нибудь другим ультрабуком до сих пор невозможно.
20 лет назад о мобильных компьютерах такой толщины (или даже -- такой тонкости) никто даже не думал |
Однако в случае с X1 Carbon перед дизайнерами Lenovo встала поистине головоломная задача. Ведь в те времена, когда ThinkPad только задумывали, об ультрабуках и слыхом не слыхивали. А надо было как-то удовлетворить требования к этому новому классу мобильных компьютеров и сохранить классический экстерьер. Это все равно как в Apple стремились бы сделать новое поколение MacBook Air внешне неотличимым от чего-нибудь вроде PowerBook G4 Titanium образца 2001 г. Как сохранить сходство и не оказаться обвиненным в бездарном самоцитировании?
По моему личному мнению, Lenovo удалось соблюсти баланс в X1 Carbon. С первого же взгляда становится ясно, что это не просто очередная вариация уже упоминавшегося MacBook Air, а самый что ни на есть ThinkPad. Радикально черный корпус из прочного углеродного волокна с покрытием, напоминающим на ощупь резину, классический «рубленый» дизайн, знакомый логотип, расположенный именно там, где ему и положено быть.
Справа ThinkPad X201s, на котором еще даже нет логотипа Lenovo, слева -- X1 Carbon |
Они же в открытом виде |
На левой боковой стороне нашлось место и для привычного механического выключателя Wi-Fi и Bluetooth, а на правой – для кард-ридера Кроме того, предусмотрены по одному порту USB 3.0 и 2.0 (последний можно использовать для зарядки других устройств, даже если X1 выключен), а также DisplayPort с поддержкой передачи звука. Имеется очень корректно работающий сканер отпечатков пальцев, избавляющий пользователя от необходимости регулярно вводить пароль. Пимпочка TrackPoint даже обсуждению не подлежит: красный кружочек, появившийся 20 лет назад, никуда не делся.
Но кое-чего мы не досчитались. Одна из потерь была скорее психологическойВладельцы «макбуков» обожают демонстрировать, как они поднимают крышку своего серебристого дружка одним пальцем, не придерживая блок с батареей и клавиатурой. По мнению многих из них, на такое способны только компьютеры с надкусанным яблочком. Но я их в этом неоднократно разочаровывал, демонстрируя тот же фокус на ThinkPad X201s. А потом, если пол был чистым, я клал на него ThinkPad и вставал сверху, призывая собеседника проделать то же самое со своим чудо-компьютером. Но почему-то никто так и не решился…
Так вот, с моделью X1 подобные фокусы невозможны. «База» у нее очень легкая, вследствие чего поднимается вместе с крышкой. Вставать же на Carbon я не рискнул. Выглядит-то она довольно надежно, но дублирующего магниевого корпуса внутри нет. И как бы не хряпнула эта умная машинка от моих 85 кг…
По поводу утраты модемного разъема для подключения к телефонной линии сильно переживать не стоит. С тех пор как появился доступный EDGE/3G, пользоваться подобным анахронизмом никому и в голову не придет. А вот отсутствие порта Ethernet, конечно, подрывает традицию: ThinkPad без него раньше не бывало. Все решается с помощью одного из многочисленных переходников USB-to-Ethernet, но… Пользователи со стажем поймут мою печаль.
Милый сердцу механизм защелки на верхней крышке также исчез, но с этим мы в линейке ThinkPad уже сталкивались. Гораздо более эмоционально многие отнесутся к исчезновению клавиатурного фонарика, приводившего непосвященных в умиленно-восхищенное состояние. Хотите верьте, хотите нет, но я несколько раз специально гасил в комнате свет, чтобы поработать с ним, – он создавал у меня ощущение уюта. Вместо фонарика появилась подсветка клавиатуры с двумя уровнями яркости. Она также отлично выглядит и, пожалуй, даже более практична. Но подсветка не кажется мне чем-то магическим, каким представлялся совершенно незаметный диод, внезапно озарявший клавиатуру…
Диагональ экрана составляет 14 дюймов, но, честно говоря, я об этом узнал лишь тогда, когда прочитал спецификацию. Я совершенно не замечал, что этот ультрабук получился больше 13-дюймовых собратьев. А вот для глаз смотреть на бОльшую площадь, да еще с разрешением 1600х900 точек, гораздо комфортнее, чем на традиционный дисплей ультрабука. Можно, конечно, посетовать, что матрица не Full HD, но лично мне становится удобно работать с таким разрешением только при диагонали 21 дюйм и более. Даже на 18-дюймовом дескноуте Acer получается как-то… мелковато. При работе в среде Windows 8 в «плиточном» режиме Full HD смотрится недурно даже на 11-дюймовых матрицах, но попадаешь на Рабочий стол – и начинается игра «попади в крестик»… В общем, на мой взгляд, с этой точки зрения у X1 Carbon все оптимально. И следует помнить, что поверхность экрана матовая. Судя по комментариям к моим прошлым обзорам, данный факт делает мобильный компьютер на 100% более желанным и повышает качество изображения примерно на 218%.
Кроме шуток, эффект зеркала у дисплея действительно полностью отсутствует, но сама матрица -- TN+Film. Поэтому X1 Carbon вряд ли подойдет для профессионального редактирования фотографий. Углы обзора достаточные для того, чтобы разглядывать изображение вдвоем, но если отклонение от центра больше 50--55 о , цвета начинают блекнуть и искажаться. Впрочем, совсем не уверен, что это плохо. Мало ли что вы будете смотреть на этом ультрабуке, изначально предназначенном для бизнесменов? Меня даже малость приводит в бешенство, когда в людном месте любой желающий может даже под приличным углом отлично разглядеть изображение на превосходном экране iPad. А тут эдакая естественная защита от любопытных. Для работы же, повторюсь, матрица просто идеально подходит. Она в меру яркая, с равномерной, не бьющей по глазам подсветкой, и на нее можно не уставая смотреть часами. Этот материал я писал на Carbon, и в течение 46 ч работы над ним (да, сделать приличную статью – занятие небыстрое) периодически возникало ощущение, словно смотришь на подсвеченный лист бумаги.
Это -- не красивый рендеринг. Так X1 Carbon умеет на самом деле |
Кстати, откидывается дисплей на целых 180 о . Ума не приложу, как можно это использовать, чтобы облегчить или улучшить работу, но реализация такой возможности выглядит крайне эффектно.
О клавиатуре даже и не знаю, что сказать. Она в ThinkPad’ах считается своеобразным эталоном, и в данном случае придраться практически не к чему. Расположение клавиш, их размер и ход, звук нажатия – все, на мой взгляд, безупречно. Единственное, что слегка раздражало, так это непривычное расположение клавиш
Тачпад отличается немалыми по меркам PC размерами. Он, как это сейчас модно, лишен аппаратных кнопок (на самом деле они, конечно, есть, просто прячутся по нижним углам). Кроме того, понимает жесты вроде пролистывания двумя пальцами и увеличения либо уменьшения, словно это не тачпад, а экран смартфона. У меня сложилось впечатление, что драйвер данного модуля пока сыроват: периодически действие явно отслеживается, но ничего при этом не предпринимается. Проходит несколько секунд – и раз, все снова в порядке. Думаю, обновление не задержится, ведь Lenovo регулярно выпускает свежие версии драйверов даже для относительно старых моделей ThinkPad. А уж знаковый для компании X1 Carbon она будет доводить с особым рвением. Главное, не забывать время от времени запускать утилиту ThinkVantage System Update.
Что же, экстерьер мы изучили, теперь заглянем внутрь. Напомню лишь, что толщина корпуса в самом толстом месте составляет 19 мм, а масса всей конструкции – 1,3 кг.
«Железо»
Кстати, X1 Carbon мы разбирали с матерым специалистом-ремонтником Сашей Левченко. И он просил непременно упомянуть, что с точки зрения удобства вскрытия и ремонтопригодности данная модель почти безупречна. Действительно, нет никаких мудреных болтов и защелок, никаких присосок для снятия экрана – разобрать X1 Carbon сможет даже ребенок, если ему, конечно, разрешат.
В классических ThinkPad клавиатуру можно смело поливать водой и прочими жидкостями, для стока которых предусмотрены специальные сквозные отверстия. Здесь же клавиатура умеренно влагостойка и способна выдержать, к примеру, полстакана воды (а вот от сладкого горячего чая, по слухам, может и засбоить).
Клавиатурный модуль с тыльной части полностью герметичен, так что ни капли влаги не попадет на нежную электронную начинку. В самом худшем случае пострадает именно клавиатура, а не электроника и данные.
Накопитель SSD установлен не простой, а SanDisk, имеющий объем 128 Гбайт и стандартный интерфейс mSATA. Характеристики у него вполне достойные: скорость чтения -- до 418 Мбайт/с, записи -- до 325 Мбайт/с. Но если будете прицениваться к X1 Carbon, настоятельно рекомендую версию с 256 Гбайт на борту. Конечно, 128 Гбайт – само по себе не густо, а тут еще 13,5 Гбайт кушает служебный раздел, 1,5 Гбайт – скрытый раздел с драйверами и еще 8 Гбайт навсегда отдано под гибернацию…
SSD из X1 Carbon |
Он же в компании с собратом той же емкости из MacBook Air образца 2010 года |
В общем, ерунда какая-то остается. Кое-как ускрестись можно, но чувствуешь себя, словно сидишь на жесткой диете. Особенно ловкие парни могут купить модель со 128 Гбайт на борту, а потом заказать на eBay может и не такую шуструю, но уж точно более емкую. Насколько понимаю, никаких проблем с совместимостью новой «железки», как это бывает в Lenovo и HP с адаптерами Wi-Fi, возникнуть не должно.
Мы изначально предположили, что за этой маленькой дырочкой на тыльной части скрывается старый добрый Reset. Но нет -- это экстренное отключение питания |
Кстати, адаптер Wi-Fi здесь родной, модель 6205 производства Intel, что позволяет нам наслаждаться всеми радостями Wi-Di, беспроводного подключения к дисплеям, телевизорам и другим принимающим изображение устройствам. У меня, каюсь, настолько умного телевизора в коллекции нет, но в будущем адаптеры планируется встраивать повсеместно, так что однажды Wi-Di может действительно пригодиться. Обращаю на это внимание потому, что многие производители ставят в ультрабуки адаптеры Qualcomm Atheros, которые ничем не хуже, но они не совместимы с Wi-Di.
WiFi-адаптер из X1 Carbon (вверху) и MacBook Air (просто у нас под руками разобранный экземпляр) |
За работу Bluetooth отвечает контроллер производства Broadcom. По нынешним экономным временам это тоже редкость: обычно ограничиваются комбинированным адаптером Wi-Fi+Bluetooth.
На месте пустующего разъема в более дорогих версиях X1 Carbon стоит 3G-модуль |
Емкость батареи составляет 46 Вт . ч. Это хорошее значение, но не рекордное. Так, у вскрытого мною ультрабука Lenovo IdeaPad U300s этот показатель равнялся 54 Вт . ч. На официальном сайте Lenovo нам обещают «более 8 ч работы от одного заряда», и это отчасти правда. Отчасти потому, что таких результатов можно достичь, просто поставив Carbon на стол, скрутив яркость до минимума и неторопливо листая длинный текст.
Да, и не забудьте выключить все беспроводные интерфейсы. При более реальном способе использования, когда яркость на уровне 75%, включен Wi-Fi, открыты несколько окон браузера (два из которых Facebook и Twitter) и параллельно происходит набор текста, можно твердо рассчитывать на 4 ч. Если повезет, то и на без малого 5 ч. Лично мне этого вполне достаточно, потому что я редко работаю подолгу вдали от источников питания. Но фанатичные трудоголики, привыкшие во время трансатлантических перелетов по многу часов подряд рисовать презентации и устраивать бесконечные раскопки в базах Excel, будут разочарованы. Ведь ни батарею увеличенной емкости, ни док-станцию подключить не получится. Надежда лишь на многочисленные внешние аккумуляторы, среди которых есть модели, способные питать ультрабук чуть ли не 12 ч подряд. Но здесь встает другая преграда – не очень стандартный разъем питания, отдаленно напоминающий интерфейс USB. Насколько мне известно, китайские мастера его еще не клонировали. Хотя если принять во внимание их оперативность, пройдет еще месяц-другой и все появится.
X1 Carbon умеет сам замерять свое энергопотребление и демонстрировать цифры владельцу |
Относительную слабость встроенной батареи в значительной степени компенсирует скорость ее зарядки. Благодаря технологии RapidCharge, на заряд с нуля до 80% уходит около 40 мин. А полностью батарея будет готова к бою за 1 ч. Это значит, что основательно подзарядиться можно во время посещения кафе или просто при пересадке в аэропорту, благо чем дальше от России, тем проще найти в зале ожидания свободную розетку.
Снимаем батарею и подбираемся вплотную к системной плате. Как видим, оперативная память распаяна прямо на ней, из-за чего самостоятельному апгрейду не подлежит. Очень жаль. Например, в уже упоминавшемся U300s мало того что память была на стандартном SODIMM, так еще и имелся свободный разъем для модернизации. Поэтому, учитывая неуклонный рост аппетитов современных приложений, лучше сразу приобретать версию X1 Carbon с 8 Гбайт на борту. Наценка за это невелика (особенно по меркам Apple), да и еще 4 Гбайт не будут лишними.
Как вам размеры и уровень защищенности батарейки BIOS? |
Все разъемы – USB, DisplayPort, наушников, питания – выполнены на отдельных платах. Это усложняет конструкцию, зато существенно облегчает и удешевляет ремонт, если он вдруг потребуется. На большинстве ультрабуков и на MacBook Air в случае сгорания USB-порта надо заменять всю системную плату целиком (или пытаться восстановить порт кустарными методами), а вот здесь можно заменить гораздо более дешевый модуль в считанные секунды. Очень продуманное и дружелюбное к пользователю решение -- за что глубокий респект инженерам Lenovo.
Эта платка с портом USB и выключателем беспроводных интерфейсов совсем недорогая... |
... вот эта с Display Port, USB 3.0 и гнездом для наушников -- подороже. И все же менять или чинить ее проще, чем материнскую плату целиком |
Кстати, нечасто встретишь на плате ультрабука сервисный интерфейс |
Работает ультрабук на базе процессора Intel Core i5-3317U. Этот популярный двухъядерный представитель семейства Ivy Bridge базируется на 22-нм технологии, имеет поддержку Hyper-Threading, показатель TDP, составляющий 17 Вт, и интегрированное графическое ядро Intel HD Graphics 4000 с пиковой частотой 1,05 ГГц.
Производительность ультрабука даже обсуждать не стоит: она практически одинакова (и довольно высока) у всех моделей на CPU одного поколения. Скорости самого процессора более чем достаточно для любых задач, которые можно решать с помощью мобильного компьютера. Даже с кодированием HD-видео он неплохо справится благодаря второй версии технологии QuickSync. Из игр на PC у меня в последнее время руки доходили только до World of Tanks. Так вот там при минимальных настройках твердо можно насчитывать на 45 fps, причем при разрешении 1600х900 точек. Конечно, для действительно красивой картинки нужен дискретный графический чип, а еще лучше иметь могучий настольный компьютер. Но как вариант для проведения нескольких боев в гостиничном номере или у в гостях у друзей такой ультрабук вполне сгодится.
Система охлаждения достойна отдельного комплимента, потому что ничего более тихого я в ультрабуках до X1 Carbon просто не встречал. Казалось бы, что в таком тонком корпусе добиться бесшумности невозможно. Ан нет! Кулер в этом аппарате можно услышать только при совсем уж серьезной нагрузке вроде той же World of Tanks. Да и то шумит он не сильно – примерно так же, как работающие в обычном режиме его собратья от других производителей. Во время выполнения менее «тяжелых» задач кулер слегка посвистывал в верхней части среднего диапазона, что не вызывало раздражения. Причем то, что функционирует он тихо, вовсе не означает,что неэффективно: температура компонентов в норме и нижняя крышка лишь чуть теплая.
Мелкие лопасти при правильном дизайне -- залог тихой работы. Главное, чтобы со временем между ними не набилась пыль |
Система охлаждения X1 Carbon рядом с коллегой из MacBook Air |
Вскрытие ультрабука объяснило причины столь бесшумной работы: система охлаждения разработана японской многопрофильной компанией Furukawa Electric, основанной еще в 1884 г. А сам пропеллер несет на себе лейбл Panasonic, что также очень к себе располагает. Прямо как в классическом анекдоте про секрет вкусного чая: «Евреи, не жалейте заварки!».
Фирменные фишки
Как известно, ThinkPad воплотил в себе не только особый подход к аппаратному дизайну, но и ряд крайне полезных программных дополнений. Компания IBM, а затем и Lenovo позаботились обо всем – о собственном механизме энергосбережения, о бэкапе, об автоматическом обновлении BIOS и драйверов, об инструментах диагностики системы и т.д. Что-то подобное мы встречали и у других производителей, но обычно тут же сносили – от греха подальше. Здесь все же сделано настолько удобно и логично, что мыслей об изничтожении даже не возникает. Наоборот, используешь это, даже не задумываясь об альтернативных инструментах.
Правда, меня несколько насторожил экран, открывшийся при нажатии кнопки, ранее именуемой ThinkVantage. В предшествующих моделях этого семейства она вызывала окно с ThinkVantage Tools – наверное, не шибко красивое по нынешним временам, но исключительно функциональное.
Как было |
Как стало |
Теперь же во весь экран выезжают цветастые крупные значки – Google Search, MTV, Groupon, Accuweather, Twitter, Kayak… Перичем вперемешку. На отдельном экране поселились всякие служебные значки – отключение Wi-Fi, настройки микрофона и т.д.
Сначала я вообще не понял, к чему вся эта пестрота. А потом догадался: ба, так оно же все на сенсорный экран нацелено. Вот на нем было бы забавно и полезно на эти значки потыкать. Но у X1 Carbon матрица не сенсорная, а обычная. И при наличии мыши с тачпадом надобность в здоровенных значках вызывает большие сомнения. Спасибо, конечно, за задел на будущее, но, возможно, стоит тщательнее продумать дизайн, который сейчас совершенно не вписывается в строгий стиль ThinkPad.
А набор приложений ThinkVantage Tools, понятное дело, никуда не делся – просто их теперь надо вызывать из Панели управления или из меню «Все программы».
Итого
Хороший получился ультрабук. Удобный, сбалансированный и, что самое главное, самобытный. При всем желании его не перепутаешь с продукцией коллег по бизнесу.
О том, что мне понравилось, я уже написал немало. Теперь о двух, скажем так, дисгармониях.
Во-первых, покрытие Soft-touch сильнее обычного притягивает отпечатки пальцев. Мой предыдущий Thinkpad на ощупь был таким же, но выглядел аккуратно, даже если я не протирал его месяцами. Здесь же лучше еженедельно проходиться спиртовой салфеткой по крышке и окрестностям клавиатуры, иначе X1 Carbon будет казаться неопрятным.
Материнские платы MacBook Air (вверху) и Lenovo ThinkPad X1 Corbon. Стоит заметить, что у X1 все важные компоненты расположены на одной стороне, и дизайн тыльной части пассивный |
Во-вторых, Lenovo ThinkPad X1 Carbon все же не совсем классический ThinkPad, несмотря на их удивительное внешнее сходство,. Если проводить параллели с автомобилями, то мы имеем уже не могучий рамный внедорожник, а добротный и комфортабельный кроссовер. На нем можно с удовольствием ездить по городу и на дачу, а вот штурмовать после октябрьского ливня подъезды к деревне Красненькое лучше не стоит.
В Штатах базовая модель X1 Carbon (как раз та, что побывала у меня на тестировании) стоит 1299 долл. (плюс налог с продаж). Кстати, совсем не запредельно дорого – на уровне с топовыми моделями других серьезных производителей. У нас же она обойдется примерно в 50 тыс. руб. Дальнейшее, как принято выражаться, зависит исключительно от ваших желаний и финансовых возможностей. Но экономить на оперативной памяти и SSD я бы не стал, ведь обычно ThinkPad покупается не на год и даже не на два. Да и 3G-модуль наверняка не помешает.
Кстати, для консерваторов в семействе ThinkPad есть и более классические модели, например 12-дюймовый X230. Он не так тонок, зато выполнен по всем традиционным лекалам.
Продолжу с интересом наблюдать за развитием "ультрабучного" направления ThinkPad. Интересно, появится ли там однажды модель, на которой снова можно будет попрыгать?
Автор благодарит Александра Левченко (www.tech-town.ru) за помощь в подготовке фотоматериалов.