Наталья Макарова

От редакции "КвШ":
В Петербурге увидел свет новый комплект учебников по информатике c 6-го по 11-й класс. Эти учебники созданы коллективом преподавателей и методистов школ под руководством профессора Н. В. Макаровой. Что же объединило и побудило взяться за перо столь раз-ных по возрасту, взглядам, методикам преподавания людей?

Причин много, но среди них есть одна, которую, наверно, можно считать главной – желание обеспечить школьников учебник по информатике, ка-ковые уже имеются по другим предметам: физике, химии, математике и пр. А это значит, что пособие должно быть ориентировано на конкрет-ный возраст учащегося, способствовать закреплению и развитию тех знаний, которые ребенок получал на предыдущих уровнях обучения.
Неужели нет учебников по информатике? Конечно, есть.
Огромное спасибо авторам этих разработок. Благодаря им школьный учитель имеет достаточно богатый набор учебных материалов и может выбирать при проектировании своего урока наиболее подходящий для конкретной аудитории. Тогда зачем нужен еще один, точнее даже целый комплекс?
К сожалению, многие отмечают общий для всех существующих учебных пособий недостаток - отсутствие общей концепции непрерывного образования в области информатики и, как следствие – фрагментарность тем.
Пришло время, когда решение концептуального вопроса стало не толь-ко актуальным (это было и раньше), но и жизненно важным, т. к. в обществе активно формируется мнение о вспомогательной роли данной области знаний. Назрела необходимость выделить в дисциплине информатики инвариантное ядро, которое было бы не столь чувствительно к быстрой динамике изменений в компьютерной индустрии.
Задача эта чрезвычайно сложная, но ее надо начинать решать, иначе угроза растворения информатики в других дисциплинах и изъятия ее из учебного плана превратится в реальность.
Некоторые рьяные чиновники уже принимают, а другие готовы принять ряд неадекватных действительному состоянию дел мер, которые могут привести в дальнейшем к пагубным последствиям. Это принципиально неверно и даже более того, опасно для всего образования в целом. Роль информатики в информационном обществе должна возрасти, ее интегративный характер должен быть умело использован и реализован в педагогическим процессе. Вероятно, в недалеком будущем влияние информатики будет настолько сильным, что оно приведет к полному преобразованию процесса обучения в средней школе, а возможно и высшей школе.
При создании вышеозначенного комплекта учебников была разработа-на концепция преподавания информатики в 1-11 классах, названная объектно-информационной, с 1-го по 11-й класс. Эта концепция строи-лась на базе идеи реализации в учебном процессе нескольких содержа-тельных линий, впервые прозвучавших в проекте стандарта, разрабо-танного коллективом авторов под руководством А. А. Кузнецова, а также идеи выделения трех уровней обучения информатики – пропедевтиче-ского, базового, предпрофессионального.
Выделенные в проекте стандарта содержательные линии в той или иной мере четко прослеживаются во всех учебниках. Пропедевтический уровень подготовки, его теоретический аспект, мы предлагаем обеспе-чить с помощью учебных пособий и тетрадей "Информатика в играх и задачах", которые созданы московским коллективом авторов под руко-водством А. В. Горячева. Это наиболее современные разработки, близ-кие по своему духу и идеям нашей концепции. Компьютерная поддержка может быть организована с помощью известных программных комплек-сов.
В чем же суть объектно-информационной концепции, которая реализо-вана на базовом и предпрофессиональном уровнях обучения (6-11 классы)?
Концепция ориентирована на выделение инвариантного ядра, которое не зависит от конкретного программного инструментария компьютерной технологии. Кроме того, она отражает точку зрения на информатику, как на учебный предмет с двух позиций. С одной стороны, содержание учебного материала будет способствовать развитию интеллектуальных и творческих способностей ребенка, умения анализировать сущ-ность объектов, явлений и процессов, проводить их целенаправленное исследование и делать на этой основе выводы. С другой стороны оно призвано обеспечить школьника необходимыми знаниями и умениями использования современного компьютерного инструментария обработки информации. По окончании обучения должен сформироваться об-щеобразовательный уровень информационной культуры школьников.
В основу концепции заложен объектноинформационный подход к познанию окружающего мира, который позволяет выявить общие свойства и закономерности процессов обработки, хранения и обмена информацией, уделяя, в первую очередь, внимание информационному аспекту в изучении объектов и процессов. Программные же среды рассматриваются с позиций приобретения учащимися технологических навыков работы с программным инструментарием, чтобы впоследствии им пользоваться как при моделировании, так и при создании информационных продуктов. Поэтому изучению различных сред программного инструментария должно быть уделено в курсе достаточно много внимания, но это не должно быть основным направлением и целью обучения. Необходимо несколько сместить акценты в преподавании данного предмета и ориентироватьсяна пользовательский уровень.
Предлагаемая концепция определяет информатике интегрирующую роль среди всех школьных дисциплин. С ее внедрением появляется возможность закреплять и углублять знания, полученные на других уроках, путем решения многочисленных задач из разных предметных областей. Для этого используются два методических подхода. Первый подход состоит в том, что освоение любой программной среды осуществляется в процессе реализации (решения) конкретной задачи. Целью является получение результата, а для этого учащемуся предлагается необходимый компьютерный инструментарий. Второй подход определяется тем, что в 9-м классе большое внимание уделяется исследованию. С этой целью учащиеся занимаются моделированием объектов, процессов, явлений из любых предметных областей.
Предполагается, что обучение информатике должно быть непрерывным с 1-го по 11-й классы, рекомендуемое количество учебных часов в неделю – 2.
Комплект учебников "Информатика" может быть использован также для самостоятельного освоения основ информатики и базовой технологии работы на компьютере. Для закрепления знаний по этим учебникам разработана система компьютерного тестового контроля, которая предлагается на диске. Она имеет сетевую поддержку, обеспечивает ведение классного журнала, предусматривает корректирующую роль учителя.
Обучение по предлагаемой концепции может начинаться с любого класса. Два учебника (6-7 кл. и 8 кл.) реализуют концентрический метод обучения, который сохраняется и в 9-м классе, но уже с привлечением возможностей компьютерного моделирования. В 10-11 кл., посредством моделирования соответствующих ситуаций, ведется целенаправленная подготовка школьников к работе в современном офисе любого профиля.

Краткое содержание учебников

Учебник для 6-7-х классов ориентирован на развитие ребенка среднего подросткового возраста. На этом этапе закладывается фундамент ин-формационной культуры современного человека. С учетом опыта ре-бенка об окружающем его мире, рассказывается о том, что такое объ-ект и как его можно охарактеризовать, что такое информация и в какой форме она может быть представлена. Формируется представление о модели.
В соответствии со способностью ребенка к восприянию информации, представлен материал о структуре компьютера и назначении его ос-новных блоков. Здесь раскрывается идея о том, что аппаратная часть компьютера, не может работать без программ, которые сгруппированы по трем основным классам: системные, прикладные, инструментарий технологии программирования.
Далее следует описание основной технологии работы в программных средах, относящихся к каждому из вышеперечисленных классов, с по-зиций информационных моделей - описания объектов и их взаимодей-ствия. Для понимания системной среды предлагается Windows 95, с помощью которой происходит знакомство с основными понятиями и не-которыми объектами-инструментами и их действиями.
Технология работы в прикладных средах осваивается с помощью гра-фического редактора Paint. Изучив основной инструментарий работы, ребенок получает возможность проявить свои творческие способности при конструировании и моделировании предлагаемых в заданиях гра-фических объектов.
Освоение базового инструментария технологии программирования про-исходит в среде ЛОГО, где любимая всей детворой черепашка подчи-няется командам ребенка и творит на экране чудеса. В качестве базо-вого инструментария дается стандартный для всех языков программи-рования набор команд. В процессе изучения среды ЛОГО ребенок учится составлять несложные программы, позволяющие создавать раз-личные сложные графические объекты.
Дополнительно имеется диск, который содержит контролирующие тесты по каждому разделу.
В учебнике 8-го класса продолжается изучение разделов: "Представление об объектах и информации", "Аппаратная часть ком-пьютера", "Системная среда Windows", "Среда программирования", начатых на предыдущем уровне обучения. При этом авторы придержи-ваются основной линии, ориентированной на развитие у ребенка логи-ческого мышления и системного подхода к осмыслению всех информа-ционных процессов в нашем обществе.
Системная среда Windows 95 рассматривается с позиций изучения структуры каждого объекта и его поведения. Подробно излагается тех-нология передачи данных через буфер обмена и по технологии OLE.
Аналогичный подход прослеживается и в разделе, посвященном при-кладной программной среде Works, но здесь акцент делается не на ос-воении инструментальной среды, создании конечного информационно-го продукта, что составляет цель применения данного инструментария. Вначале идет теоретический материал по структуре каждого объекта, его параметрам и действиям, которые он совершает сам или которые подвергается со стороны другого объекта. Проводится анализ и клас-сификация информационных объектов, представленных в трех видах: текстовом, табличном, и в виде массивов данных. Для работы с каждым из них предлагается соответствующий инструментарий Works. Обуче-ние работе в среде Works ведется в процессе выполнения практиче-ских задач. Ученик может, пользуясь рекомендациями раздела, само-стоятельно освоить данную технологию.
Таким образом формируются технологические навыки работы с инфор-мационными объектами и моделями, представленными в различных формах.
Учебник для 9-го класса предполагает углубленное изучение материа-ла, предлагаемого на предыдущих уровнях. Кроме того, большое вни-мание уделяется моделированию.
Знакомство с аппаратной частью начинается с глав, посвященных ис-тории и перспективам развития компьютерной техники, здесь дается классификация компьютеров, формируется представление о видах се-тей и их аппаратном обеспечении.
Большой раздел посвящен глобальной информационной среде Интер-нет. По мере освоения этой среды учащиеся знакомяться с техеологи-ей поиска необходимой информации; приобщившись к основам языка HTML, создают Web-документы; выполняя специально подобранные задания, познают мир электронной почты.
Приблизительно половину объема учебника занимают два раздела, связанных с моделированием объектов и процессов. Эти разделы яв-ляются итоговыми и обобщающими при изучении базового курса ин-форматики. В первом рассматриваются следующие темы: представле-ние о моделях объектов и процессов, классификация моделей, основ-ные этапы моделирования, различные виды моделей (геометрические, словесные, математические, структурные, логические, информацион-ные) с иллюстративными примерами. Во втором разделе школьники учатся моделировать в электронной таблице всевозможные задачи, ко-торые сгруппированы по следующим темам: расчет параметров гео-метрической модели, физические модели движения тел, моделирова-ние: ситуаций, биоритмов, случайных процессов, экологических систем.
Школьники овладевают методами анализа информационных модели разной степени сложности с помощью изученного ранее программного инструментария: прикладной интегрированной среды Works , графиче-ского редактора Paint, языка программирования ЛОГО. Затрагиваются вопросы интеграции документов, созданных в разных средах.
В основу учебника для 10-11-х классов заложена идея подготовки поль-зователя, владеющего базовой технологией работы в офисе. Большое внимание уделяется развитию творческого потенциала школьника. Курс может быть использован в общеобразовательных школах любого типа. При наличии в школе классов с разной предпрофессиональной подго-товкой рекомендуется для гуманитарных классов.
Офисная технология немыслима без делопроизводства, организован-ного с с применением компьютера. В связи с этим изучаются правила оформления документов, структуры типовых документов, предостав-ляемые текстовым процессором Word шаблоны документов, технологии создания различных бланков и прочее. Выполняя многочисленные за-дания, ученики должны достаточно быстро освоить технологию работы в текстовом процессоре Word.
Большое внимание уделяется основам издательского дела. Учащиеся осваивают технологию создания верстки в двух средах - в текстовом процессоре Word и в профессиональной издательской системе Page Maker.
Работая в среде Power Point, учащиеся получают возможность развить свой творческий потенциал при создании различных реклам и органи-зации презентаций.
Необходимой составляющей офисной технологии является владение навыками работы в системе управления базой данных Access. На кон-кретных задачах, составляя простейшие информационно-логические модели, учащиеся осваивают технологию организации и хранения дан-ных.
В заключение рассматривается технология создания мультимедийного проекта по конкретной тематике, где необходимо использовать все изу-ченные ранее среды. Приводится перечень тем проектов для самостоя-тельной работы.

КОРОТКО ОБ АВТОРЕ:
Наталья Владимировна Макарова – Профессор, доктор педагогических наук (г. Санкт-Петербург)