Gamescom — не единственная популярная игровая выставка. Есть еще знаменитая E3, проводящаяся в Лос-Анджелесе, токийское и парижское игровые шоу, московский «Игромир», в конце концов. Однако сравниться по масштабам с Gamescom сейчас не может никто. Цифры, опубликованные организаторами, действительно впечатляют. Площадь выставочных площадей в этом году составила более 190 тыс. м 2 (почти 26 футбольных полей). На выставке были представлены почти 900 компаний. Но все это меркнет перед численностью посетителей, побывавших на Gamescom в этом году: более полумиллиона человек за пять дней. Цифры просто фантастические!
Интерес бизнеса, прессы и самих геймеров к Gamescom 2016 был просто невероятный. Самые дешевые билеты были проданы еще в апреле, а накануне открытия никаких билетов не было вообще. Такая популярность мероприятия обусловлена несколькими факторами.
Во-первых, очень удобная логистика. Коelnmesse находится в 5 мин ходьбы от кельнского железнодорожного вокзала, до которого легко добираться практически из любой точки Западной Европы с минимумом пересадок, а в 30 мин езды от выставочного комплекса расположен крупный аэропорт Дюссельдорфа.
Во-вторых, правильное время проведения. Август — пора школьных и студенческих каникул. И хотя, по статистике, средний возраст современного геймера более 30 лет, все же большую часть аудитории на игровых выставках составляют студенты и школьники.
В-третьих, и это самое главное, повышенные интерес, энтузиазм, вовлеченность и даже фанатизм, которые демонстрируют поклонники компьютерных игр.
Игровая индустрия переживает сейчас поистине свой Золотой век. Достигнуты фантастические, по меркам зарождения игровой индустрии, мощности современных ПК и игровых консолей. Накоплен 30-летний опыт в области создания компьютерных игр, появилась целая армия фанатов и, как следствие, получаемые высокие доходы позволяют тратить десятки миллионов долларов на создание игровых блокбастеров, а также на рискованные инди-проекты. Причем не стоит забывать про виртуальную и дополненную реальность — новое и очень перспективное направление развития. Никогда еще игровая индустрия не шла вперед такими темпами, как сейчас. Видеоигры давно перешагнули рамки развлекательного бизнеса и превратились в спорт, в психологический и социальный феномен, в предмет изучения экономистов и бизнес-аналитиков — словом, в целый мир. Даже персонажи игр становятся такими же предметами поклонения, как живые актеры, музыканты и спортсмены.
Все это на Gamescom 2016 было продемонстрировано очень наглядно. Помимо основных игровых стендов компаний, уже который год на Gamescom работают огромная бизнес-зона и Cosplay Village. Причем большая часть косплееров, за исключением нескольких приглашенных звезд, —это энтузиасты, готовящие свои потрясающие костюмы, стенды и игровые сцены, что называется, «за респект».
Как и положено, самые большие стенды на Gamescom 2016 были у монстров игрового бизнеса — у держателей консольных платформ Sony, Microsoft и Nintendo, а также у крупных издателей — Electronic Arts, Ubisoft, Blizzard. Приятно было увидеть и огромный стенд Wargaming, практически «родной» для многих российских геймеров компании.
Впрочем, консольщики нового «железа» на Gamescom не показали. Дольше всех сохраняла интригу Nintendo. Многие действительно надеялись на то, что японцы покажут свою новую консоль NX именно в Кельне, но накануне выставки выяснилось, что презентация консоли переносится на сентябрь. Так что посетители сосредоточились на новых играх, бизнес- и развлекательных эвентах, конкурсах, фаншопах, косплее и прочих событиях, которыми была наполнена выставка.
Если вернуться к Nintendo, то в этом году, после многолетнего затишья, компания опять стала важным и интересным ньюсмейкером. Главное здесь, конечно, ожидание всем игровым сообществом новой консоли Nintendo NX. В ней пообещали исправить все ошибки, допущенные при создании Nintendo Wii U, вчистую проигравшей конкуренцию Playstation 4 и Xbox One.
Подогрела интерес к Nintendo и игра Pokemon Go, взорвавшая рынок мобильных игр и показавшая всем, как надо работать в играх с дополненной реальностью. Напомним, что Nintendo входит в число владельцев и инвесторов компании Niantic, создавшей Pokemon Go. Ко всему прочему, лицензионные права на таких персонажей, как Покемоны, также принадлежат Nintendo. Кстати, как ни странно, у Niantic не было стенда на Gamescom и, о мегапопулярности Pokemon Go напоминали лишь костюмы Пикачу на посетителях выставки.
Во время выставки весь интерес поклонников Nintendo сосредоточился на новой игре The Legend of Zelda: Breath of the Wild, которая выйдет и для Wii U, и для NX. За возможность лично поиграть в тестовые дем-версии народ отстаивал часовые очереди. Впрочем, игра того стоит.
The Legend of Zelda: Breath of the Wild — девятнадцатая игра культовой серии о Линке, принцессе Зельде и фэнтезийном мире под названием Хайрул. Она и раньше представляла собой сложную комбинацию из аркады, ролевой игры, квеста, головоломки, платформера и даже автосимулятора. Но теперь Legend of Zelda обзавелась элементами Sandbox-игры, а именно, получила огромный открытый мир, предполагающий гораздо большую свободу игроков, чем была у них в предыдущих играх серии. По словам продюсера Эйдзи Аонума, в Breath of the Wild игровой процесс начинается уже с того момента, когда игрок решает, куда он будет двигаться, как он это осуществит и что будет делать потом.
Когда по хронологии Хайрула будут разворачиваться события Breath of the Wild, пока непонятно, но некоторые артефакты и оружие не характерны для мира фэнтези. Вообще, складывается ощущение, что создатели Breath of the Wild внимательно следили не только за реакцией геймеров на последние игры серии, но и за своими конкурентами. В общем, у фанатов Nintendo скоро ожидается двойной праздник — выход новой приставки и долгожданное продолжение серии. Специалисты, кстати, очень высоко оценили игру The Legend of Zelda: Breath of the Wild. На проходящем в рамках выставки специальном мероприятии Gamescom Award она получила приз как лучшая игра Gamescom 2016.
Полный же список Gamescom award выглядит следующим образом:
• Лучшее дополнение — Destiny: Rise of Iron;
• Лучшее превью — Horizon: Zero Dawn;
• Лучший стенд на Gamescom — Mafia 3;
• Лучшая игра для PS4 — For Honor;
• Лучшая игра для PC — For Honor;
• Лучшая игра для Xbox One — Sea of Thieves;
• Лучшая игра для Wii U — The Legend of Zelda: Breath of the Wild;
• Лучшая мобильная игра — Mario Party Star Rush;
• Лучшая RPG — Final Fantasy 15;
• Лучшая гонка — Forza Horizon 3;
• Лучший экшен — Battlefield 1;
• Лучший симулятор — NBA 2K17;
• Лучшая спортивная игра — Steep;
• Лучшая игра для всей семьи — Skylanders Imaginators;
• Лучшая стратегия — Civilization VI;
• Лучший паззл — Dragon Quest Builders;
• Лучшая онлайновая игра — Gwent: The Witcher Card Game;
• Лучшая казуальная игра — Battlezone;
• Лучший мультиплеер — Sea of Thieves;
• Лучшая VR-игра — Wilson's Heart;
• Лучшее «железо» — PlayStation VR;
• Лучшая инди-игра — Little Nightmares;
• Выбор посетителей выставки — Battlefield 1;
• Лучшая игра Gamescom 2016 — The Legend of Zelda: Breath of the Wild.
К победителям Gamescom Award стоит присмотреться повнимательнее, так как Gamescom cобирает настоящую элиту игровой индустрии, и проходным проектам при такой конкуренции никаких призов не достанется.
Особо отметим категорию «Выбор посетителей». Каждый посетитель выставки действительно мог проголосовать за любимою игру из списка номинантов, и потому победа Battlefield 1 не вызывает никаких сомнений. Все было честно.
Таких длинных очередей, как на стенды c Battlefield, не было ни у кого, при том что сам стенд был большим и игровых станций на нем было очень много. Electronic Arts привезли на Gamescom новое игровое демо «Синайская пустыня».
Вообще, Battlefield 1 заслуживает отдельного рассмотрения. Уже сейчас ясно, что игра станет хитом. Геймеры ее очень ждут, что отлично было видно на выставке. Разработчики из DICE традиционно все делают на очень высоком уровне, а и с бюджетом у игры которую, издает EA, все в порядке по умолчанию. Графика и физика в тех демо-версиях, в которые можно было поиграть, просто великолепные. Геймплей тоже многообещающий: танки, бронепоезда, аэропланы, дирижабли, снайперские винтовки, огнеметы, пулеметы, отравляющие газы. Словом, представлен весь антураж Первой мировой войны. Есть, впрочем, один нюанс.
Battlefield 1 — это шутер от первого лица аркадного типа. Не стоит искать в ее сеттинге исторической достоверности, хотя консультантов-историков по Первой мировой войне разработчики, разумеется, приглашали.
Многие виды оружия, доступные с самого начала игры, появились лишь в ходе войны. Но главное не это — первая мировая война была медленной (по сравнению с современными боевыми действиями), тягучей, позиционной. Во многом она была войной на истощение. В Battlefield 1 совершенно другой темп. Танки быстры, как в WWII, бронеавтомобили носятся по пустыне, как багги. Море автоматического оружия. Дирижабли неуязвимы, как броненосцы, и т.д. и т.п.
Понятно, что к релизу игровой баланс подкрутят, настроят, но, вообще, когда играешь в Battlefield 1, создается впечатление, что ты не в траншеях WWI, а в какой-то стимпанковской альтернативной реальности. Однако всем это нравится, и игра от такого залихватского темпа и веселья только выигрывает. Выход Battlefield 1 на PC, PS4 и Xbox One запланирован на 21 октября 2016 г. Ждать осталось совсем недолго.
Следует отметить, что Electronic Arts провела масштабную пресс-конференцию за день до начала Gamescom. Причем, как ей свойственно, самую масштабную из всех, организованных участниками. И что удивительно, ее главным героем стала не Battlefield 1, а FIFA 2017 — продолжение знаменитой франшизы EA.
Именно этому футбольному симулятору было посвящено больше половины пресс-конференции. Игру представлял Марко Ройс, звезда дортмундской «Боруссии» и сборной Германии. Он, кстати, и стал официальным лицом FIFA 2017.
Было довольно забавно наблюдать, как во время демонстрации возможностей FIFA 2017 Марко Ройс с азартом играл за… Марко Ройса.
Cамое главное в свежей FIFA — новый игровой движок под названием Frostbite, которым в Electronic Arts очень гордятся. Это не только новая графика, но и другая игровая механика, более реалистичные единоборства с соперниками, взаимодействия партнерами и пр. По сравнению с FIFA 2016, изменения коснулись и режима Ultimate Team, куда добавили новые варианты игры. Это Squad Building Challenges, где игрокам необходимо собирать составы команд только из игроков, подпадающих под определенные параметры. FUT Champions — ежедневные турниры на выбывание, где игроки сражаются за места и награды в Weekend League. Победители смогут участвовать в турнирах EA SPORTS FIFA 17 Ultimate Team Championship Series. Призовой фонд этого турнира составляет 1,3 млн долл. Причем настоящих долларов, а не виртуальных.
FIFA 17 станет первой игрой в серии, где есть сюжетная кампания. История The Journey рассказывает о молодом перспективном футболисте Алексе Хантере. Ваша задача — сделать из молодого темнокожего парня звезду английской Премьер-лиги. Несмотря на нелинейный сюжет, ограничения в The Journey есть. События происходят только в АФЛ. Вообще, по словам продюсера FIFA 2017 Ника Ченнона, нынешнее обновление игры — самое масштабное за все восемь лет. Релиз запланирован на 27 сентября.
Другим спортивным сериям ЕA — Madden (NFL) и NHL — на пресс-конференции, да и на Gamescom в целом, уделили намного меньше внимания. NFL 17 представили в Madden новым видеороликом, а для NHL 17 предложили режим для национальных сборных — World Cup.
В тени Battlefield 1 осталась Titanfall 2. Это продолжение многопользовательского шутера студии Respawn Entertainment, разработчика первых частей Call of Duty: Modern Warfare. Гигантские человекообразные роботы и бешенный темп — все вроде бы как и раньше, но Titanfall 2 в большей степени, чем первая часть рассчитана на командное взаимодействие. В игре появится больше открытых карт, а также расширится набор гаджетов, которыми может пользоваться игрок. Интереснее стали как сами роботы, так и борьба с ними. В общем, поклонники первой части не будут разочарованы, а те геймеры, которым не понравился первый Titanfall из-за слишком хаотичного геймплея, вполне вероятно, изменят свое мнение.
Как видно из списка наград на Gamescom, призы «Лучшая игра для PS4» и «Лучшая игра для PC» получила For Honor компании Ubisoft.
For Honor — это почти классический файтинг cо средневековым фэнтезийном сеттингом. Сюжет игры прост и незамысловат. В результате катаклизма история «Земли» кардинально меняется, застревает в средневековье и начинает развиваться совершенно в новом направлении. Главное достоинство For Honor — потрясающая графика, причем не только по меркам файтинга, но и вообще. Игра очень эффектная и захватывающая, а красоту графики успеваешь оценить и во время просмотра демо-роликов, и непосредственно во время боя. Что же касается игрового процесса, то фракции рыцарей, викингов и самураев получили по четыре персонажа каждая.
Помимо сюжетной кампании, ее представили еще на E3 2016, на Gamescom объявили о пяти сетевых режимах: «Захват территорий», «Бойня», «Дуэль», «Истребление» и «Схватка». Уже сейчас почти готов режим «Захват территорий» — групповой бой 4х4 с присутствием солдат под управлением ИИ. Кстати, разница между боем с компьютером и с реальными соперниками пока огромная. В первом случае ощущаешь себя д’Артаньяном и возникает даже некоторая эйфория от собственного превосходства, но бои против реальных соперников возвращает тебя на землю. Как и в любом другом файтинге с холодным оружием сам игровой процесс брутален, но грань, где виртуальное убийство переходит в смакование насилия, создатели For Honor не пересекли. Игра выйдет еще не скоро, 14 февраля 2017 года на PlayStation4, Xbox One и ПК.
Ubisoft показала в Кельне и новое игровое демо South Park: The Fractured But Whole. По первым впечатления можно сказать, что это уже знакомый всем первый South Park, но вот геймплей и боевая система немного отличаются. Никуда не делся и специфический юмор Южного парка.
Для продвижения игры Ubisoft разработала устройство под названием Nosulus Rift. Гаджет в формфакторе маски не поступит в продажу, и познакомится с ним можно будет только на игровых выставках. Главное и пока единственное его предназначение — портить воздух игроку одновременно с героями The Fractured but Whole. Nosulus Rift состоит из маски с двумя небольшими баллончиками. От них отходит трубка, которая идет непосредственно к носу. Когда игрок нажимает на соответствующую кнопку на геймпаде, устройство впрыскивает содержимое баллонов и при этом подсвечивается зеленым цветом. Синтетический аромат имитирует человеческие газы, разумеется, в несколько приглушенном варианте. В общем, игровой опыт Nosulus Rift довольно необычен, оригинален и странен, а само устройство можно охарактеризовать как технологический « гэг » . Сама же игра выйдет 6 декабря 2106 г., она будет доступна на Xbox One, PlayStation4.
Как ни странно, ни одной награды на Gamescom Award не получила Overwatch. И справедливость здесь восстановить просто необходимо, так как Blizzard сделала просто роскошный стенд, поставила чуть ли не сотню игровых станции, но… это, увы, не помогло. Интерес к игре был настолько велик, что для того чтобы поиграть и посмотреть новый контент Overwatch, нужно было отстоять не один час в очереди.
Отметим, что новых игр Blizzard вообще не показала, зато представила несколько важных дополнений к своим хитам. Так, в Кельне продемонстрировали игровую карту для Overwatch — «Айхенвальд».
Айхенвальд — маленький городок с замком неподалеку от Штутгарта. Именно в Айхенвальде «проснулась» боевая машина E54 Бастион, наследие восстания машин против людей. Также на Gamescom впервые показали анимационный ролик Overwatch Bastion Animated. В игру добавили нового игрового персонажа Ana Amari. Среди способностей Аны — возможность дистанционно исцелять и увеличивать боевую мощь союзников. Личное оружие Аны — биотическое ружье со специальными боевые патронами и особыми биотическиим гранатами.
В целом, экспозиция Blizzard занимала примерно половину одного из центальных павильонов, и важное место в ней отводилось стенду World of Warcraft: Legion — шестого дополнения, выход которого состоялся через 10 дней после окончания выставки. Игра уже была готова, и Blizzard, разумеется, очень активно ее продвигала. В центре Кельна, в старинном здании выставочного зала Gürzenich, открыли специальное Legion Cafe. Заведение клубного формата работало по вечерам в течение всей выставки и было выполнено в антураже «Молота Скверны», оплота нового класса охотника на демонов из Legion. Многочисленные косплееры World of Warcraft, каждый вечер посещавшие кафе, создавали там действительно оригинальную и забавную атмосферу. Legion Cafe пользовалось бешенной популярностью, а очередь на вход туда растягивалась на сотни метров.
Игровые проекты дополненной реальности (AR) на Gamеscom были представлены даже чуть менее чем никак. Это, в общем-то, неудивительно, ибо, кроме как Pokemon Go, обсуждать пока особенно нечего.
Совсем другая ситуация с VR. Виртуальная реальность на Gamеscom 2016 была представлена в большом количестве, причем она активно вторгалась в реальную жизнь. Толпы геймеров, желающих поиграть в 10-минутное демо еще не вышедших VR-игр, многочисленные посетители на стендах с Oculus Rift, HTC Vive и PlayStation VR — в общем, похоже на то, что люди готовы к VR и активно ее хотят.
Стендов с Oculus Rift и HTC Vive было немало, но все же активнее всех действовала Sony. Видно, что компания очень серьезно подошла к запуску PlayStation VR, который состоится 13 октября, и денег на продвижение не пожалела.
На Gamescom работали примерно 50 разных PlayStation VR демозон. Заметно было активное партнерство с издателями игр, показано множество анонсов. Одновременно со стартом продаж PlayStationVR для них выйдет 17 игр: Batman Arkham VR, Battlezone Bound VR, EVE Valkyrie, Farpoint, Hatsune Miku: VR Future Live, Headmaster, Here They Lie, Hustle Kings VR, The Playroom VR, Resident Evil 7, RIGS: Mechanized Combat League, Robinson: The Journey, Until Dawn: Rush of Blood, Super Stardust Ultra VR, Tumble VR, PlayStation VR Worlds.
Даже сейчас демо-версии многих VR-игр выглядят очень интересно. Играя в тот же Batman Arkham VR, примеривая на себя костюм Бэтмена, осматривая мрачный Готэм-сити, ощущаешь себя почти настоящим Бэтменом.
Впрочем, посидеть в Oculus Rift на мостике космического корабля USS Aegis в демо-версии игры Star Trek: Bridge Crew также было очень интересно.
Конечно, всем VR-проектам явно не хватает мощности игрового «железа», а гейм-девелоперам — опыта создания VR-игр. У них нет того 20-летнего опыта, который есть у их коллег, создающих видеоигры для ПК и консолей. Следовательно, многое приходится придумывать с нуля, и ошибки в такой ситуации неизбежны. Однако темп развития виртуальной реальности в последние годы очень высок. Аналитики Goldman Sachs предсказывают, что рынки AR и VR к 2025 г. будут стоить около 80 млрд долл., и самый большой и вкусный кусок этого «пирога» получит именно игровая индустрия.
Вообще же, будущее AR и VR выглядит очень оптимистично. В их развитии заинтересованы такие мощные игроки, что эти технологии просто не могут не «взлететь». Купающейся в деньгах и славе игровой индустрии это дает возможность создать новое направление, а производителям ПК и игровых консолей — убедить геймеров не только приобрести VR-шлемы, но и обновить парк ПК и консолей. Таким компаниям, как Intel, AMD и Nidia, это поможет продавать вендорам новые мощные чипы. Так что можно сказать, что новое направление развлекательной индустрии рождается прямо на наших глазах. И вполне вероятно, помимо множества отличных игр, показанных на Gamescom 2016, это еще один из главных выводов, к которым привела прошедшая выставка.