Порой хитросплетения жизни складываются столь причудливо, что возникают такие ее картины, где сосуществуют творчество группы Pink Floyd, тайные хайтек-операции разведслужб, писатель Джордж Оруэлл, события 9/11, медиакомпания Би-Би-Си и довольно странная жизнь собак...
Когда летом нынешнего года в прессе начался гранд-слив компромата от Эдварда Сноудена о шпионском беспределе спецслужб, то одной из первых там «засветилась» PRISM — суперсекретная программа АНБ США «ПРИЗМА» для массового сбора информации из коммуникаций и файлов интернет-пользователей.
Практически сразу было замечено, что логотип программы PRISM в файлах шпионов — треугольная призма на черном фоне, расщепляющая луч света в радужный спектр, — выглядит как прямая цитата с обложки легендарного диска «Темная сторона луны» (1973) группы Pink Floyd.
Насколько случайным оказалось это совпадение, публике, естественно, неизвестно. Но спустя пару месяцев, уже совсем в других файлах, поступивших от Сноудена, всплыло название еще одной шпионской программы — Flying Pig, т.е. «летающая свинья». А это уже совершенно явный отсыл к картинке с обложки другого знаменитого альбома Pink Floyd под названием «Животные» (1977).
Автор идеи и всех текстов концептуального альбома Animals, бас-гитарист Роджер Уотерс, в качестве основы взял известную книгу Джорджа Оруэлла «Скотный двор» (1945) — ядовитую сатиру на СССР эпохи сталинизма. Но только Уотерс, дабы подчеркнуть универсальность метафоры, спроецировал уже известных по книге персонажей-животных на реалии современного капитализма.
Основную массу общества в рок-притче Animals составляют «овцы» — глупая, безвольная и легко управляемая публика, которую как угодно шугают и стригут «собаки» (бизнесмены и силовики), стоящие на службе у жирных и циничных «свиней» (политическая и финансово-экономическая элита).
Даже по этому краткому описанию можно понять, что некие влиятельные люди в англо-американских спецслужбах (названия шпионским программам дают отнюдь не рядовые сотрудники) не только являются поклонниками творчества Pink Floyd, но и в каком-то смысле разделяют явно критический взгляд музыкантов на скотство нынешней жизни.
Понятно, наверное, сколь противоречивые чувства должны испытывать «собаки», которые, в общем-то, в курсе, что очень многие люди — это отнюдь не «овцы». Однако только вот так — пугая, терроризируя и обманывая — удается постоянно манипулировать стадом в угоду зажравшимся «свиньям».
Пример еще более мучительных несоответствий между представлениями о справедливости и реалиями того чудовищно несправедливого мира, который окружает всякого думающего человека, дает творчество Джорджа Оруэлла. По своим убеждениям писатель-гуманист придерживался отчетливо левых взглядов, однако он приобрел всемирную славу и получил признание благодаря антисоветским (как было принято считать) романам «Скотный двор» и, прежде всего, «1984».
В период написания этих произведений (1940—1950) Оруэлл действительно был «ярым антисоветчиком», поскольку всей душой, умом и сердцем отвергал ужасную в своей бесчеловечности модель сталинского СССР. Именно поэтому его так беспокоили просоветские и прокоммунистические взгляды, по вполне понятным причинам набиравшие популярность на Западе в годы войны и особенно после победы над нацизмом.
В попытках предупредить общество о ничуть не меньших угрозах, которые несет людям модель тоталитарной сталинской тирании, Оруэлл написал «1984» — одну из самых сильных в мировой литературе антиутопий. Роман-предупреждение, в котором характерные признаки советской демагогии, тотального контроля и жесточайших репрессий помножены на продвинутые технологии слежки, а затем спроецированы на жизнь Британии в относительно недалеком будущем...
Гигантская ирония заключается в том, что хотя «свободный Запад» и принял, и оценил по достоинству талантливое произведение, однако в целом общество, по сути, не поняло оруэлловского предупреждения. И потому впоследствии совершенно не заметило, как под предлогом «страшных террористических угроз» и в Англии, и в США, и в других странах западной демократии были понемногу свернуты важнейшие гражданские права и свободы. А попутно была развернута технологически столь мощная система тотальной слежки, которая Оруэллу и не снилась.
Понятно, наверное, что без большого обмана провернуть с народом подобные трюки было бы довольно сложно (даже среди «овец» обычно мало кто любит, когда власти ограничивают свободу, да еще при этом норовят постоянно шпионить). В «1984» вполне внятно показано, что большой обман очень удобно выстраивать на основе страхов публики перед коварными врагами. Конечно же, с врагами надо сражаться, а война, как известно, требует жертв. А если врагов нет, то властям приходится их придумывать...
Ясно должно быть и то, сколь огромную роль в этой конструкции играют пропаганда и средства массовой информации. Отлично представлял себе это и Джордж Оруэлл (точнее, писавший под этим псевдонимом Эрик Артур Блэр), работавший в период Второй мировой войны, что общеизвестно, журналистом на государственной радиостанции Би-Би-Си.
Но куда меньше известно о том, насколько тесно Эрик Блэр мог быть связан с британскими спецслужбами, которые имеют к Би-Би-Си самое непосредственное отношение, хотя этот факт и не принято афишировать. Достаточно сказать, что в составе медиакорпорации имеется особая информационная служба BBC Monitoring, конкретно сосредоточенная на сборе открыто доступной информации — силами работающих здесь гражданских журналистов — в интересах национальной разведки.
Если сравнивать английских шпионов с их ближайшими партнерами — разведсообществом США, то там главным звеном между медиапропагандой и поставкой разведданных из открытых источников традиционно являлась Информационная служба зарубежного радиовещания, или FBIS (Foreign Broadcast Information Service), непосредственно входящая в состав ЦРУ. Исторически сложилось так, что в США государственное телерадиовещание разрешено только на зарубежные страны. Подобно тому, как шпионаж для ЦРУ официально разрешен только за иностранными гражданами...
Совершенно особые отношения между Би-Би-Си и англо-американскими спецслужбами упоминаются здесь вот по какой причине. Благодаря стечению специфических обстоятельств, именно «живой» видеоматериал BBC от 11 сентября 2001 г. сейчас является важнейшим документом, отчетливо свидетельствующим о том, что теракты 9/11 были специально подстроены «свиньями» для развязывания «глобальной войны с терроризмом».
В Интернете несложно найти видеоролик с записью новостного ТВ-выпуска (подлинность которого бесспорна), где нью-йоркская корреспондентка BBC в прямом эфире сообщает телезрителям, что на Манхэттене обрушился еще один, третий, небоскреб. Однако кадр репортажа по случайности построен так, что именно этот дом, 47-этажный WTC7, прекрасно виден за спиной журналистки, а неожиданно рухнуть ему предстоит еще лишь через 23 мин после переданного в текущие новости репортажа...
Иначе говоря, нет никакой нужды сомневаться и спорить относительно известных странностей с полным разрушением башен-близнецов из-за влетвших в них авиалайнеров — когда по соседству еще один небоскреб точно так же, с ускорением свободного падения, самоуничтожился «сам по себе», так и не дождавшись третьего самолета, не долетевшего до цели. От кого и как журналистка BBC получила материалы, заранее и с подробностями описывающие еще только грядущее «неожиданное обрушивание» WTC7, никто, естественно объяснить не в состоянии...
Во всей этой печальной истории обнадеживает лишь то, что новостной видеоролик BBC — со столь выдающимся проколом «режиссеров» — всплыл в Интернете вряд ли случайно. Среди шока и суеты в сентябре 2001 г. этот важнейший видеоматериал проскочил в телевизорах совершенно никем не замеченным. Но в 2007 г., когда народ уже порядком подустал и от бесконечной трескотни об угрозах терроризма, и от бессмысленных по своим итогам войн в Ираке и Афганистане, вот тогда-то в Сеть и был слит — неясно кем — большущий массив открытых видеоматериалов о событиях 9/11, содержащих и особо примечательные для размышления сюжеты...
Интересно, что вместе с появлением в Интернете сюжета о WTС7 стало также известно, что в собственных архивах BBC этот материал не сохранился, поскольку «по недоразумению» был уничтожен... Несложно, наверное, сообразить, что когда крайне неудобный компрометирующий документ хотят «по недоразумению» уничтожить, а он вместо этого всплывает и становится широко известен публике, то это, скорее всего, совсем не случайность.
Иными словами, и среди «собак» все еще хватает порядочных людей — с понятием о совести, с надеждой на справедливость, — не желающих быть лишь тупым и послушным орудием в операциях «свиней».
В финале альбома Animals группы Pink Floyd на этот счет имеются такие строки песни:
And any fool knows a dog needs a home,
A shelter from pigs on the wing.
(«И знает любой, что псу нужен дом,
Укрытие от крылатых свиней...»)