В последнее время мне уже не раз и не два говорили, что люди вокруг стали злее и глупее. Легко раздражаются, срываются на оскорбления. Бестактно навязывают окружающим собственное мнение, не хотят слышать собеседника. Наконец, просто врут. Не переспрашивая, я сразу понимаю, что речь идет об общении в социальных сетях. «Вот вроде был человек, как человек — приятный, неглупый, а стал общаться с ним в «ВКонтакте», и вдруг такое полезло!..». Неужели социальные сети действительно меняют людей в худшую сторону? Или дело в чем-то другом?
Помню, на первом курсе, во время защиты курсовой по истории, преподаватель спросил меня: изменилась ли ментальность крестьян после реформ Александра II? Подумав, сопоставив крестьянские образы в разнообразных литературных произведениях и те, что встречались в жизни, уверенно ответил — нет, не изменилась. И по сей день, вопреки всем перипетиям и невзгодам, сельские жители сохранили точно такое же восприятие реальности, как у их предков сто и двести лет назад. Разумеется, с поправками на изменение правовых норм и технический прогресс.
Преподаватель был со мной не согласен. Оказывается, изменение ментальности крестьян было темой его кандидатской диссертации. Но спора не получилось, потому что точного определения термина «ментальность» пока еще не существует.
Я же до сих пор уверен, что за последнюю тысячу лет мы мало изменились. Да, жизнь стала быстрее, а потоки информации захлестывают нас, не давая возможности отделить зерна от плевел и сделать собственные выводы. Но если оторваться от экрана и чуть-чуть отдохнуть, мы становимся точно такими же, как наши бабушки и дедушки. А после месяца в деревне без Интернета легко можем примерить на себя жизненные лекала предков, живших пару сотен лет назад. Ровно с тем же градусом доброты и участия.
Но в соцсетях многие из нас действительно выглядят… странно. Настолько, что после пары недель сетевого общения хочется заблокировать собеседника, а при встрече с ним в реальной жизни нервно отскочить в сторону. Но делать так, конечно, не стоит. Потому что в кажущихся изменениях других людей нашей вины ничуть не меньше.
С детства мы затвердили строки: «Лицом к лицу лица не увидать. Большое видится на расстоянии». Социальные сети убедительно доказывают, что тезисы эти неверны. Традиционное общение подразумевает наблюдение за поведением собеседников, их мимикой и интонациями. Также мы оцениваем состояние людей — в каком они настроении, не находятся ли под влиянием веселящих жидкостей и т.д. Исходя из этого выбираются направление беседы, ее интенсивность и продолжительность. Все это происходит незаметно для нас, на уровне инстинктов, доставшихся от хвостатых предков.
В случае же с социальными сетями мы получаем для анализа только текст. Смайлики, рассыпанные по нему, обычно слабо передают эмоции. А иронию и своеобразное чувство юмора не передают вовсе. Таким образом, мы сами додумываем написанное в силу собственного эмоционального состояния. И хорошо, если человек знакомый. А то ведь, как часто бывает в соцсетях, общение наше носит лишь виртуальный характер, и тогда представить интонации собеседника в принципе невозможно.
Также мы никогда не знаем, что происходит с человеком по ту сторону экрана в текущий момент времени. Например, один мой давний знакомый имеет привычку после работы выпить граммов двести чего-нибудь крепкого. Желательно — способного к горению. Поэтому с утра он пишет вполне здравые вещи, а вечером несет странный бред. Я это знаю и не удивляюсь. А виртуальные знакомые считают любителя жидкостей беспринципным хамом, что, конечно, не совсем верно. В реальной жизни, увидев его в приподнятом настроении и с любимой фляжкой, они бы не стали развивать беседу и по ее итогам ссориться вдрызг, а просто дождались бы утра.
Собрав некую коллекцию «друзей» в соцсетях и регулярно читая об их жизни, мы невольно начинаем считать этих людей «всем миром». Читаем их мысли, возмущаемся, бурно реагируем. Хотя на самом деле данная общность еще более сомнительна, чем, к примеру, одноклассники в школе или одногруппники в университете. Там-то все хотя бы одного возраста и с постоянным совместно переживаемым опытом. А в соцсети? Все разное — поколения, происхождение, социальные статусы… И тогда с чего бы вам вдруг всерьез понравиться к друг другу и найти общий язык? Да еще и дистанционно? И с чего вы взяли, что эта выборка транслирует мнение всего города, региона или страны в целом?
Если кажется, что люди вокруг озлобились, первым делом надо отдохнуть. От работы, от ритма жизни, но прежде всего — от соцсетей. И в процессе отдыха договориться с собой, что социальные сети — это не жизнь и не отпечаток реальности, а просто некое виртуальное пространство. Где не очень хорошо знакомые нам люди, обремененные очень разным жизненным опытом, проблемами и даже, к сожалению, болезнями, создают свою маленькую реальность. В которой они мудры, сильны и остроумны. И даже когда они пытаются вас обидеть — не принимайте это близко к сердцу. Они рисуют черными красками самих себя. Вас там нет.
Искренне Ваш, Сергей Вильянов,
главный редактор