Скажем,
мне бильярд —
отращиваю глаз…
В. Маяковский
Те, кто не от случая к случаю слушают музыку, делятся на две большие категории: на меломанов и на аудиофилов.
Первым просто нравится музыка, та или иная, в соответствии с их вкусами, и им, в общем-то, не слишком важно, в каком качестве она записана и посредством чего воспроизводится — через полутораметровые колонки или через пятидолларовые вкладыши. У меломанов музыка звучит в голове, а запись — только леса, с помощью которых она выстраивается. Вторым же требуется и от записи, и от аппаратуры безусловное, высшее, качество — иначе они ничего и слушать не станут. Зато, если у них под рукой имеется такая суперзапись, им даже не особенно важно, какая именно .
У меня есть пара знакомых, которые соглашаются слушать музыку исключительно с «винила», — пусть даже изначально она была записана «в цифре», а есть и те, кому непременно нужен ламповый усилитель, хотя звук с него отличается от звука с хороших цифровых только характером добавочных помех. Один мой омский знакомый даже не поленился записать отдельно «ламповые» помехи и наложить их на «цифровой» звук, после чего приятели-пуристы хором воскликнули: «Ну вот! Совсем другое дело!».
Впрочем, следует признать, что иной раз отвратительное качество записи и обилие наглых помех способны отвратить от прослушивания даже меломана из меломанов, — но в наши дни такое встречается совсем уж редко. Например, я, безусловный меломан, практически не смог себя заставить прослушать по второму разу пиратского, с концерта, «Губернатора» БГ и дождался студийного варианта (тоже, замечу, в средненьком mp3). Зато «Фауста» 1949 г. из Метрополитен-опера с Джузеппе Ди Стефано слушать упорно продолжаю, несмотря на раздражающее, порой забивающее остальной звук, потрескивание пластинки с 78 об/мин: просто нет (и никогда не будет) других вариантов. Или Карузо, Шаляпина, Бесси Смит, Сиднея Беше…
Однако понятно, что любой нормальный меломан предпочтет слушать запись покачественнее и через хорошую аппаратуру — просто для него это не на первом месте.
В настоящее время, когда фотоаппараты (или, даже в большей степени, фотомодули телефонов) получили не меньшее распространение, чем музыка в Сети, будет вполне реально среди фотографов и фотопотребителей также провести разделение на две категории. К первой (т.е. к фотофилам) относятся те, кто снимают (или просматривают) лишь фотографии высочайшего качества, т.е. сделанные очень хорошими аппаратами с очень хорошей оптикой, причем для кого-то из них даже многие зеркалки уходят «в запрет», оставляя кошерной только, скажем, шеститысячедолларовую Leica, со всеми световыми онерами и, возможно, со штативом, а смотрят снимки — исключительно на профессиональном, отбалансированном мониторе с немеренной диагональю или, на худой конец, отпечатанными на бумаге формата A2 суперпринтером компании Epson. А во вторую входят те, кого от души радуют подсмотренное вдруг необыкновенное сочетание света и тени на банальном сюжете (если его вообще можно назвать сюжетом) или неожиданное цветовое столкновение, или внезапное выражение чьего-нибудь лица, — пусть даже качество снимка оставляет желать лучшего, размер не превышает смешных в наши дни 612×612 пикселов, а экран, на котором он отображается, вяловат и порою всего 16-битный (фотоманы).
Нет! Здесь тоже, конечно, есть предел несовершенству: совсем упущенный фокус, нехудожественная смазка, недодержка, делающая содержание снимка практически неразличимым… Однако внутри этих пределов снова автоматически включается мышление и, как писал Пушкин, «…воображенье в минуту дорисует остальное».
Естественно, некоторые сюжеты вообще работают только на суперкачестве, например, пейзаж с проработанными до камешка бороздками пашни или портрет с морщинами, каждая из которых — отдельный сюжет.
Но для простых фотоманов (а их, как, впрочем, и меломанов, всегда на порядки больше), которым технологии дали в руки практически все козыри (осталось только еще немножко повысить чувствительность матриц да выдумать для телефонов зумирование — направление, в котором вовсю кипит работа: 41-пиксельная Lumia 1020 с программным, но не портящим картинку зумом; Galaxy Camera и Galaxy Zoom, чуть, возможно, великоватые, но с натуральными 10- и даже 21-кратными трансфокаторами, фотонасадки компании Sony…), появился инструмент демонстрации и просмотра снимков, именуемый Instagram. В нем о фотофилии и речи быть не может, поскольку изначально снимки имеют размер, упомянутый выше, — 612×612 пикселов, зато для фотоманов — полный простор. Не случайно же Instagram почти мгновенно завоевал расположение миллионов пользователей и распространился с iOS, на которой появился изначально, на соседние платформы: сперва — на Android (миллионный скачок за сутки после появления), чуть позже, после хорового вопления, — и на Windows Phone 8, но уже под именем 6tag. Это, по мнению многих, даже улучшило нативный Instagram настолько, что он потихоньку перебрался и на Android.
Хотя смотреть снимки, лучшие (по мнению Instagram) или выполненные выбранными вами авторами, можно и на большом компьютере (а также несложно с его помощью скачать все свои: http://go.osp.ru/81914 или даже запустить слайд-шоу: ilikeslide.com/ru/), загружать туда фото позволительно только с мобильных устройств, через специализированные клиенты. Это — концептуально и позиционируется именно для фотоманов. В общем, обмануть Instagram легко (да он и сам обманываться рад), подсунув ему на мобильник снимок, сделанный какой-нибудь суперзеркалкой с суперобъективом, однако овчинка настолько не стоит выделки (все равно ведь будет 612×612 пикселов!), что такое если и случается, то совсем уж изредка.
Стоит заметить, что Instagram не только дает площадку для обмена произведениями фотоманов (лично я исключаю с нее любителей снимать еду перед поглощением или делать «лифтолуки» , а также отчитывающихся об отпуске в Турции, — хотя, должен заметить, некоторые подобные жанровые снимки бывают вполне интересными), но и как бы подталкивает «простых » людей становиться фотоманами.
Во-первых, он обрезает любой снимок в «поляроидный» квадрат (а ведь каждое ограничение провоцирует художественное решение, вспомним хотя бы «световой занавес» в Театре на Таганке), во-вторых, предлагает около двух десятков разных фильтров. Это приложение, наподобие некоего карманного недофотошопа, подталкивает фотомана задуматься над тем, как изменить свой снимок, чтобы он стал более привлекательным. Осмыслить увиденное, чтобы пусть и стандартно, и примитивно, но все же сделать картинку художественнее. Подчеркнуть, что заставило автора выбрать именно этот сюжет.
Еще весьма обучающая и художественно-воспитательная «фишка» данной программы — возможность лайкать фотографии. Выкладываешь снимок и воочию видишь, как его оценили и сколько он набрал «одобрений», а также, возможно, что-то изменяешь в своем фотостиле или же, напротив, развиваешь и усиливаешь. Оно и понятно, ведь массы в искусстве разбираются плохо, — однако они же и делают художников.
В общем, господа, отращивайте глаз. Внимательно рассматривайте жизнь. Это не только приятно, но и полезно. Или… это не только полезно, но и приятно.
Здесь я привожу несколько своих инстаграммных снимков. Посмотреть больше можно, подписавшись на экаунт ekozl. Милости прошу!