03_01.jpg "Вещь сделана с душой". Так говаривали еще наши предки, подчеркивая свое уважение к создателям замечательных вещей. Но встречаются ведь в легендах и вещи, в которые человек-творец вложил душу. Но тут сразу вспоминаются жутковатые сюжеты: то глиняный болван Голем душит своего творца, то зациклившийся горшок исправно варит кашу... Негоже рукотворной вещи душу иметь. А вот наделить вещь поведением сегодня совсем несложно. Микропроцессор подобрать, пару-тройку датчиков, какие ни на есть исполнительные органы - и готова платформа, пиши программу и зашивай ее в постоянную память. Рождественскую историю о Фэрби, Furby (Пушистике) знают сегодня в Америке все. Поздней осенью 1998 года появилась на свет "ВИРТУАЛЬНАЯ ЗВЕРУШКА", по облику схожая с родным отечественным Чебурашкой. Разве что уши поменьше, да клюв торчит.
03_02.jpg Виртуальным это мохнатое чудо было наречено вполне заслуженно. Создатели Фэрби вложили в него программу, имитирующую навыки общения. И щебечет оно на своем фэрбийском языке что-то вполне осмысленное, и в прятки с вами сыграет, и приласкается... Но будьте с ним повнимательнее, а то ведь и обидеться может.
А разве вы, хозяин, языка фэрбийского не знаете? Тогда оно вас обучит. Если же окажетесь неспособным к обучению, то придется вам других таких же владельцев "виртуального друга" искать. И тогда на вашей человечьей вечеринке ваш Пушистик со своими соплеменниками беседу наладит, а вам останется только слушать да дивиться.
03_03.jpg Забыты, заброшены робкие тамагочи. Спрос на Фэрби ошеломительный. Хозяева Пушистиков заполнили Интернет рассказами о своих приключениях в обществе клювастых виртуальных друзей. Имитация общения - услуга, мгновенно нашедшая спрос. И ведь совсем недорого, какой-нибудь десяток-другой долларов.
Похоже, на рубеже тысячелетий мы стали свидетелями исхода первого раунда спора между корифеями фантастики, Айзеком Азимовым и Станиславом Лемом. "Человеку нужны могучие и послушные роботы-помощники", утверждал Азимов. "С могучими помощниками многое неясно, а вот без виртуальных друзей-приятелей человеку скоро станет неуютно", отвечал Лем.
Почитайте лемовские "Звездные дневники Йона Тихого" (старые добрые переводы можно найти на страничке коллекционера http://www.sparc.spb.su/cgi-bin/win/Avz/lit/). Есть в этих дневниках и про Пушистиков - "сепульками" величает их Лем. Так уж вышло, что не антропоморфные азимовские создания, а крохотные сепульки-Фэрби стали первенцами эры роботов.
03_04.jpg Пушистик-Фэрби нашел себе хозяев и занял высшую ступеньку на пъедестале почета. А другим претендентам на титул чемпиона рождественских распродаж придется, видно, годик-другой подождать. Мы ведь только еще присматриваемся к новым персонажам из мира вещей, ищущих себе хозяина.
Может быть, этими персонажами станут обаятельные зверушки-синтезаторы, звучащие не хуже концертных "Стейнвеев"? А может, Фэрби-99 научатся петь колыбельные и рассказывать сказки на ночь? А может, Фэрби-2000 станут разыгрывать в компании с вашими младшенькими целые представления? Да скрестите, в конце концов, пейджер в мохнатом обличье с игровой приставкой и парой каналов цифрового аудио...
В рождественской истории про Фэрби есть, оказывается, второй план. Вот список компаний - действующих лиц этой другой истории:


Компании, участвующие в консорциуме "Игрушки завтрашнего дня"
· Acer (компьютеры)
· Bandai (тамагочи)
· Deutsche Telekom (коммуникационные каналы)
· Energizer (батарейки - те самые, для кроликов)
· Intel (не только Пентиумы...)
· LEGO, Mattel (детские конструкторы)
· Motorola (пейджеры, мобильные телефоны)
· МОК (Международный олимпийский комитет)


Какой спектакль может разыграть эта труппа? А вот какой: Акт первый. Персональные компьютеры и всякие там игровые приставки покидают Дом.
Акт второй. В опустевший Дом входит длинная процессия Умных вещей 21 века.
Фэрби - всего лишь "сепулька", но успех этого микропроцессорного Пушистика стал прелюдией к важным событиям на рынке высоких технологий. Начиненные электроникой Умные вещи принимают облик вещей привычных и любимых. Отдельного рассказа заслуживают "Электронная Обложка Для Всех Книг Интернет-библиотеки" и "Электронное Перо, Которое Все Помнит". Сегодня мы продемонстрируем Вам только их портреты.
А в школах изучают "состав и функции" персонального компьютера - этой громоздкой, угловатой штуковины с неуклюжим монитором и клубком кабелей. Успел ли наш ПК стать привычной и любимой Умной вещью, или он уступит место новым Умным вещам?
Пусть судят об этом те, кто отгулял первые в своей жизни школьные каникулы. Их время придет совсем скоро.


"Моя старшая 18-летняя дочь прибежала ко мне в ужасе. Она играла с младшей, четырехлетней сестренкой в "понарошку", и та вдруг решила стать… компьютером. "А я буду машиной, вот моя клавиатура (и малышка прижала к себе подушку), а вот мышь (в роли мыши оказалась подвернувшаяся под руку тапочка). Теперь ты можешь вот здесь рисовать, а я тебе могу петь песенки. И еще ты можешь со мной разговаривать. Просто нажми на вот эту кнопочку." Пришлось убеждать мою старшую, что ничего страшного не произошло. Оставим философам размышления о дегуманизации безоблачного детства. Малышка просто выросла рядом с компьютером, он для нее такой же привычный сосед по дому, как магнитофон или кухонный комбайн. Только в отличие от этих домашних слуг компьютер - ее собеседник и товарищ по играм. С ним можно поспорить, его можно убедить, он охотно делает то, о чем его попросишь. У сегодняшних малышей нет той опаски, с которой мы, взрослые, относимся к любой загадочной "железяке". Напротив, их любимый вопрос - "А что еще она умеет?". И чем неожиданнее для них звучит ответ, тем больше радости. И еще - малыши не боятся "проблемы перебора". Никакой алгоритмизации, только стремление разобраться во всех возможностях новой игрушки-приятеля. "В Интернете еще больше путей, больше ветвлений? Так это же здорово…". Труднее - значит интереснее. А их способности справляться с многозадачным режимом позавидует автор любой операционной системы. Традиционная триада начального образования - "3R; Reading - чтение, wRiting - письмо, aRithmetic - счет" уступает место триаде нового века - "3X, eXploring - исследование, eXpressing an idea - выражение идеи, eXchanging ideas - обмен идеями". Д-р Идит Харел (Idit Harel) — основательница и руководитель компании "MaMaMedia"
Harel@MaMaMedia.com
www.MaMaMedia.com