Доклад о первых итогах проекта "Компьютерное обучение учителей общеобразовательных школ", с которым сотрудники корпорации ВИСТ и Компьютерного медиа-центра прибыли на IX Международную конференцию "Применение новых технологий в образовании", привлек внимание большинства участников конференции. Главный редактор "КвШ" встретился с инициаторами проекта Юрием Трынкиным (директор ВИСТ по маркетингу и рекламе) - ЮТ, Еленой Соболевой (сопрезидент Медиа-центра Союза журналистов России) - ЕС и Константином Космачевским (директор программ Медиа-центра) - КК.
Как вы сами определите жанр этого проекта? Одно дело, если он задумывался и выполнялся как просветительская акция в традициях общества "Знание". Совсем другое дело, если ваш проект - это начало выстраивания интерфейса между компьютерным бизнесом и государственной системой образования. Во втором случае возникают взаимные обязательства, долгосрочные совместные планы...
ЕС: Мы готовы к разработке таких планов, готовы принять такие обязательства. Именно поэтому наши сотрудники активно выступают на конференциях, заинтересованно следят за становлением Российского института ЮНЕСКО по политике в области образования и новых информационных технологий. Ведь наша акция - не просто инициатива полутора десятков компьютерных бизнесменов. Вопрос репутации компании, предлагающей социально значимые инициативы,- это серьезно, это новый уровень предпринимательства в России. Да, начинается все с первого шага, он кажется почти случайным, но потом начинает выстраиваться логика целенаправленных действий.
На нас произвела сильное впечатление реакция учителей и директора школы, которой ВИСТ и Samsung передали в дар компьютерный класс: было ясно, что первое их желание - накрыть дорогую технику плотными чехлами. Именно с таких столкновений со школьной действительностью начались и у нас, и в совете директоров ВИСТ размышления о будущем акции. Здесь, как и в любом сегменте рынка, требуется выстроить алгоритм своего поведения, предусмотреть "внешние прерывания" и реакцию на них. Посидели, посчитали бюджет нашей будущей акции, получили "добро" от наших партнеров-журналистов. И вот теперь, через год, мы слышим в докладе Алексея Львовича Семенова на одной из учительских конференций перечень именно тех задач, которые мы решаем и намерены решать.
КК: Отметили мы и то, какой была реакция зала на выступление профессора Семенова - зазвучали выступления с явственной интонацией "наших бьют!". А ведь прозвучало всего лишь хорошо мотивированное предложение аккуратно развести две ветви модели "компьютер в школе" - компьютер как инструмент учителя и компьютерная наука (пусть основы, но аккуратно изложенные) как предмет изучения, совместного исследования "цифрового мира".
Решение задач, возникающих при исследовании второй модели - процесс очень сложный, даже у опытных преподавателей и методистов здесь случались фальстарты, и основной опасностью становится дилетантизм.
Сегодня мы выбрали путь, отвечающий модели компьютера-инструмента. Мы стремимся прежде всего отобрать среди десятков, если не сотен, программных продуктов те, которые образуют в дальнейшем органичное целое, станут основой хорошо организованного учебного контента.

Контент, информационное наполнение (content) - собирательное название информационных ресурсов, представленных в форме, которая обеспечивает их массовое распространение (тиражирование) средствами информационных и коммуникационных технологий, и ориентированных на определенный сегмент рынка. В компьютерной прессе производственная и торговая деятельность, связанная с этими ресурсами, а также технологиями для их подготовки и тиражирования, получила название контент-бизнеса.
Сегодня в реализации нашего краткого курса мы гарантируем качество полученных учителями компьютерных навыков без выполнения ими каких-либо сертификационных тестов. А вот пятидесятичасовой курс приводит наших слушателей к необходимости выполнения двух - трех лабораторных работ. К примеру, отработка модели урока в компьютерном классе, где присутствуют удобные средства обмена данными (вопрос - ответ, контроль хода выполнения заданий и т. п.) в локальной сети класса. Или подготовка реферата с использованием различных источников, каналов поиска и получения информации. По мере того как усложняются задачи, осваиваются глубинные возможности программ-инструментов.
Вы начали работать по проекту осенью 1997 года. Теперь, когда появился опыт работы с несколькими сотнями преподавателей школ Москвы и других городов - а известно, что среди них заметную долю составляли преподаватели информатики, - какое представление об этой школьной дисциплине у вас сложилось? Откуда они, кто они, куда идут?
КК: За первый год мы только начали проводить специальные исследования ситуации с преподаванием информатики в сегодняшних школах. В первом потоке, по десятичасовому курсу, не стали выделять этих преподавателей в особую группу. И знаем теперь, что по содержанию и методам подачи материала курсы информатики разнятся очень сильно.
Поэтому, в частности, наш второй, летний поток по пятидесятичасовому обзорному курсу был и для нас, и для слушателей важен как своеобразный дискуссионный круглый стол, за которым удалось обсудить многие аспекты проблемы "компьютер в школе". И стало понятно, что некоторые из преподавателей информатики в ходе этих занятий-дискуссий всерьез призадумались над перспективой изменения своего статуса в школе. Мы почувствовали, что народ возбуждается; вот вернутся они в школы и развернут перед директорами списки своих проблем. И естественно, что мы ставим перед собой очередную задачу - научиться сотрудничеству с методическими центрами системы образования.
ЕС: Сегодня, работая в Медиа-центре над этим проектом, мы ставим перед собой одну главную задачу - помочь учителям общеобразовательных школ преодолеть барьер настороженности, боязни в их отношении к компьютеру. Мы ведь работаем на образовательном рынке "в целом", здесь важно не ошибиться в принятии стратегических решений. И наша цель - предложить учителям начальный профессиональный и психологический тренинг. Создать стартовую площадку.
А наши коллеги, учителя информатики - и только они - видят реальную ситуацию в своей школе как на ладони. Кому же еще помогать сориентироваться в тенденциях и возможностях сегодняшней, да и завтрашней, техники, как не им?
Пришлось нам самим разобраться с тем, какие программы есть для школы, встретиться с разработчиками этих программ, с теми, кто популяризирует эти программы в школах. Мы сами учимся работать на наших курсах как с новичками, так и с "продвинутыми пользователями".
В результате сближаемся с теми людьми, которые заняты подобной работой в педагогических университетах, центрах повышения квалификации. Но мы претендуем лишь на то, чтобы показать, как может быть построена современная модель переподготовки учителей, которым приходится работать во все более плотном компьютерном окружении. А это окружение формируется, какими бы ни были политические ограничения или ограничения, диктуемые содержанием и методикой преподавания. Техника приходит в школы усилиями спонсоров - таким образом снимаются и технические ограничения недавних лет. Как можно работать, когда ты свободен от многих ограничений, казавшихся непреодолимыми? - на этот вопрос мы и пытаемся ответить.
ЮТ: Есть и еще одна проблема. Среди десятков тысяч учителей, которые преподают информатику в школах России, довольно заметную долю, на мой взгляд, составляют выходцы из того поколения программистов, которое сформировалось до прихода в их прежние организации персональных компьютеров. Чей опыт полон воспоминаниями об очередях к терминалам ЕС-ок, СМ-ок и БЭСМ-6. Программист той поры исполнял роли и кудесника-кодировщика, и пользовательского интерфейса. Этакий статус жреца. И вот усилиями команды Билла Гейтса пользовательский интерфейс перекочевал в картонные коробки, пакеты прикладных программ стали привычным явлением, и начался великий исход программистов. И все чаще конечной точкой маршрута становилась школа. Статус жреца, таким образом, восстанавливался.
Дилер (dealer) - компания-посредник, выполняющая торговые операции от своего имени и за свой счет. Дилеры, как правило, приобретают продукцию у производителей или дистрибуторов, а продают напрямую конечным пользователям. Отдельную группу составляют компании-дилеры с торговой привилегией, франчайзи (franchise dealer, franchised dealer), работающие с компаниями-производителями на основе согласованной системы льгот и имеющие право использовать для продвижения товаров и услуг торговую марку производителя.
КК: Вместе с двойной поклажей обязанностей - учителя и школьного технаря. Мы в полной мере оценили теперь все те проблемы, которые связаны с преподаванием информатики в школе. В новых версиях своих учебных курсов мы постараемся предложить этим учителям примериться к роли координаторов. Именно такой статус приобретают сегодня, к примеру, преподаватели-компьютерщики в школах Великобритании. Координатор, консультант - статус серьезный, и должен быть подкреплен действиями школьной администрации во всех ее звеньях. Но на этом я остановлюсь. Мы не подменяем центры повышения квалификации работников образования; именно там, по моему мнению, администраторам и учителям можно наиболее эффективно очерчивать и решать проблемы, связанные с приходом компьютера в школу. Наша задача - как можно полнее показать возможности информационных и коммуникационных технологий для школы, зачастую - скрытых возможностей.
За два последних года усилиями компаний, выпускающих персональные компьютеры в России, сформировался рынок домашних компьютеров. Счет таким компьютерам пошел на миллионы, и отношение к компьютерам в школе и в семье уже во многих городах радикально изменилось. Дома это - легкодоступный "настольный парк чудес", инструмент для работы и общения, а в школе - прибор, регламент работы с которым расписан по часам и минутам.
Имиджи домашнего и школьного компьютера, таким образом, совершенно различны, и ясно, чей имидж проигрывает. ВИСТ и аналогичные компании по всей России справились с задачей раскрутки домашнего рынка, а емкость его достаточно велика. Что же подвигло вас заняться нелегкими проблемами, которыми окружен компьютер в школе?
ЮТ: У нас идея этого проекта родилась все же довольно спонтанно. Мы стали думать, что же может предложить ВИСТ, работая не просто на рынке компьютеров, а на рынке инициатив, способных заинтересовать общество. И вот однажды на совете директоров мы стали обмениваться впечатлениями о сегодняшней школе - яркие, надо сказать, впечатления. Все сошлись на том, что разность потенциалов между уровнями "компьютер дома" и "компьютер в школе" быстро увеличивается. Такая ситуация требует действий.
А к этому моменту у нас уже был Медиа-центр, в котором мы работали - и сегодня работаем - с российскими журналистами, помогая им осваивать технологии всего цикла подготовки материалов к публикации. Ресурсы Медиа-центра позволили достаточно быстро развернуть проект, и при поддержке компании Samsung мы провели акцию "Компьютерное обучение учителей общеобразовательных школ".
В это же время на наших совещаниях с партнерами-дилерами выяснилось, что число проектов, которые они выполняют по заказам школ, измеряется по стране уже не десятками, а сотнями. Начальная инициатива начала обрастать дополнительными ресурсами, идеями.
Но центральная идея осталась неизменной - не отражать в содержании наших учебных курсов существующую ситуацию с компьютерами в школе, а формировать завтрашний облик школы, в которой умеют работать с компьютерами.
Системная интеграция (systems integration) - совокупность торговых операций и проектных работ, имеющих целью создание и эксплуатацию единых многофункциональных информационных систем. Компании, занимающиеся системной интеграцией, специализируются в создании как систем "под заказ" (custom), так и систем на базе готовых (off-the-shelf) аппаратных, программных и сетевых средств от различных компаний-производителей.
ЕС: Мы уже предлагаем базовую модель таких учебных центров, отработанную в ходе проекта, нашим партнерам в регионах. Ведь найти стартовые ресурсы для такой работы - задача вполне посильная для компьютерных фирм, многие благотворительные акции которых часто не имеют верного адресата. Важно, что учителя, которым мы помогли, объединяются в группы единомышленников. А из тех регионов, где возникают свои встречные проекты, поддерживаемые губернаторами и президентами республик (Северо-Запад, Башкортостан, Якутия-Саха), в ВИСТ приходит своевременная информация, что позволяет оперативно корректировать наши планы развертывания фирменной сети обучения и поддержки. Уже сегодня наша акция получила развитие в Омске, Астрахани, Волгограде. И в этом процессе формируется наше представление о будущем акции - она требует постоянного "апгрейда", корректировки тактических целей. Но цели стратегические - разрушение психологического барьера и демонстрация наиболее современных средств работы в компьютерном классе - остаются прежними. Как и методы их достижения. Работая теперь с партнерами ВИСТ в регионах, мы готовы обмениваться с ними опытом, делиться методиками, которые к моменту завершения второго этапа акции начали у нас складываться.
ЮТ: Мы, как черт ладана, боимся коммерциализации подобных проектов. Такие чисто инфраструктурные проекты дают отдачу лет через десять - пятнадцать. Как менеджер проекта, я с самого начала разбил его на три этапа, и сегодня мы прошли через два из них. Видно уже, что каждый из двух этапов - программы "10 часов" и "50 часов" - обладает значительным последействием, требует уточнить постановки задач для третьего этапа.
На этом этапе должна быть сформирована методическая база, система курсов для учителей. Курсы, которые не перегружают, не отпугивают ни учителей, ни директоров школ своей громоздкостью. Курсы, которые доступны учителю с учетом вечной нехватки его главного ресурса - времени на подготовку к занятиям. А чтобы решить эту задачу основательно, необходимо "осмотреться на поляне", внимательно проанализировать, что делают в этом направлении коллеги в регионах.
Да, наши дилеры начинают открывать подобные центры. По ходу нашей акции они действительно поворачиваются в сторону школ. Шестьдесят процентов наших партнеров в регионах являются системными интеграторами.
И мы уверены, что приходит время интеграционных проектов в школах, управлениях образования. А здесь правило одно - без начального уровня грамотности заказчиков компьютер в школе будет часто оставаться чужеродным телом.
Будем вести переговоры о совместной работе и с Министерством образования, и с коллективами экспертов ЮНЕСКО, ЮНИДО. Региональные партнеры, следуя нашему примеру, все активнее начинают привлекать преподавателей местных вузов к работе со своими учебными центрами по схеме нашего проекта. Еще раз подчеркну - только на некоммерческой основе. Только это граничное условие сделает подобные акции стоящими, а их инициаторов - людьми, способными сделать в российском компьютерном мире принципиально новое дело. Поверьте, что для них участие в проекте, а он должен стать общероссийским, открывает новые возможности, помогает "строить себя".