Сергей Пручкин

Одним из перспективных направлений использования мультимедиа-технологий в школе становится формирование медиатек, в составе которых найдут свое место коллекции электронных книг (далее - ЭК).
Сегодня создано множество как чисто текстовых, так и сверхсложных гипермедийных изданий. Каким из них отдаст предпочтение учитель, что он сможет предложить своему ученику? Ясно, что цена и информативность ЭК довольно жестко предопределят этот выбор.
Еще в начале 80-х годов автор идеи гипертекста Теодор Нельсон предсказал возникновение нового круга проблем в области взаимоотношений между автором, редактором и читателем книги. По его мнению, доступность электронных версий текстов в Интернете и на дешевых цифровых носителях информации сделала возможной "компиляцию на лету"; в результате компиляция, монтаж текстов, становится вполне достойной разновидностью авторского труда. Согласитесь, что сегодня в обиходе слово "компилятор" применительно к определению человека пишущего звучит пренебрежительно. Но для учителя структурирование и компиляция материалов, полученных из самых различных источников, всегда оставались рабочим инструментом. Станет ли разработка ЭК посильной задачей для учителей?
Не затрагивая сложные проблемы авторского права, попробуем поставить и решить следующую задачу.
Дано: имеется сложный учебный курс, содержащий ссылки, которые образуют в структуре курса многочисленные внутренние связи и ветвления. Эти ссылки обращены к текстовым и мультимедиа-данным, то есть графическим, аудио(видео)материалам, а также к компьютерным программам.
Требуется: сделать все материалы курса доступными ученикам в компьютерном классе или для самостоятельной работы дома. При этом необходимо поддерживать систематизированное изложение курса, заложенное его автором-учителем.
Дополнительное условие: возможно создание такого курса творческим коллективом, в составе которого соавторами становятся как учителя, так и ученики.
Известны ранние образцы инструментальных средств, пригодных для реализации таких задач (MultiVision, HyperMethod, HM-Card и др.). Однако сегодня преобладают иные подходы к решению проблемы учительского инструментария: учителю предлагаются готовые решения.
Десятками российских компаний разрабатываются и тиражируются мультимедийные учебные пособия и справочники, аккумулирующие опыт того или иного авторского коллектива. Каждый российский мультимедиа-проект для сферы образования представляет собой уникальное инженерно-художественное произведение, характеризуемое высокой сметной стоимостью, потребностью в квалифицированных исполнителях и продолжительностью создания.
Поэтому имеет смысл сформировать нишу малобюджетных и малотиражных изданий, ориентированных в первую очередь на общедоступное мультимедийное насыщение учебного процесса. Удельная стоимость тиражирования носителей уже не представляется ограничивающим фактором, а размещение определенных разделов издания на серверах сети Интернет делает этот подход еще более практичным.
Острый дефицит авторов подобных изданий, владеющих, наряду со своим, авторским, опытом знанием законов построения электронных книг вынуждает издателей либо охотиться буквально за каждым из них, либо превращать свои ЭК в суррогатные мультимедийные базы данных.
Существующие гипертекстовые инструментальные системы предполагают работу с ними профессионально подготовленных коллективов, состоящих из программистов, сценаристов, дизайнеров. Автор, являясь новичком в мире гипермедиа, может просто растеряться, поняв, что для создания электронной книги он должен либо войти в этот коллектив, либо стать многостаночником широкого профиля, что неизбежно сместит его внимание от содержания книги к технике ее создания, заставит заниматься не свойственной ему деятельностью. И поэтому роль автора все чаще сводится к сбору и сортировке информации (не путать с компиляцией как творческим методом!).
Практикуемая в настоящее время технология изготовления электронных книг предполагает отчуждение созданного автором материала от своего создателя уже на стадии изготовления. Второстепенная роль автора в технологическом процессе резко ухудшает качество содержания книги. Автор попадает в зависимость от команды "технарей"-исполнителей, которые не столько помогают ему реализовать свой замысел, сколько заставляют побыстрее насытить эффектно спроектированный движок-engine.
"Зашитость" материала на CD делает невозможным для автора электронной книги выполнение работ по ее актуализации и корректировке. Для создания очередных версий приходится повторять практически всю технологическую цепочку создания продукта.
Откуда же взять опытных авторов? Как увеличить долю участия автора в процессе создания ЭК? Для этого следует обеспечить авторов недорогим и простым инструментарием. Пусть пишут гипертекст сами. Пусть станут независимыми от соисполнителей и технических ограничений. Ведь целостность и связность книги изначально обеспечивается не столько программой, сколько автором, его знанием всех внутренних связей материала. Именно профессионально знающий предмет автор, а не программист или дизайнер, является полноправным создателем этих связей.
Поэтому нужна простая инструментальная среда, минимально отвлекающая автора от главного - написания книги и создания (сбора) иллюстраций к ней. Только тогда у него появится возможность реализовать свой замысел по максимуму. Только тогда электронная книга станет действительно авторской по своей сути.

Такие инструментальные средства должны отвечать следующим необходимым, с нашей точки зрения, требованиям.
  • Представление тематического содержания курса должно быть целостным, обозримым и обеспечивающим простой прямой доступ к выбранному разделу. Это главнейшее условие систематизации, информативности и структурности материала.
  • Система должна быть полноценной инструментальной оболочкой (shell), позволяющей обращаться к внешним мультимедиа-данным и программам через гиперссылки, совершенно не зависящей от методов формирования этих ссылок. Иначе говоря, материалы, сопровождающие курс, может переводить в компьютерную форму любой соавтор или ученик-ассистент, а роль автора заключается в правильном их сочленении через гипертекст.
  • Требования к ресурсам компьютера должны определяться не столько программой, сколько видом и объемом размещаемого материала. У разработчика не должно быть принципиальных затруднений при включении новых данных в комплекс. Были бы данные.
  • Формат текста должен в минимальной степени отвлекать автора на решение оформительских задач. Чем проще оформление текста, тем легче выдержать структурность и гиперсвязность изложения при сокращении сроков выполнения работ. В основе учебного курса должно лежать слово, объединяющее объекты, а не сами объекты.
  • Приемы гиперразметки текста должны быть доступны неискушенному автору-разработчику. Лишь это может обеспечить корректную реализацию авторского чувства гиперсвязности материала. Чувство это называется интуицией и поэтому его весьма трудно воплотить в виде задания оператору-ассистенту.
  • Отладка и компиляция гипертекста не должны требовать специальных навыков программирования. Чем проще язык разметки гипертекста, тем легче его отладка, что немаловажно для неспециалиста.
  • Доступ пользователя к мультимедиа-данным должен быть легким, универсальным и быстрым. Это позволит ему сосредоточиться на информации, а не на поиске средств ее визуализации (таких, например, как проигрыватель для видеофрагмента).
  • Должна быть предусмотрена возможность поиска по различным темам изучаемой дисциплины, а также возможность сохранения выбранной информации.
  • Оболочка должна иметь доступную цену, обеспечивать простую технологию и низкую стоимость работ по сборке мультимедиа-комплекса.
Собственный опыт автора статьи при участии А. Н. Пручкина (программная реализация) заключается в создании гипертекстовой системы для формирования ЭК. Разработанная нами оболочка Cyber Book включает инструментарий разработчика (автора) и программу просмотра (браузер). Формируемый курс представляется в виде иерархической структуры указателей и текста с гиперссылками. Предметный указатель, позволяющий работать с нескольким наборами рубрик, обеспечивает быстрый тематический поиск нужной информации. Работу облегчают и делают удобной закладки, встроенный блокнот и ряд других сервисных функций.
С помощью инструментария Cyber Book авторы могут создавать не только оригинальные, но и "производные" материалы (пособия, доклады, рефераты). Эту оболочку могут использовать и учащиеся, готовящиеся к разного рода аттестациям по пройденному материалу.
При коллективной работе над материалом ЭК любому из соавторов достаточно иметь опорный текст будущей электронной книги и файлы с иллюстративным сопровождением (*.bmp, *.avi, *.wav, *.exe). Для превращения обычного текста в гипертекст следует разбить его на разделы (статьи), а внутри статей сделать ссылки на другие статьи и иллюстрации. После разметки текста и записи файлов иллюстраций в отведенную для этой цели папку MEDIA запускается компилятор со средствами отладки и возможностями обнаружения ошибок верстки.
При создании электронной книги в среде Cyber Book таким способом трудоемкость по сравнению с известными технологиями снизилась почти на 2/3, причем доля участия автора (авторов) возросла в 2-3 раза.
На мой взгляд, настало время для разработки нескольких (возможно, всего двух-трех) инструментальных оболочек электронных книг - учебников и учебных пособий. Этот инструментарий может быть тщательно проработан с учетом специфики предметных областей и возрастных групп учащихся. В результате из процесса создания ЭК удастся исключить такие этапы, как проектирование интерфейсов, программирование "швов и заплаток", конструирование экранных форм. Речь при этом идет не о тиражировании серости, а о формировании стартовых условий для расширения рынка учебных ЭК.

Коротко об авторе
Пручкин Сергей Иванович, докторант Московского государственного университета природообустройства.