Тенденции борются с финансовыми возможностями рядовых пользователей. С одной стороны, продавливаемый маркетологами 4K Gaming с мониторами от 70 тыс. руб., с другой — middle-end видеокарты ценой в 12—16 тыс. руб., однако и на них некоторым потребителям нужно копить не один месяц, выкраивая понемногу из скромных доходов. Совместить одно с другим трудновато, так как видеокарты среднего ценового диапазона в высоком 4К-разрешении не могут ровным счетом ничего, иной раз даже объединение в SLi или CrossFire тандем не спасает ситуацию. В данном случае выход где-то посредине, поближе к рядовому пользователю и подальше от розовых замков маркетинга. Мы взяли несколько карт из разных ценовых диапазонов и попытались понять, на что стоит потратить свои кровные рядовому покупателю.

 

ASUS POSEIDON-GTX980TI-P-6GD5

Компания ASUS не слишком жалует референсные решения видеокарт такого уровня, предпочитая выпускать доработанные версии. Данная плата отличается комбинированной системой охлаждения, допускающей подключение к контуру жидкостного охлаждения.

Графика для геймера: Выбираем видеокарту

Но и без него кулер отлично справляется с отводом тепла, так как массивная испарительная камера является по совместительству еще и подошвой ватерблока, и базой для крепления более четырех десятков ребер, которые обдувают два 80-мм тихоходных вентилятора. При этом толщина платы не больше, чем у двух стандартных слотов.

Графика для геймера: Выбираем видеокарту

Конечно, одинаково эффективной с воздушным и с жидкостным отводом тепла такая система быть не может. В данном случае упор сделан на традиционный метод охлаждения. Без двух патрубков в верхней части и приписки Poseidon в названии искать соответствующий элемент я бы и не стал, списав значительный вес платы на щедрость инженеров ASUS, отдающих предпочтению меди в конструировании СО.

Главная проблема встроенного теплообменника — малый диаметр трубок в самой конструкции, составляющий чуть более 4 мм. Для сравнения, в эффективных системах жидкостного охлаждения внутренний диаметр подводящих шлангов составляет 10 мм, а патрубков — не менее 8 мм. Следовательно, включать эту плату в высокопроизводительный контур можно только с оговорками, так как из-за значительного гидродинамического сопротивления жидкостного канала в POSEIDON общая эффективность СЖО может сильно упасть. В более простых системах с трубками малого диаметра подобных проблем не возникнет. К тому же ничто не мешает одновременно использовать и жидкостную часть СО, и воздушную.

Графика для геймера: Выбираем видеокарту

Сама плата внешне отличается от референсной системой питания. Она фирменная, рассчитана на разгон, силовые компоненты «повышенной надежности» (читай — с запасом). Подозреваю, что печатные проводники также рассчитаны на большие токи, но, поскольку они скрыты в толще текстолита, проверить предположение не удастся.

Графический процессор — один из самых мощных в модельном ряду NVIDIA: 2816 универсальных процессоров, 176 текстурных блоков, 96 ROP. Видеопамяти к нему прилагается 6 Гбайт типа GDDR5, шина — 384-битная. Частоты — 1114 и 7000 МГц для GPU и VRAM соответственно. Под нагрузкой видеопроцессор разгоняется до 1342 МГц, за что следует отчасти благодарить качественную систему питания.

Графика для геймера: Выбираем видеокарту

Эффективность подобного гибридного кулера с жидкостью напрямую зависит от температуры входящего хладагента. Если использовать только воздушную часть, то максимальная температура GPU под нагрузкой составит 75–76 о С. Вентиляторы при этом разгоняются до 2100 об/мин, в 2D режиме их скорость вращения не превышает 1000 об/мин. На общем фоне шума от карты практически нет, уже в полуметре он слабо различим.

 

GeForce GTX 980 reference

Это стандартный референсный экземпляр GTX 980. Внешне он мало отличается от GTX 780, что неудивительно: в кои-то веки референс выглядит солидно, работает тихо и лишен множества конструктивных недостатков, присущих ранним версиям.

Графика для геймера: Выбираем видеокарту

Компоновка осталась прежней: печатная плата крепится множеством винтов к сложному алюминиевому основанию системы охлаждения, которое по совместительству работает теплоотводом для элементов системы питания и видеопамяти. За охлаждение графического процессора отвечает массивный наборный радиатор, припаянный к испарительной камере, которая, в свою очередь, контактирует с кристаллом. Задняя сторона платы, как и в случае ASUS POSEIDON, защищена от механических воздействий по всей длине алюминиевой пластиной. Продувом заведует мощная турбина, нагретый воздух полностью выбрасывается за пределы корпуса.

Печатная плата сделана с запасом, о чем свидетельствует множество пустых мест в подсистеме питания. В первой трети распаян графический процессор GM204 в окружении восьми микросхем памяти. Общий объем ее составляет 4 Гбайт, и следовательно, шина 256-битная. Частоты незначительно отличаются от тех, что у GTX 980 Ti: 1127-МГц видеочип и 7012-МГц память. Под нагрузкой GPU разгоняется до 1239 МГц.

Температурный и шумовой режимы не раздражают благодаря сравнительно холодному и энергоэффективному видеопроцессору: максимально 81 о С при вращении турбины с 2200 об/мин (из 4200 об/мин возможных). В простое ее скорость опускается до 1100 об/мин. При сильном желании можно улучшить терморежим видеоядра, подняв обороты до 2700 об/мин при 75 о С. NVIDIA, как и многие другие компании, предпочитает сделать карту менее шумной, но более горячей. Это нравится многим пользователям, но стоит помнить, что частый перепад температур увеличивает вероятность поломки через 8–20 месяцев эксплуатации.

 

ASUS TURBO-GTX970-OC-4GD5

Отличный пример бюджетной видеокарты вершины сектора middle-end. Данное решение можно назвать тем порогом качества, опускаться ниже которого при выборе игровой видеокарты не стоит.

Графика для геймера: Выбираем видеокарту

К печатной плате претензий никаких: очень небольшой кусок текстолита с графическим ядром, 4 Гбайт видеопамяти и хорошей системой питания на фирменных компонентах. Частоты: 1089 МГц — по ядру и 7012 МГц — по памяти, 256-бит шина. Под нагрузкой GPU разгоняется до 1278 МГц, что для такого решения хорошо.

Графика для геймера: Выбираем видеокарту

Кулер заслуживает отдельной похвалы за предельную простоту и дешевизну. Радиатор — обычная медная пластина-теплораспределитель и цельный алюминиевый блок с ребрами. Нечто похожее шло в комплекте с Athlon XP под Socket 423 добрые десять лет назад. Задачу свою полностью выполняет, максимальная температура на видеочипе — 74 о С при 1900 об/мин турбины, но из-за низкого качества обработки торцов радиатора шум такой, будто крутится на все 3000 об/мин. Даже при 1000 об/мин в 2D режиме тихий рокот СО хорошо различим сквозь шум трех разных вентиляторов на тестовом стенде (блок питания и процессорный кулер).

Графика для геймера: Выбираем видеокарту

Радиатор крепится четырьмя винтами к печатной плате, а та — к пластиковому кожуху системы охлаждения тремя небольшими винтами. Какой-либо детали, выполняющей роль ребра жесткости и снимающей механические нагрузки с текстолита, не предусмотрено, а потому я очень не советую прилагать сколько-нибудь значимые усилия при установке в корпус этой видеокарты или подобной ей по конструкции.

 

Inno3D C960-2SDN-E5CNX

Самая крупная видеокарта среди четверки тестируемых. Мало того, что она в 1,5 раза длиннее референсной, так еще и с крупногабаритным кулером занимает три полных слота!

Графика для геймера: Выбираем видеокарту

А все потому, что плата относится к серии iChill, которую Inno3D стремится сделать самой-самой. Раз на раз не приходится, но в случае с GTX 960 инженеры постарались на славу.

Графика для геймера: Выбираем видеокарту

Рецепт приготовления специальных серий в малых компаниях прост: приобрести качественную OEM систему охлаждения под желаемый продукт и заказать ей кастомизацию по цветовой гамме. Аналогично поступают и с печатной платой, разве что красить ее в экзотические цвета не обязательно. Результат грамотного подхода с таким сценарием виден на фото: получается габаритная и брутальная видеокарта. Четыре теплотрубки, более сотни ребер, три тихоходных вентилятора. Неудивительно, что максимальная температура под нагрузкой составила всего 53 о С при частоте 2100 об/мин. В режиме 2D вентиляторы останавливаются, а где нет вращения, там нет и шума.

Графика для геймера: Выбираем видеокарту

Печатная плата из-за значительных габаритов при стандартном наполнении компонентами (четыре микросхемы памяти, один GPU) выглядит пустой, и даже усиленный преобразователь питания, занимающий треть площади, не влияет на это. Частота графического процессора, немного повышенная относительно референсной, составляет 1330 МГц, память объемом всего 2 Гбайт функционирует на частоте 7200 МГц. Применена 128-битная шина. Под нагрузкой частота видеочипа повышается совсем немного, до 1390 МГц.

 

Результаты исследования

Тестирование производительности проводилось на производительной платформе LGA1151, процессор — топовый Skylake-S, без разгона. Процессор Core i7-4790 показывает близкие результаты по вычислительной мощности, так что с некоторыми допущениями приведенные цифры можно переносить на более распространенную платформу LGA 1150 с топовыми процессорами Haswell.

В качестве операционной системы использовалась Windows 8.1 как наиболее стабильная и отлаженная на момент тестирования. Windows 10, при всех заверениях в стабильности, постоянно чудит при работе с играми, что приводит к проблемам с тестированием. Для измерения производительности во всех играх, кроме GTA V, использовалась программа FRAPS. Тестовая сцена прогонялась по 10 раз для каждого разрешения, аномально высокие или низкие показатели отбрасывались. За итоговый результат принималось среднее арифметическое десяти проходов. Настройки графики — High (не путать с Highest), фирменные технологии NVIDIA (HBAO+, TXAA) включены, Анизотропная фильтрация 8x, антиалиасинг 8x (если возможно выставить из меню игры, то параметры через драйверы не замещались).

GTX 980 Ti, благодаря значительной вычислительной мощности, большому объему видеопамяти и широкой шине показывает стабильно высокую частоту рефреша во всех играх, независимо от разрешения. Более того, при разрешении 1680×1050 точек все явно упирается в процессор, которого не хватает для полной загрузки видеокарты.

Графика для геймера: Выбираем видеокарту

Графика для геймера: Выбираем видеокарту

Графика для геймера: Выбираем видеокарту

Графика для геймера: Выбираем видеокарту

Графика для геймера: Выбираем видеокарту

Графика для геймера: Выбираем видеокарту

Графика для геймера: Выбираем видеокарту

 

Графика для геймера: Выбираем видеокарту

 

Итоги

Суммарный вывод по четверке испытанных видеокарт таков: если у вас монитор с разрешением Full HD и к качеству картинки особых претензий нет, то можно довольствоваться GTX 960 или даже выбрать околореференсные экземпляры без повышенных тактовых частот. Тем же, кто хочет увидеть задумку левел-дизайнеров во всем великолепии, настоятельно советую обратить внимание на GTX 970. Увеличенные вдвое шина и объем видеопамяти, а также выросшее в 1,5 раза количество вычислительных блоков позволяют забыть о торможении во всех актуальных на момент написания текста играх. Отмечу, что кастомные улучшения через редактирование конфиг-файлов и замену ресурсов в учет не принимаются.

Обе 980-е рекомендуются владельцам мониторов с разрешением 2560×1440 точек и выше. Стоит быть готовым к тому, что GTX 980 не хватит для плавного игрового процесса в разрешении 3656×2664 точек и выше без снижения требований к качеству картинки.