Здравствуйте, уважаемые читатели!

В этом номере речь пойдет о глубинных свойствах мира чисел, которые оставались непознанными до появления компьютеров.
Говоря об истории информатики, иные ведут счет на века, иные - на десятилетия. Миф о Гермесе, изобретателе письменности, донес до наших дней и содержание первого в истории науки отрицательного отзыва. Оппонент этого легендарного изобретателя утверждал, что умение записывать свои мысли приведет к деградации человеческого интеллекта. Изустные предания, передававшиеся из поколения в поколение, становились общим полем памяти десятков и сотен поколений. Разве сравнишь с этим чудом какой-то там лист пергамента!..
Но вот появилась культура геометрических построений. Лист с изображенным на нем чертежом стал первым в истории внешним носителем графической информации. Интеллекту понадобились вспомогательные инструменты - искусственная память и средства отображения информации. Математики древности, рассуждая в окружении своих учеников о свойствах геометрических фигур, часто ограничивались лаконичным советом: "Смотри...".
Первооткрывателем визуальной мощи компьютера стал математик XX века Алан Тьюринг. До этого им была создана знаменитая абстрактная вычислительная машина, свойства которой и по сей день изучают исследователи алгоритмов. В годы II мировой войны он участвовал в создании сверхсекретной шифровальной машины. Казалось, ему суждено было оставаться одним из лидеров компьютерной науки. Но случилось неожиданное...
Электронно-лучевая трубка, случайно выбранная конструкторами одного из первых компьютеров в качестве устройства внешней памяти, стала для Тьюринга окном в виртуальные миры чисел. Он стал экспериментировать с нелинейными динамическими системами, создавать биологические модели, конструировать "искусственную жизнь". Роли живых организмов в его моделях исполняли светящиеся точки-биты на экране.
Занявшись своими моделями жизни, Тьюринг окончательно утратил интерес к программированию и архитектуре компьютеров.
Самих же конструкторов этого компьютера (он был собран в Манчестерском университете в 1951 году и назывался Ferranti Mark I) мелькание точек-битов на круглом экране кинескопа просто раздражало. Они так и не стали первооткрывателями графического пользовательского интерфейса, посчитав кинескоп просто устройством памяти, а Тьюринга - чудаком.
Смотри...