Для большинства игр достаточно только мыши и клавиатуры, но существуют и такие, в которых заметную долю реализма помогают добавлять специальные контроллеры. Конечно же, к ним относятся рули для автосимуляторов, джойстики и штурвалы для ависимуляторов, геймпады и другие различные устройства, о которых здесь и будет рассказано.

Что нужно сейчас человеку, чтобы погрузиться в игру? По большому счету, достаточно планшета или смартфона. Главное, чтобы было увлекательно. Однако есть и немало людей, которые стремятся получить максимум впечатлений. Именно они ходят в кинотеатры IMAX, а не только смотрят фильмы по телевизору, путешествуют по миру, а не довольствуются фотографиями, посещают концерты, а не ограничиваются лишь записями. И наконец, они покупают мощные компьютеры в надежде получить наиболее реалистичную графику в играх. Но есть еще один уровень соприкосновения с игрой — тактильный.

Любители стрелялок от первого лица, которые, пожалуй, и составляют львиную долю всех геймеров, наверняка отмечали, что мышь — не самое интуитивно понятное средство управления. Если ваш герой в игре держит в руках пистолет, то почему бы и вам не управлять с помощью пистолета? Такую идею и реализовала в виде необычного контроллера компания Zalman, представившая FPSGUN FG-1000. Это устройство является , по сути, мышью, но особой конструкции, так называемой вертикальной. При этом ее форма имитирует рукоять и спусковой крючок пистолета. Под указательным пальцем оказываются левая и правая кнопки мыши, а колесико прокрутки можно вращать большим пальцем. Тем, кто к ней сумел привыкнуть, удобнее играть именно с таким «пистолетом», однако подобные манипуляторы, как, впрочем, и другие вертикальные мыши, массовым явлением так не стали.

Игровая периферия: не мышкой единой

А вот световые пистолеты скоро отпразднуют свой 70-летний юбилей. Задолго до появления игровых приставок и компьютеров создавались тиры, в которых в качестве мишеней выступал фотоэлемент. Чуть позже световой пистолет стал обычным контроллером для разнообразных игровых приставок, но в наши дни выпускают их лишь считаные компании. Это обусловлено тем, что для работы светового пистолета был нужен ЭЛТ-монитор или телевизор, которые уже почти отошли в прошлое. Но идея дать в руки геймеру муляж настоящего оружия жива и по сей день. Примером относительно свежего контроллера такого типа является MAG II Gun Controller. Это довольно крупный футуристического вида автомат, дублирующий функции мыши либо джойстика для ПК и Sony PlayStation 3. Вместо света от монитора для прицеливания этот контроллер использует акселерометры и G-сенсоры, прямо как в современных смартфонах, — достаточно немного наклонять оружие в разные стороны, чтобы перемещать взгляд персонажа и прицеливаться.

Игровая периферия: не мышкой единой

Но игроки, предпочитающие шутеры от первого лица, — явно не основная аудитория для производителей специфической игровой периферии. Куда чаще можно встретить устройства, ориентированные на любителей файтингов и различных симуляторов. Наиболее универсальные из них — геймпады. Фактически, они позволяют перенести на ПК опыт консольной игры. И что греха таить, есть ряд игр, предназначенных, в первую очередь, для консолей. Те же файтинги, когда необходимо ожесточенно и очень-очень часто нажимать кнопки, порой в немыслимых комбинациях, — какая клавиатура выдержит такое издевательство? Да и виртуальными автомобилями удобнее управлять с помощью стиков, расположенных на геймпаде.

Геймпады бывают, естественно, очень разные. Весьма разумно будет в том случае, если вам нравится геймпад конкретной консоли, приобрести точно такой же и для ПК. Например, Microsoft продает Xbox 360 Controller for Windows в проводной и в беспроводной версии. Так что, фактически, эти контроллеры ничем не отличаются от поставляемых вместе с игровой консолью Microsoft Xbox 360 геймпадов. Да и качество у них, традиционное для периферии Microsoft, т.е. высокое.

Игровая периферия: не мышкой единой

Если вам нужен геймпад, по эргономичности близкий к контроллеру Sony PlayStation 3, то и в этом случае есть варианты, в частности беспроводной контроллер Logitech F710. Взаимное расположение аналоговых стиков и кнопок у него именно такое, как у джойстика от PlayStation 3. Связь идет по радиоканалу на частоте 2,4 ГГц, имеются вибромоторы, создающие обратную связь. У беспроводного контроллера PlayStation 3 таких моторов, например, нет.

Игровая периферия: не мышкой единой

Имеются и очень интересные устройства, в которых используются технологии отслеживания движения, популярные сейчас в консолях. Контроллер Razer Hydra, на первый взгляд, вообще не похож на геймпад, поскольку состоит из двух связанных проводом манипуляторов, каждый из которых несет на себе кнопки и стики подобно классическому джойстику, а также из «магического шара» — оригинальной базовой станции. Она генерирует магнитное поле, в котором и работает пара манипуляторов, — отклонение каждого из них очень точно фиксируется и передается в игру. В настоящее время заявлена поддержка более 150 вышедших на ПК игр. Их перечень возглавляет Portal 2, для которого, кажется, этот контроллер словно и был специально создан. Несколько дополнительных уровней Portal 2 даже поставляются вместе с специальным выпуском Razer Hydra. Управление достаточно интуитивное, например, для прыжка или приседания нужно сделать движение контроллером вверх или вниз соответственно. Так что если хотите получить совершенно новые ощущения от старых игр, имеет смысл обратить внимания на подобную экспериментальную модель.

Игровая периферия: не мышкой единой

Пожалуй, больше всего «обвешивают» компьютер всевозможными дополнительными «железками» любители авиасимуляторов. В среде геймеров именно они чаще всего пользуются мультимониторными технологиями вроде AMD Eyefinity, именно у них можно встретить игровое место, оснащенное чуть ли не большим количеством всяких переключателей и рычагов, чем легкий частный самолет. А начинается все это безумие обычно с джойстика, который представляет собой ручку, установленную на утяжеленном основании. Ее можно качать в двух плоскостях, а иногда еще и поворачивать вокруг своей оси.

В авиасимуляторах джойстик имитирует ручку управления самолетом (сокращенно — РУС). Как и большинство другой игровой периферии, джойстики бывают оснащены различным количеством опций, а также способны передавать данные на компьютер по проводному или беспроводному каналу. Типичная модель начального уровня, например Logitech Extreme 3D Pro, оборудована несколькими программируемыми кнопками (в данном случае их 12), курками, регулировкой тяги и так называемым hat switch — мини-джойстиком, расположенным на вершине рукоятки основного джойстика. Джойстики посерьезнее уже могут иметь беспроводной канал передачи данных, а кроме того, у них предусмотрена возможность настраивать длину и наклон рукоятки, как, например, у Mad Catz F.L.Y. 9.

Игровая периферия: не мышкой единой

Следующий шаг, приближающий управление авиасимулятора к реальности, — это так называемый HOTAS (Hands on Throttle-and-Stick, «руки на РУД и РУС»). Он представляет собой набор, состоящий из джойстика и большого рычага управления двигателем (РУД), которые могут располагаться как в одном корпусе, так и в виде двух отдельных блоков. Примером HOTAS, выполненного в одном корпусе, является компактная и недорогая модель Thrustmaster T.Flight Hotas X, оснащенная одним рычагом управления двигателя. Более серьезный набор Saitek X52 Pro Flight System уже обладает разнесенными РУД и РУС, а также рядом дополнительных возможностей. Помимо многочисленных кнопок, Saitek X52 Pro Flight System оснащен так называемым MFD, т.е. многофункциональным дисплеем, на который можно выводить различную игровую информацию. Имеются и другие признаки пилотажного инструмента — бесконтактные датчики Холла, контролирующие положение РУС (они точнее и надежнее обычных резистивных датчиков), возможность вращать РУС вокруг своей оси и т.д.

Игровая периферия: не мышкой единой

Наконец, есть такие любители, для которых виртуальное пилотирование — самое главное. Они могут усиливать реалистичность, приобретая дополнительные модули и расширенные комплекты оборудования для ависимуляторов. Чаще всего в название комплекта будет входить Flight System. Скажем, Logitech G940 Flight System, помимо джойстика и сдвоенного РУД (можно управлять тягой каждого двигателя отдельно или вместе, сцепив их магнитом), имеет пару педалей, выполненных из металла. Джойстик у Logitech G940 необычный: хотя он и не радует огромным количеством кнопок (зато на РУД имеются программируемые клавиши), все же оснащен системой обратной связи. Так что при управлении самолетом вы буквально будете чувствовать свою виртуальную «машину», а в сложных метеоусловиях рукоятка будет просто рваться у вас из рук. Качество изготовления системы также высочайшее, большинство деталей сделаны из металла, да и не на каждый стол такой набор поместится. Но любителей авиасимуляторов, кажется, это совершенно не пугает, как и цена подобных систем, порой стоящих не меньше иных компьютеров в сборе.

Игровая периферия: не мышкой единой

Многие производители предоставляют пользователям возможность комплектовать свой пилотский рай постепенно, докупая физические контроллеры по мере необходимости (или при появлении денег). Уже упоминавшаяся выше компания Saitek позволяет буквально по частям воссоздать у себя дома кабину малого двухместного самолета Cessna. Кстати, можно раздельно приобрести лицензированные копии в масштабе 1:1 штурвала (Pro Flight Cessna Yoke), педалей (Pro Flight Cessna Rudder Pedals) и колесика управления дифферентом (Pro Flight Cessna Trim Wheel). А дополнить такой набор предлагается блоком Saitek Pro Flight Throttle Quadrant (рукоятки газа и шага винта), Saitek Pro Flight TPM System (регулировка дроссельной заслонки, опоры и топливной смеси) и цветным ЖК-экраном, на который выводятся панели инструментов (Pro Flight Instrument Panel) — альтиметра, авиагоризонта, указателя скорости и проч. Мало кнопок и переключателей — специальная панель Saitek Pro Flight Switch Panel добавит 11 приятно клацающих тумблеров и рукоятку опускания шасси. Есть и специальная панель, отображающая настройки радиопередатчика (Pro Flight Radio Panel). Во всех этих разнообразных аксессуарах огорчает только одно — не слишком часто и в самих авиасимуляторах встречается полноценная поддержка дополнительных модулей. Значит, сейчас пользоваться панелями и индикаторами можно в полной мере только в Microsoft Flight Simulator X. А вот стоит ли тратить деньги на аксессуары, предназначенные лишь для одной игры, — решать вам.

Игровая периферия: не мышкой единой

 

Игровая периферия: не мышкой единой

Гоночные игры и контроллеры для них, быть может, проще в освоении, чем авиасимуляторы, но выбор хорошего руля столь же важен для реалистичности ощущений, что и выбор джойстика для авиасимулятора. Начать следует с основания, базы руля, которое должно быть массивным и, в идеале, крепиться к столу струбцинами. Однако основание самых простых рулей крепится к столу с помощью обычных присосок. Это не слишком надежно, и к тому же требуется периодически переустанавливать присоски почти на всех поверхностях, кроме зеркально гладких. При активных маневрах присоски также норовят отклеиться, портя все удовольствие от игры.

Еще одна существенная особенность компьютерных рулей — наличие (либо отсутствие) технологии обратной связи, называющейся Feedback (FB). Она бывает двух типов. Первый — Rumble Feedback, т.е. отдача вибрацией. Для этого просто один или два мотора создают ощущение тряски, когда автомобиль в игре наезжает на яму, меняется тип дорожного покрытия и т.п. Вибрационная отдача используется в недорогих рулях, но даже она лучше, чем ничего. Однако получится куда реалистичнее, если играть с рулем, оборудованным так называемой системой силовой обратной связи — Force Feedback (FFB). Эта технология второго типа не только обеспечивает вибрацию, но и оказывает сопротивление при поворотах, на неровностях дороги и просто создает ощущение, будто вы ведете реальный автомобиль. Такие рули, с силовой обратной связью, — лучшие, но они же и самые дорогие. К рулю в большинстве случаев прилагаются педали: две для простых моделей или три для моделей, полностью имитирующих работу с механической коробкой передач.

Итак, Speedlink DRIFT O.Z. — пример доступного компьютерного руля с технологией Rumble Feedback. Руль поворачивается на 180о, имеет дополнительные кнопки и провод длиной 2 м, а также комплектуется парой педалей. Logitech G27 Racing Wheel представляет собой модель высшего уровня — почти три полных оборота рулевого колеса, силовая обратная связь Force Feedback, стальная конструкция и кожаная отделка, полноценная симуляция механической коробки передач. Закрепляется такой руль на столе струбциной, так что даже при очень агрессивной игре он оторвется разве что вместе с куском столешницы.

Игровая периферия: не мышкой единой

Очень интересный руль-геймпад, именуемый S1 Simraceway Steering Wheel, представила компания SteelSeries. Он ни к чему не крепится, его просто нужно держать в руках, а движение фиксируют встроенные в него гироскопические сенсоры. В этом аспекте устройство напоминает современные геймпады вроде того же SIXAXIS для Sony PlayStation 3. Правда, различных кнопок и переключателей на руле SteelSeries гораздо больше, он очень похож на штурвал болида Formula 1, у него даже передачи переключаются аналогично — специальными подрулевыми «гашетками». Тормозить и разгоняться также предлагается подобным образом, а чувствительность переключателей и самого руля к положению в пространстве можно настроить в драйвере. К сожалению, следует отметить и два больших недостатка данного устройства. У него отсутствует любая обратная связь, а кроме того, при игре утомляются руки, поскольку их приходится держать на весу. Впрочем, он хорош тем, что не загромождает рабочее пространство, так как после игры его легко убрать в ящик.

Игровая периферия: не мышкой единой

Экзотические решения встречаются и среди игровых аксессуаров. Например, знаете ли вы такую игру, как Dance Dance Revolution, или DDR, буквально захлестнувшую в свое время Японию? Суть ее заключается в том, чтобы «танцевать», а по сути — топтаться по специальной площадке со стрелками в такт музыке. Стрелки загораются на экране, и важно сразу же нажать ногой на соответствующую площадку, поскольку за каждую ошибку начисляются штрафные баллы. А когда их будет набрано определенное количество, игра прекращается. Особенно увлекательно играть в DDR вдвоем, соревнуясь с живым соперником — кто сможет точнее «протанцевать» в соответствии со всеми указаниями игры и набрать наибольшее количество баллов? Современный компьютерный контроллер для DDR — это коврик, причем в прямом смысле. Классический коврик для DDR (их еще называют танцевальными матами) имеет минимум четыре контактные площадки (чаще матрицу 3×3), на которые вы наступаете, следуя игре на компьютере или телевизоре. Поскольку DDR — игра подвижная, в отличие от большинства других компьютерных игр, ее можно даже считать полезной для здоровья. А выбор конкретного коврика для DDR зависит скорее от предпочтений в игре, желаемого уровня сложности и необходимости в подключении к телевизору. Некоторые коврики для DDR умеют не только работать с компьютером, но и отображать игру на телевизоре, правда, в основном в низком разрешении через аналоговый выход.

Игровая периферия: не мышкой единой

Как видим, мир игровых аксессуаров очень разнообразен. Эти дорогие вещи, порой тяжелые и занимающие много драгоценного пространства, созданы для того, чтобы суррогат реальности стал еще ощутимее, еще ближе. И, приложив немного фантазии, вы действительно сможете на миг почувствовать себя за рулем гоночного суперкара, за штурвалом самолета или в кабине космического корабля.