Сергей Ершов

Суть предложения.
Начиная с октября 1998 года компания "МТУ-информ" готова обеспечить бесплатное подключение школ к сети Интернет через свою волоконно-оптическую транспортную сеть по телефонным каналам, которыми эти школы располагают. Московский институт повышения квалификации работников образования (МИПКРО) согласен взять на себя организационные функции: координировать работу окружных методических центров и школ, разрабатывать систему методической поддержки, осуществлять мониторинг школьного канала к Интернету.
Основанием для подключения к Интернету может стать обьявленная школой образовательная программа с использованием Интернета, участие в городских, российских и международных телекоммуникационных проектах, обучение на дистанционных курсах детей и преподавателей либо иные образовательные инициативы.
Для работы в Интернете школа должна располагать необходимым техническим оборудованием: компьютером, модемом, каналом телефонной связи. Рекомендуется использовать для выхода в Интернет компьютер уровня Pentium с операционной средой Windows 95. Для эффективного использования канала связи школе стоит также приобрести высокоскоростной (33,6 Кбод и выше) модем. Для школ, принимающих участие в проекте, вопросы поставки лицензионного программного обеспечения будут решаться централизованно.
После подключения школы ей ежемесячно выделяется ресурс, достаточный для 50 часов работы в дневное время или 100 часов работы в ночное время. Школе будут предоставлены услуги электронной почты (один почтовый ящик на школу); в дальнейшем школа сможет использовать и дисковое пространство на сервере компании-провайдера в размере 3 Мб для создания Web-страниц.
Если школа израсходует свой ресурс раньше установленного срока (до конца месяца), то выход а Интернет будет заблокирован до начала нового месяца. Впрочем, сейчас организаторы пытаются найти более приемлемый выход из подобных ситуаций.
Каждая школа, участвующая в проекте, определяет сотрудника школы (при необходимости - учащегося или родителя), выполняющего обязанности сетевого администратора, который должен следить за использованием предоставленного "МТУ-Информ" ресурса, обеспечивать работоспособность подключенного к Интернету компьютера и программного обеспечения. Для сетевых администраторов запланированы курсы обучения на базе МИПКРО или окружных методических центров.
Остановимся вкратце на вопросах этики. Учащимся и преподавателям школы следует соблюдать определенные правила поведения в сети. Разумеется, уследить за всеми нарушениями невозможно, да и брать на себя обязанности "сетевой полиции" ни "МТУ-Информ", ни МИПКРО не станут. Поэтому сказанное выше - скорее апелляция к обыкновенной человеческой порядочности и добросовестности. Хотелось бы подчеркнуть, что и компьютеры, и сетевые - вещи сами по себе морально никак не окрашенные, это лишь инструмент. Послужит ли он педагогическим, созидательным или каким-либо иным целям - зависит от того, в чьи руки этот инструмент попадет.

Адреса серверов:

Учебники Москвы (http://textbook.int-edu.ru)
Москва школьная (http://www.mschools.ru)
Сервер Московского комитета образования (http://www.educom.ru)
Российский образовательный портал (http://school.edu.ru)
Сервер института новых технологий образования (http://www.int-edu.ru)

А зачем нам это нужно?
И впрямь, какая польза школе от освоения Интернета?
Умение ориентироваться в мировом информационном пространстве и "добывать" в нем необходимые знания и сведения - залог будущего высокого профессионального уровня. Это банально, но не стоит забывать, что сегодняшние школьники вырастут и станут своим трудом зарабатывать себе и своим семьям соедства к существованию. При этом уровень их заработков будет напрямую зависеть от того объема знаний, который они вынесли из школы. Уже сейчас невозможно устроиться на престижную работу, не имея навыков общения с компьютером.
Сегодня в российском сегменте сети Интернет можно найти много интересного и для работников школ - например, базу данных по учебной литературе, содержащую сведения об используемых в московских школах учебных программах и учебниках. На сервере "Учебники Москвы" можно найти около 1000 наименований учебных изданий и более 250 учебных программ. Помимо этого, здесь можно найти рекомендации по составлению учебных планов по предлагаемым программам, подготовленные специалистами МИПКРО.
Реализация инициативы "МТУ-Информ" и МИПКРО позволит расширить поле для экспериментов по дистанционному обучению для учителей и некоторых категорий учеников.
Весьма существенно то обстоятельство, что школы, успешно использующие Интернет в своей деятельности, могут в дальнейшем претендовать на получение грантов фонда Сороса и подключение к Интернет по выделенным линиям. В связи с этим руководству школы следует заранее планировать публикацию своих достижений в Интернете как на собственных страницах (пространство на сервере будет предоставлено "МТУ-Информ"), так и на существующих образовательных серверах. Уже сегодня многие школы активно участвуют в различного рода Интернет-конкурсах и других мероприятиях.

Парадоксы спроса.
Теперь, когда мы ознакомились с предложением, поговорим о спросе. Он, безусловно, есть. Также, как есть и значительное число школьных работников, которые почему-то встретили эту инициативу в штыки. Мотивы самые разные: кто-то считает, что вход в мировую информационную сеть может породить новые формы контроля, ограничивающие человеческие права, а кто-то боится, что проявят нездоровый интерес к хакерству и порносайтам. Кто-то подозревает, что это - новая форма грабежа средней школы... Первые два предубеждения мы уже рассматривали, остановимся на последнем.

Не ругайте провайдера.
Все попытки найти "коммерческое" объяснение акции, затеянной, по сути, с подачи крупной и динамично развивающейся компании "МТУ-Информ", потерпели неудачу. Работники этой фирмы недоуменно пожимали плечами, не понимая, о какой выгоде тут можно говорить. Провайдерские услуги не порождают существенных финансовых вливаний в бюджет компании, которая поставляет телефонные номера, обеспечивая связь для московских сотовых сетей ("Би Лайн", "Мобильные ТелеСистемы", "Московская Сотовая Связь" - знакомые названия?) и обслуживая многих монстров, к примеру Центробанк РФ. В сравнении с оборотами, связанными с этой деятельностью, как расходы, так и теоретические доходы от рекламной стороны акции, выглядят более чем скромно.
В ходе достаточно настойчивых расспросов из уст одного из сотрудников "МТУ-Информ" прозвучала интересная фраза, пожалуй наилучшим образом объясняющая "коммерческую" причину проведения акции: "В школах учатся наши дети. Пройдут годы и мы будем зависеть от них. Хочется, чтоб они сохранили к тому времени хоть немного теплоты по отношению к нам. А что касается возможного надувательства - мы не государственные чиновники, понимаем, что деньги на российском образовании, как оно есть, не сделаешь". Вот так. Немного грубовато, но, похоже, искренне. К этому можно добавить, что в случае даже небольшого скандала фирмы такого размера теряют намного больше денег, чем можно было бы заработать на доходах от сетевого трафика всех московских школ.
Какие-либо выводы делать еще рано, однако возможно, что достаточно жесткие условия, предлагаемые школам, будут в дальнейшем пересмотрены. Договор, подготавлиеваемый специалистами Московского комитета образования и компании "МТУ-Информ" рассчитан на примерно два года, с октября 1998-го по июнь 2000-го. Но это не значит, что продолжения не последует. Просто так далеко заглядывать в наше непростое время нет смысла.