Ирина Черемхина

Примерно так должен чувствовать себя человек, выбирающий обучающую программу. Опыт многих педагогов, помноженный на возможности компьютера, громадные объемы информации, красочные иллюстрации. Всегда можно получить подсказку, и никто не узнает о твоих ошибках. Справедливы ли эти чувства и будет ли помощь компьютера реально ощутимой при изучении такой трудной науки, как физика? Для обсуждения этого вопроса в Лицее информационных технологий собрались разработчики обучающих программ по физике.
За круглым столом для дискуссии встретились:
· Константин Москаленко, руководитель отдела разработки учебных программ фирмы 1С (КМ) и Александр Берков, доцент кафедры теоретической физики МИФИ (АБ), представлявшие программу "1С: Репетитор.Физика".
· Леонид Боревский, разработчик учебных программных продуктов фирмы "МедиаХауз" и автор программы "Курс физики для школьников и абитуриентов. Работа. Мощность. Энергия" (ЛБ).
· Владимир Сидякин, Росучприбор, выступавший от имени разработчиков "Физики в текстах, решениях и демонстрациях для школьников и абитуриентов" (ВС).
· Наталья Соболева, директор компании "Физикон" (НС) и Станислав Козел, профессор МФТИ (СК). Они привезли известную и популярную обучающую программу "Открытая Физика"
КвШ: По данным психологов, изучавших мотивацию к обучению, 5% учеников не упускают любой возможности получения новых знаний, 11% не заставишь учиться никакими силами, а вот оставшаяся масса восприимчива к знаниям либо при сильном побуждающем факторе, либо если сам процесс обучения организован так, что ученику интересно учиться. Компьютерные программы направлены именно на то, чтобы оптимизировать процесс обучения, сделать его более легким и интересным, но все же они не более чем инструменты для обучения. Посоветуйте, как ими пользоваться, чтобы физика стала не страшной, а интересной и увлекательной наукой?
КМ: Наше пособие состоит из трех частей – это учебник, справочник и задачник. Мы собрали воедино материалы по всему школьному курсу физики. Самое интересное в курсе - это коллекция иллюстраций по всем разделам физики. Они представлены в нескольких видах, начиная с обычной анимации. Во время просмотра иллюстраций можно «выйти» в основной материал, и почитать теорию по данному разделу. Кроме анимации имеются видео фрагменты реальных опытов. При отсутствии оборудования их можно показать на уроке. Они сопровождаются звуковыми комментариями. Есть и обычные иллюстрации к тексту.
Отдельно я хотел бы рассказать об интерактивных моделях, которые мы предлагаем. Это иллюстрация качественной зависимости между физическими величинами и реальными процессами. Например, возьмем сложение колебаний. Интересно прослушать как исходные, так и суммарный результат сложения двух волн. Можно взять другую точку наблюдения и посмотреть, как меняются скорость, ускорение, чему равна кинетическая энергия, чему потенциальная. Интерактивные модели присутствуют во всех разделах. Я уже не помню точное число анимаций с видеофрагментами, их где-то около 120.
Кроме теоретического материала по всем школьным разделам есть большая подборка биографий ученых и справочные сведения, сборник основных физических величин. Имеются задачи, к ним прилагаются основные физические и математические формулы. Задача решается с конкретными цифрами, результат подсчитывается на встроенном калькуляторе. Если ответ неверный, предлагается вернуться к условию, решить его еще раз. Результаты работы с программой заносятся в дневник: сколько раз пытался решать, время работы. Помимо дневника здесь также находится вся последовательность перемещений, которая была в программе. Можно положить закладку. Программа позволяет копировать материал, пользуясь текстовым редактором.
КвШ: А можно заниматься по вашему курсу дома, самостоятельно?
КМ: Наш продукт и был задуман для дома. Для подготовки к экзаменоам. Есть руководство пользователя, там все аккуратно расписано, как работать. Сначала рекомендуется ознакомиться с содержанием теоретической части на страницах учебника. Рассмотреть гипертекстовые ссылки на смежные вопросы, иллюстрации и демонстрации. Учебник представляет собой богато иллюстрированный краткий конспект по существу предмета. По каждой теме школьник получает задачу, которую надо решить. При желании родители могут проконтролировать, сколько времени он провел над этим, сколько раз пытался решить задачу, что получилось.
КвШ: Учителей часто интересует вопрос, можно ли использовать программу в локальной сети компьютерного класса?
КМ: На самом деле это философский вопрос. Сейчас это реально означает, что в классе стоит сеть компьютеров и все нажимают на одни и те же кнопки по команде. Практикующие педагоги это не одобряют. Чем реально может объединить компьютер – это предоставить демонстрационный материал, который легко использовать на уроке. Здесь не нужно много писать на доске, можно сэкономить время и подробно рассказать и показать опыты, даже когда нет необходимых приборов. Например, биения. Одно дело вы будете писать набор уравнений, выписывать, как складываются биения, а тут вы изменили параметры и можете это просто прослушать и показать. Тут проблема, на мой взгляд, в том, что в школах нет готовых кабинетов. Может быть, нам надо вместе подумать и что-нибудь предпринять. Речь идет о создании рабочего места учителя физики. В это рабочее место, на мой взгляд, нужно включать компьютер и проектор. Надо обучать учителей работе за компьютером и проектировать сами рабочие места. Вот основное направление. Реально в школу это пока не пришло. Это дело будущего.
КвШ: Повышение квалификации учителей действительно очень важное направление работы и мы к этому вопросу еще вернемся, а пока продолжим знакомство с представленными программами.
В разговор вступает Владимир Сидякин.
ВС: В отличие от программы 1С за нашим продуктом стоит множество мелких производителей и коллективов, в основном вузовских, в ряду которых Росучприбор является одним из координаторов и соиздателей. Мы разработали несколько программ, которые выходят в рамках одной серии. Тут и биология, и химия, и физика. Они малотиражные, в силу того, что у нас, в отличие от 1С, своей сбытовой сети нет, и неудивительно, что многие из этих дисков мало кому известны. Хочу сказать сразу, что мы принципиально не делаем мультимедийных энциклопедий и не собираемся заменять учебник. Мы стараемся делать программы, которые дополняют учебник, развивают и позволяют увидеть, то, что нигде прочтешь. Печатная книга незаменима и нет никакого смысла конкурировать с ней.
В программе приводится набор активных экранов с соответствующими изобразительными рядами, которые позволяют целостно воспринять материал. В новой химии мы впервые встроили средства виртуальной реальности, когда молекула представляется с помощью стерео демонстратора. Там огромный массив анимации, которую книги и видео экран не в состоянии воспроизвести. Нашу химию, на прошедшем Софтуле представляла фирма Русский щит, так как мы пользовались их средствами виртуальной реальности. После этой выставки были отдельные восторженные звонки, правда когда узнавали стоимость, восторг спадал. Почти вся органика сопровождена демонстрациями молекул.
КвШ: Все же, в чем основной эффект виртуальности?
ВС: Химики (Школьные педагоги в меньшей степени, в большей - преподаватели ВУЗов) нередко сталкиваются с невозможностью передать стереохимические соответствия. Они не воспринимаются значительной частью обучаемых. Как, например, преподать различие правой и левой винных кислот? Мы пытались попасть в мир молекул, покрутить, их обойти со всех сторон, посмотреть слева, справа.
КвШ: В физике это есть?
ВС: В физике это есть, но конечно не в том виде в каком нам хотелось бы. В сущности,это озвученный урок, где представляется анимационная модель какого-то явления. Есть еще тесты, которые охватывают весь курс физики. Тесты типичные. Выбираешь правильный ответ из числа предлагаемых. Есть справочник с примерами и подсказки.
КвШ: Можно ли одновременно провести тестирование целого класса?
ВС: Пока мы придерживаемся традиционного взгляда. Мы не стали производить сетевую версию, и считаем, что в этом плане школы и педагоги пока не готовы.
НС: Не совсем согласна. У нас есть отдельная сетевая версия, и есть реальные школы-пользователи.
Самое важное в нашем продукте – это набор компьютерных моделей, с большим диапазоном численных параметров. Коллеги из 1С тоже показывали очень симпатичные интерактивные модели, но на мой взгляд они скорее дают качественное представление. У нас же все с точностью до числа и для каждой модели своя картинка, график и значения. Ясно, что школьник видит просто картинку. Например, меняются поля двух электрических зарядов, но за этим стоят дифференциальные уравнения и серьезная расчетная система.
Иногда серьезные проблемы возникали на пустом, казалось бы, месте. Скажем, как показать краевые эффекты в поле конденсатора. Одно дело нарисовать в книге, как это примерно будет выглядеть. Наша цель была изобразить процесс реально, чтобы он адекватно реагировал на изменяющиеся параметры. Зачем это делалось? Мы делали это для того, чтобы на базе таких моделей учитель мог давать практические задачи и построить учебный процесс. Могу объяснить как они работают. Есть у нас такая модель, человечек бегущий. Учитель говорит:" Ты, Петя, запускаешь с такими параметрами, а Вася с такими, а затем сравните, что у вас получилось".К каждой модели есть вопрос, можно ввести ответ и проверить себя. Есть сопутствующее короткое текстовое пояснение. Хотелось бы обратить внимание, что наш продукт состоит из двух частей, это два CD-ROMа. Интерфейс чрезвычайно прост.
КвШ: Какая стимуляция и мотивация имеется для учеников при работе с программой?
ЛБ: Можно я скажу, как пользователь. Ребятами движет любопытство. Вы получаете реальную лабораторную работу по многим физическим процессам, о чем даже вузы не мечтают. Каждую модель можно рассматривать от нескольких минут до часа. И мотивацией является просто человеческое любопытсво. Если в классе есть два-три человека, которые интересуются физикой, от этой программы их не оттащишь. Но если вы хотите двоечника подготовить к сдаче экзамена, в этом она вам не поможет.
НС: Это не новый продукт, ему уже три года и сейчас мы очень активно работаем над новой версией. Это полностью Интернетовская программа в оболочке, написанная на Java, все модели будут перенесены на этот язык программирования. Прибавится большое количество тестов и задач. Мы хотим доработать ее с целью дальнейшего распространения Интернет, для тех, кто не имеет возможности заниматься с учителем. Настоящего учителя, конечно ничто не заменит, но некоторый выбор будет.
КвШ: Платный выбор? Если мы правильно поняли, ваш новый продукт будет лежать в Интернете и каждый желающий сможет его скачать?
НС: Мы планируем организовать что-то типа подписки. Сейчас на нашем узле лежат демо-версия, и проект "Открытый колледж". Мы хотим все наши продукты – "Открытая математика", "Открытая физика" интегрировать в одну дистанционную среду с организованной поддержкой, которая будет очень серьезной. Человек, покупая диск, поступает в этот "Открытый колледж", и получает живую поддержку и общение через Интернет.
КМ: Работает ли эта схема сейчас, ведется ли уже статистика обращений?
НС: В "Открытом колледже" у нас лежат тесты по физике, математике, английскому языку, химии. Ведется контроль "верно-неверно", идет регистрация посещений. Мы работаем над полномасштабным вариантом управления курсами, где все это будет подробно отслеживаться. Сейчас, конечно, функционирует бесплатная демо-версия.
КвШ: Не является ли это продолжением физтеховской традиции ЗФТШ –заочной физико-технической школы?
НС: У Физтеха была ЗФТШ, но когда мы открыли эту среду, мы поняли, что здесь конечно нечто совсем другое и напрямую использовать имеющиеся разработки нельзя. ЗФТШ тренирует ребят одаренных, для поступления именно на Физтех. У нас уровень общеобразовательный.
ЛБ: Было бы интересно, если бы в какое-то заранее определенное время, кто-то из выдающихся педагогов напрямую отвечал на вопросы учащихся. Как в видеоконференции. Это актуально. Представляете, где-нибудь в Сибири, ученик сможет получить такую консультацию.
НС: Такая поддержка конечно планируется.
КМ: Вы сказали ваш продукт сетевой. В сетевой версии учитель непосредственно управляет процессом обучения, собирая информацию и статистику на свой центральный компьютер, при этом он находится на месте, а не ходит по классу. А ваша версия просто многопользовательская. Ваш вариант подразумевает, что учитель, сидяший за центральным компьютером запускает на другие компьютеры одинаковую задачу для всех. Может ли ученик посмотреть что-то свое во время урока?
НС: Все же этот продукт довольно старый, и мы, конечно, прорабатываем все различные идеи разветвленного сетевого управления. Сейчас учитель может включить контрольный режим, запретить смотреть ответы и ребята будут работать с разными задачами. Но все же продукт говорит сам за себя. Принцип расчетных моделей заинтересовал и зарубежных преподавателей. Наши программы издавались за рубежом. Вот например, британский вариант. Все лицензировано от нас. Основа целиком наша, а издали англичане, добавив лишь своего диктора. У нас в продукте заложено три языка: русский, украинский, английский. Конечно, английский такой, что вряд ли устроил бы лондонца, поэтому они корректировали звук и грамматику. Разбиение на диски делали тоже англичане, потому что к каждому диску они написали рабочие тетради. Следующий пример, в Америке, вышла первая часть нашего курса и сейчас мы работаем для них над второй. Здесь такая история: содержание писал американский профессор, тесты разрабатывал также он, а модели они лицензировали у нас. Есть варианты словенской версии, есть французская версия, есть немецкая, итальянская и греческая.
КвШ: Похоже у вас сильная служба маркетинга.
НС: Мы всерьез относимся к маркетингу, используем для этого Интернет. Но на первый план все же ставим модели и предлагаем любому практикующему педагогу построить вокруг них свой процесс, адаптировать к любому учебному расписанию. Во всех вышеупомянутых странах разные подходы к школьному обучению, и даже разные толкования понятия физика. Просто мы с самого начала отлично представляли, что локализовывать готовый российский продукт и предлагать его целиком, как они говорят as is – "как есть", довольно глупое.
КМ: Какие настройки в программе? Что можно настроить и что нельзя?
НС: Все, что Windows позволяет, все это есть: калькулятор, звук можно отключить, справочная система. В старой версии даже цельного учебника нет, это минимальное пояснение к моделям.. Основой следующей версии станет браузер Internet Explorer и будут использованы все его возможности: замена шрифтов, поиск в Internet, справочник по ВУЗам.
ЛБ: Сразу скажу, сетевой версии нет, и не будет. Мы выпускаем физику для выпускников, и для тех, кто поступает в институт. Если хотите, у нас программа -репетитор, хоть это слово и чересчур затаскано. Наша цель – попытаться научить ребят решать задачи. Вы знаете, что на выпускном и на вступительном экзаменах главное - решение задач. Поэтому основное направление в программе – это интерактивное решение задач. В связи с этим наши программы получаются очень громоздкие, большие. Программа содержит гипертекстовый учебник и справочник. Можно перейти от темы к теме или передвигаться внутри. Есть ссылка на вступительные экзамены, тоже гипертекстовая, взят кусок из программы вступительных экзаменов. Мы не стремились и не стремимся к тому, чтобы программа заменяла учителя и учебник. В связи с этим мы в коробку по физике вкладываем 500 страничный учебник по механике. Книга написана на уровне высшей математики, с производными, это особенность нашего курса, он рассчитан на выпускника. В самом учебнике есть три уровня. Общий уровень, те сведения, которые просто необходимо знать на экзамене, уровень повышенный и уровень примерно Физтеха. Сложные вопросы тоже разобраны и помечены звездочкой. Могу сказать – это наш учебник и наша программа. В основу программы положена база задач по вузовским вступительным экзаменам. Из них отобраны наиболее типичные. Ни одной задачи мы не придумали. Избрана следующая методика - решить в самом общем виде очень большую и сложную задачу, вместо того, чтобы решать много однотипных. Нам удалось по каждой теме сделать 10 задач, которые решены в учебнике со всеми комментариями, и дается десять аналогичных задач для домашнего решения. Они в учебнике приведены только в виде текста с ответами. Мы постарались выдержать серьезный, взрослый уровень решения, а сам процесс сделать как можно более интересным. Поэтому имеется огромная система подсказок, в любой момент можно нажать кнопку "Cдаюсь"и получить подсказку по месту. Есть словарь, проверка размерности и другие обычные возможности обучающей программы.
У нас четыре уровня сложности решения задач. В режиме автопилота компьютер полностью решает сам. Можно сидеть и смотреть, для тренировки. Это связано с тем, что на сложность решения задач на бумаге, накладываются некоторые сложности решения задач на компьютере. Высший пилотаж, это когда человек все делает сам, вплоть до проверки размерности и числовых значений. Два промежуточных уровня, когда частично решает компьютер.
Альтернативность решений вызвала существенное усложнение программы. Но мы пришли к выводу, что в физике это необходимо сделать и разбили весь план решения задачи на три части. Обязательно должно быть введение – рисунок, краткие условия, и заключение - вывод рабочих формул, проверка размерности и числовое значение. При решении средней части задачи допускается произвольный порядок. Здесь вы обращаетесь к различным разделам физики, которые могут понадобиться для решения задачи. И, наконец, есть скрытое условие задачи. Репетиторы к такому термину давно подходили. Мы сейчас воочию убедились, что такое понятие необходимо вводить в компьютерную программу. Это связано с различными дополнительными соотношениями, которые экзаменатор не счел нужным вводить явно в условие задачи. Вот эти страницы у нас альтернативные, и если они правильно выбраны, то можно применять любой порядок решения.
Далее само решение– выбор кнопок на панели формул типа калькулятора. Человек может нажать неправильно кнопку, программа сразу реагирует, она ее высвечивает слабо красным цветом. Зеленая кнопка - правильно. Но если забыл какую-то кнопку, то, после того, как выбор закончен, программа реагирует и показывает эту кнопку желтым. Ведется подсчет оценок и времени, это известная статистика. Репетиторы хорошо знают, что ученикам необходимо четкое руководство, они еще не могут самостоятельно двигаться по материалу. Мы сделали так, чтобы программа сопровождала, показывала ошибки и давала интерактивные советы, что надо повторить.
Мы тоже делали модели, но пошли по другому пути. Модели присутствуют в программе не просто как лабораторная работа. Это реальное явление, которое рассматривается в задаче. Лабораторная модель нужна для того, чтобы ученик не просто решил задачу с минимальными затратами, а понял, что происходит, как меняются параметры, какие идут процессы, и как это отражено на графиках.
Вернемся к программе. Изложение теории очень необычное. Все представлено в виде доказательств и теорем. Постулируется, скажем, уравнение Ньютона, а все остальное просто выводится. Человек, для которого написана программа, это физик-теоретик элементарной физики. Он должен уметь работать с формулами, решать задачи и представить себе физическую модель.
НС: Что вы в журнал записываете?
ЛБ: Номер задачи, результат и оценка. Причем оценка выводится по сложнейшей расчетной методике. Нам надо, чтобы компьютер достаточно формализованно считал оценку. Оказалось, что наши преподаватели не знают, как ставить оценки. Нет у нас ГОСТов, методик. Но все же у американцев есть подобие формулы. Она была переделана на пятибалльную систему.
КМ: Насколько стационарны задачи, которые вы предлагаете для решения? Есть ли алгоритмизированная последовательность преподнесения задач с постепенным их усложнением?
ЛБ: Задачи стационарны. Но я уверен, что решив их, человек в средний технический вуз сможет поступить. Я беру самые типичные задачи в основном по московским ВУЗам, их методички и справочники. У них довольно стабильный набор задач.
Человек выбирает любую задачу, есть режим контрольной, который используют учителя. Одна тема – одно занятие репетитора или два занятия в школе. Пройти надо весь материал и все задачи. Наша цель - не решить сто задач, а отобрать десять задач, но чтобы они были решены осознанно. Если кто-то из физиков скажет, лучше эту задачу заменить на другую, я готов это обсуждать. Именно заменить, а не добавить. Я действую в очень узких временных рамках. Человек иногда спохватывается за месяц до сдачи экзаменов. Я вижу свою задачу в том, чтобы освободить абитуриента от чисто организационных проблем, что решать, как решать и в какой последовательности.
КвШ: Вопрос 1C. Как вы позиционируете свой "1С: Репетитор", какое основное отличие от КомпьюЛинка. И в той и другой обучающей программе упор делается непосредственно на подготовку в ВУЗ, репетиторство. Не придется ли делить рынок?
КМ: На мой взгляд, основное отличие в том, у нас в едином комплексе представлен и задачник, и справочник, этого нет ни в одном из существующих продуктов. Это комплексное пособие — есть программа вступительных экзаменов, из которой можно обращаться прямо в практическую часть и решать задачи, его можно использовать не только как справочный материал, но и как практическую помощь учителю. Первоначально мы намеревались позиционировать его как пособие для домашнего пользования, чтобы у людей не было необходимости нанимать репетитора за два месяца до экзаменов. Но потом отношение к продукту изменилось, мы видим, что есть возможность его использовать на уроках.
ЛБ: На самом деле мы рынок не поделили. Его, как такового, нет. Даже в Москве рынок еще не сформировался. Из всех присутствующих можно выделить Физикон с его расчетными моделями. Остальные три программы, это подготовка в институт. Позиционируемся мы на одном и том же рынке, и в этом нет ничего страшного. Существует масса аналогичных продуктов, и каждый находит своего пользователя. Кому нравиться интерфейс, кому информация. Никому не приходило в голову учится физике только по одному учебнику. И я допускаю, что рано или поздно у нас появится клиент-ученик, который имеет две, три коробки. Один раздел будет смотреть здесь, другой там. Как книги.
АБ: Дело в другом. Есть некое общее понимание вопроса, что эти продукты на данном этапе не являются заменой традиционных форм преподавания. Ни один из разработчиков не претендует на то, чтобы вытеснить школьные учебники. В будущем, может будет по другому, да и то но вряд ли. Все мы хотим бы, чтобы наши продукты пришли в школы, и помогли ребятам. Мы готовы организовывать семинары и проводить обучение. Проблема в консерватизме. У учителей сейчас нет стимула совершенствовать методику преподавания. Это проблема не только школьных учителей, но и университетских преподавателей, и так просто ее не решить.
КвШ: Мы сейчас создаем базу школ, имеющих компьютерные классы. Обзваниваем многих. И иногда слышим серьезную критику касательно использования обучающих программ в школах вообще. Педагоги не спешат принимать предлагаемые программы "на ура". Как вы прокомментируете этот факт?
ВС: Это право педагога - методиста. Есть много компьютерных продуктов, которые не только полезны, но и вредны в обучении. Например, сборник готовых рефератов, сочинений. Никто из присутствующих здесь не может сказать, что его продукт универсален и всем понравится. Аргументация может быть самая разная. Например, "долой ходули наглядности". При обучении должен быть и определенный элемент абстракции. Мы производим, такие продукты, которые вносят элемент наглядности в предлагаемый материал. Педагоги имеют право и на такую принципиальную точку зрения.
НС: Учителя не знают ассортимента обучающих программ. Есть определенные структуры, есть отделения по сертификации учебных программ, но они не дают учителям обзор имеющихся продуктов. Мы сертифицировали свою разработку как учебное пособие. Это хорошо и важно, но после сертификации упускается очень важный шаг. Сертифицировал, так предлагай учителю, но, дальше добывания денег за проделанный успешный успешный труд, дело не идет.
ЛБ: Раньше сертификация Министерства образования была законом для учителей. Раз сертифицировано, значит, все обязаны это покупать. Давайте теперь про это забудем. Сейчас они не могут влиять на систему в целом.
СК: Это не совсем так. Я председатель сертификационной комиссии по физике и знаю, что через нашу комиссию ни одна программа компьютерная не проходила. Они проходят по информатике, но там совсем другие требования. Там физическое содержание этих программ остается за бортом. Очевидно, еще с советских времен была допущена ошибка в классификации. Выделять компьютерную программу в отдельный предмет рассмотрения, значит, создать черную дыру, в которую будет валиться и физика и биология.
ЛБ: На таких комиссиях я сам тому был свидетелем, когда разбиралась моя программа, отдельно рассматриваются видео ряд, звуковой ряд, мультимедийный ряд, количество цветов. Есть ли у программы автозапуск, стерео звук. Я разработчик и должен передать содержание, зачем мне искусственно делать кнопку, если это только затуманивает содержание. Проблемы с интерфейсом, как сделать, чтобы было понятно и удобно по-видимому, есть у всех. В вашу комиссию я бы отдал не задумываясь.
КМ: А что бы вы сделали?
СК: Мы бы отдали нескольким экспертам, рецензентам-физикам, они рассмотрели бы программу с точки зрения полезности для ребят и дальше выслушав мнение этих специалистов, приняли бы решение.
ЛБ: В отношении мультимедийных продуктов, я уверен, это необходимо, но недостаточно. В Министерстве должно быть несколько таких очагов, где обучающую программу будут сертифицировать как учебное пособие по физике, химии и т.д. Сейчас существует только одна комиссия –"Мультимедиа в образовании". Поэтому если вы хотите получить гриф на коробку, а не на книгу, вам надо будет пройти именно ее. Хотелось бы, чтобы наши программы сертифицировались в комиссии по физике или, по крайней мере, с участием специалиста по физике. Мне как разработчику гораздо важнее получить сертификат от физика, чем от мультимедиа-специалиста, поскольку такого просто не существует в природе.
КвШ: Давайте подведем итог. Не получается ввести компьютерные программы сверху, приказом. А если снизу, от масс? Каким вы видите возможности использования учителем вашего продукта? Многие учителя просто не знают, как вводить компьютер в канву урока. Основную проблему я вижу в том, что многие учителя-предметники не умеют работать на компьютере, не знают его возможностей. Не знакомы с программами, и в силу своей загруженности не имеют времени их изучить. Как, на ваш взгляд, можно поставить это на поток?
КМ: К уроку нужно готовиться. Подобрать приборы, реактивы. Поскольку в нашем продукте представлен весь курс, мы освобождаем учителя от рутинной работы. А в плане пожелания можно сказать следующее: надо создать какой-нибудь центр по обучению пользованию учебными компьютерными программами. Не только по физике. Центр должен работать постоянно, чтобы человек мог приехать в любой момент.
ЛБ: Наша фирма получила подобное предложение от Министерства образования. Мы ответили согласием. Финансовые, людские ресурсы мы берем на себя. Но, к сожалению, в министерстве с тех пор пока молчат. Преподаватель математики не владеет Windows, с ним рядом надо сажать учителя информатики. Если смотреть в перспективу, то главное, это работа со школами. На сегодняшний день для фирмы МедиаХауз очевидно, что создавая курс повышения квалификации, мы закладываем основы того рынка, который будет через несколько лет.
НС: Первоначально более живым был домашний рынок, а школьный - гораздо более вялым, поэтому наш продукт исходно был ориентирован на домашнюю работу. Тогда ни один разработчик не ориентировался на поурочную систему. Не случайно все мы делаем интегральный курс, повторение. Наша цель - физика вообще, а не курс для 7-го класса или для 9-го.
КвШ: Ну, все-таки школы надо иметь в виду, хотя бы стратегически.
ЛБ: Тут мы точно будем впереди планеты всей. В Америке вы этого не найдете. Там для обучения в школе, в основном, используются тестовые программы. Таких продуктов у них нет. Российские разработчики хотят сохранить бесценные традиции нашего классического образования, между прочим, лучшего в мире. Я с ужасом думаю о введении тестовой системы. Вообще нам не друг перед другом надо программы показывать, а перед учителями. Мы готовы к сотрудничеству.
КвШ: Тут мы полностью согласны с Леонидом Яковлевичем. Хотелось бы также добавить, что США находится в западном полушарии, а Россия в восточном, по другую сторону планеты. И в образовании у нас все складывается с точностью до наоборот. Американские дети знакомятся с компьютером в школе, а наши обучаются с его помощью дома, а в школе, как и сто лет назад, их встречает мел и доска. Наблюдаются прямые исторические и географические параллели. Однако похоже, что школьный звонок звенит и для разработчиков программного обеспечения. Пора в школу!