Владимир Яблонский, Нина Попова

Особенности современного этапа развития образования - личностная ориентация, вариативность образовательных моделей, динамичность развития содержания образования, повышение сложности системы, возникновение новых образовательных механизмов, обостряющаяся необходимость удовлетворения социального заказа. Решение этих задач возможно лишь на основе внедрения новых средств организации управленческой деятельности в сфере образования. Процесс принятия управленческих решений требует оперативной информационной поддержки и предполагает создание специализированных информационных систем, обеспечивающих пользователей - администраторов, представляющих все уровни образования, - полной и достоверной информацией. Информационные системы управления образованием должны обеспечить интеграцию всех уровней столичного образования (комитет - окружное управление - образовательное учреждение) на основе внедрения современных компьютерных систем и коммуникационных средств.
Согласно программе "Столичное образование" и решений ряда коллегий Московского комитета образования, основными направлениями работ по информатизации управления образованием являются:
- разработка и внедрение программных средств автоматизации всех видов управленческой деятельности, включая методико-педагогическую, планово-прогностическую, организационно-административную, контрольную, финансово-бухгалтерскую;
- внедрение средств телекоммуникаций и управление телекоммуникационной инфраструктурой;
- апробация принципов формирования общегородской информационной инфраструктуры, создание интегрированной информационной системы Московского комитета образования;
- создание адаптивной модели технической и сетевой инфраструктуры управления на уровне учебного округа, в том числе автоматизация окружного управления образованием, методических центров;
- обучение работе со средствами новых информационных технологий и переподготовка управленческих кадров.
Информационная инфраструктура управления образованием в Москве развивается по законам инновационной практики. Изменения информационной структуры управления образованием отражаются в модели информатизации: преобразованы и расширены информационные системы, а также программные комплексы. Особое внимание уделяется организации условий перехода специалистов в сфере управления образованием на новый уровень использования средств компьютерных и телекоммуникационных технологий, консультированию, проведению обучения управленческого персонала.
Рассмотрим модель информатизации окружного управления образованием. Основными составляющими модели являются:
- техническая и сетевая инфраструктура окружного управления;
- телекоммуникации и система связи с образовательными учреждениями;
- программное обеспечение, включающее как базовое и стандартное, так и информационные системы и специализированные компьютерные программы, используемые на рабочих местах администраторов;
- система обучения и переподготовки кадров.
Важными характеристиками типовой модели информатизации являются адаптивность и расширяемость. Адаптивность заключается в том, что каждая подсистема модели может быть изменена в соответствии со спецификой округов. Это касается конкретных схем локальных сетей окружного управления, ассортимента применяемого программного обеспечения, методик переподготовки специалистов в зависимости от их уровня квалификации. Возможность применения дополнительных средств автоматизации работы и передачи данных, увязка с традиционно используемыми программными средствами обеспечивают расширяемость типовой модели информатизации управленческой деятельности на уровне округа.
Начиная с 1995 года Информационно-аналитический центр Московского комитета образования занимался разработкой типовой модели информатизации управления образованием учебного округа. Апробация созданной модели проходила на базе Зеленоградского учебного округа. В рамках экспериментальной площадки "Информационное пространство столичного образования" реализован организационный проект создания информационной инфраструктуры управления образованием, создан адаптивный механизм информационного обеспечения управления образованием.
Для реализации этого механизма проведены комплексы работ по созданию специализированного программного обеспечения и информационных систем - отработаны структуры ключевых банков данных, средства и методы сбора, хранения и анализа информации. Под руководством ИАЦ в подразделениях Зеленоградского окружного управления образованием внедрен целый ряд АРМ (автоматизированные рабочие места) и информационных систем. В настоящее время комплекс этих программ объединен в единую систему "Учебный округ".
В управлении создан Совет экспериментальной площадки. Его основные функции - определение направлений экспериментальных работ, координация всех задействованных структур, анализ полученных результатов. В окружном управлении образования введены новые должности: куратор компьютерной сети, специалист по техническому обслуживанию сети. В Зеленоградском учебном округе положено начало созданию образовательной информационной сети округа: обеспечено подключение к сети Интернет по радиоканалу Зеленоградского окружного управления и лицея № 1557. В перспективе функционирование образовательной информационной сети округа должно стать основой для проведения видеоконференций.
В округе ведется работа по созданию Web-страничек. Создана страничка Зеленоградского окружного управления, которая выставлена в Интернете на сервере МКО; с помощью ИАЦ МКО созданы Web-странички школ, являющиеся их визитной карточкой.

Программные средства
В соответствии со структурой окружного управления и функционалом специалистов сформированы соответствующие информационные системы, АРМ. Все программные средства, внедренные в 1996 - 1997 годах, функционируют в среде Windows.
В окружном управлении установлены:
- ИС "Нормативные документы",
- ИС "Социально-педагогический паспорт общеобразовательного учреждения" (Паспорт ОУ),
- "Сеть учреждений",
- АСУ ПО "Мониторинг",
- АРМ "Руководящие кадры",
- АРМ "Кадры",
- РИК-76 (см. ниже).
В окружном методическом центре - АСУ ОМЦ.
В 43 школах округа:
- АСУ "Школа",
- Тест-программа "Здоровье учащихся".
Для централизованного хранения и оперативного доступа к нормативным документам (приказам, письмам и т. п.) в окружном управлении установлена информационная система "Нормативные документы", база которой регулярно обновляется ИАЦ МКО.
Информационная система "Социально-педагогический паспорт общеобразовательного учреждения" создана на основе бумажных форм паспортов общеобразовательных учреждений и содержит сведения по всем направлениям деятельности школ.
Система предназначена для управляющих структур (МКО и окружных управлений) и позволяет проводить аналитическую обработку данных, делать срезы по различным направлениям организации учебного и воспитательного процесса.
АРМ "Руководящие кадры", и АРМ "Кадры" ориентированы на использование в отделах кадров управлений образования и предназначены для обработки информации по руководящим и педагогическим кадрам округа.
Позволяют проводить анализ деятельности кадров и отбор резерва; планировать повышения квалификации; формировать запросы, выборки; получать статистические данные.
Одним из инструментов обработки информации стала компьютерная программа РИК-76, которая позволяет сводить статистические данные школ, полученные от разных школ, в единые таблицы, делать из них любые выборки, суммировать какие угодно данные, интересующие специалистов разных уровней. Апробация программы РИК-76 в Зеленоградском учебном округе началась в 1994-95 учебном году. Первоначально эта программа задумывалась лишь как "помощник директора" при заполнении формы ОШ-1. Однако впоследствии, наладив электронную почту между школами и управлением образования, Зеленоградское окружное управление перешло на новый уровень общения со школами. Школы, заполняя свои формы, пересылают информацию по каналам связи на головной компьютер. В Управлении образования специалист принимает эту информацию и проверяет ее на правильность заполнения. Надо отметить, что программа проверки составлена настолько грамотно, что дает возможность корректировки данных, распечатки информации и сопоставления информации по годам.
В Управлении сегодня обкатывается новая программа АСУ ПО "Мониторинг", предоставляющая информацию о состоянии системы образования на разных уровнях управления. В программе представлены все звенья управления процессами образования. Данные по всем образовательным учреждениям связаны в единую систему и могут быть рассмотрены по отдельным компонентам. Основными информационными источниками является обязательная государственная статистика, нормативные документы государственных учреждений.

Информатизация работы методической службы
Решение основных задач работы Методической службы учебного округа немыслимо без системной информатизации всех разделов деятельности Окружного методического кабинета (ОМК) как отдела Управления учебного округа. В ОМК для апробации установлена программа АСУ "ОМЦ". Эта задача решена путем создания базы данных методической службы, включающей в себя автоматизированный сбор, систематизацию и анализ данных, получаемых в результате исследования учебно-воспитательных процессов в образовательных учреждениях округа, которые курируют методисты ОМК.
Основные разделы работы методистов, заложенные в программу, представлены ниже.
1. Работа с преподавательским составом:
- сбор информации о преподавательском составе по предметным методическим объединениям;
- организация системы повышения квалификации педагогического состава учебного округа;
- проведение педагогической аттестации (сбор и подготовка необходимой информации, контроль за своевременной аттестацией педагогов);
- распространение новых педагогических технологий, методик;
- банк данных об авторских учебных программах, методических и учебных пособиях.
2. Анализ качества усвоения материала зеленоградскими школьниками и результативности работы школ:
- сбор информации и аналитическая компьютерная обработка состояния качества преподавания и качества усвоения материала учащимися через различные формы срезов знаний;
- анализ итогов проведения конкурсных мероприятий для учащихся (предметные олимпиады, творческие конкурсы и т. д.);
- сбор и обработка информации по итоговой аттестации.
3. Сбор, обработка, учет и хранение информации о библиотечных фондах, их движении и обмене между учреждениями образования в рамках учебного округа:
- учебные программы;
- учебные пособия;
- учебно-методическая и дидактическая литература;
- дополнительная учебная и внеклассная литература;
- информация об учебно-методической, педагогической литературе и учебных программах московских образовательных учреждений и библиотек.
Компьютерная технология использования информационного банка данных позволила ускорить процесс обработки всей вышеперечисленной информации и избавила сотрудников ОМЦ от рутинной работы, высвободив время для творческой деятельности.
Программный комплекс "Система управления школой" создан как компьютерная среда для поддержки управления всеми процессами, происходящими в школе. Руководители должны иметь адекватную, оперативную информацию о состоянии и развитии процессов во всех подсистемах. Переход к систематизированному хранению информации в базе данных и использованию новых информационных технологий позволит автоматизировать процессы ее обработки и передачи. Улучшение качества процессов управления будет достигнуто за счет моделирования и организации информационного сервиса, введения электронного документооборота.
Во всех образовательных учебных заведениях установлен программный комплекс АСУ "Школа" версии 1.6, который позволяет автоматизировать учет контингента учащихся, кадров, тарификацию, формировать типовые справки, формы. С помощью этой системы готовится и передается по сети электронная форма статистической отчетности ОШ-1.
В настоящее время в 43 школах установлена и работает Тест-программа "Здоровье учащихся", которая позволяет проводить как групповое, так и индивидуальное тестирование школьников, скорректированное в соответствии с их физическими особенностями. Программа выдает не только результат, но и рекомендации; составляет сводные протоколы по классам, что позволяет директорам школ анализировать и оценивать не только здоровье учеников, но и работу учителей физкультуры. Таким образом, директор получает помощь в управлении школой.
Опыт работы по внедрению новых информационных технологий в практику Управления образования, школ, дошкольных учреждений, методических служб был представлен на международных выставках в Сокольниках "Школа-97", "Школа-98". На второй международной выставке "Школа-98" по теме "Модель информационной инфраструктуры управления образованием" Зеленоградский учебный округ был награжден дипломом лауреата выставки.
9 октября 1997 года состоялось заседание коллегии Московского комитета образования, на которой были подведены итоги работы Зеленоградского учебного округа. Тема заседания: "О создании модели информационной инфраструктуры управления образованием Москвы на базе Зеленоградского учебного округа". Ниже приводится выдержка из решения коллегии.

"Признать успешной экспериментальную и инновационную деятельность по информатизации управленческой работы в Зеленоградском округе за период 1995 - 1997 годов. Отметить работу Зеленоградского учебного округа по организации работы с управленческими кадрами и по созданию управленческого информационного пространства. Отметить работу информационно-аналитического Центра МКО по разработке и внедрению комплексной модели информатизации управления и по созданию набора типовых программ".
(Из решения коллегии Московского комитета образования от 09.10.97г.)

Коротко об авторе:
Яблонский Владимир Борисович - директор информационно-аналитического центра Московского комитета образования
Попова Нина Алексеевна - методист по информатике Зеленоградского окружного управления образования