Татьяна Полилова

Появление инструментария Delphi не могло пройти незамеченным среди многочисленных пользователей компьютеров. Оценки экспертов, изучающих возможности этого продукта фирмы Borland/Inprise, обычно окрашены в восторженные тона. Язык Delphi происходит от языка Pascal. В соответствии с веяниями моды язык Delphi сконструирован в объектно-ориентированном стиле. Но основное достоинство Delphi состоит в том, что здесь реализованы идеи визуального программирования. Среда визуального программирования превращает процесс создания программы в приятное и несложное конструирование приложения из большого набора графических и структурных примитивов - "кирпичиков".
Самый быстрый способ познакомиться с Delphi — это попробовать создать какое-нибудь приложение в этой среде. Мультимедиа-проект тут как нельзя кстати. Темой проекта может стать создание небольшой информационно-справочной системы, посвященной историческим местам Москвы.
Эта тема представляет интерес по многим причинам. Изучение истории родного города всегда притягательно для детей. Многие школьники, особенно живущие на окраинах Москвы, зачастую совсем не знакомы со своим городом. Они не знают названий главных улиц, расположения исторических памятников, не могут найти дорогу к известным театрам, знаменитым на весь мир музеям.

В нашем мультимедиа-проекте мы планируем создать приложение, состоящее из нескольких страниц, на которых будут демонстрироваться: карта района Москвы, фотографии памятников культуры, пояснительные тексты, исторические справки и пр. Нам также предстоит создать титульную страницу, разместив на ней название темы и иллюстрацию. Структура такого приложения — типичный пример гипермедиа-структуры. Создавая эту структуру, мы познакомимся с основными инструментами среды Delphi и проверим на деле преимущества визуального стиля программирования.
Мы будем описывать каждый шаг конструирования приложения, не погружаясь при этом в тонкости программирования. Это поможет понять общий стиль разработки приложения. Если у пользователя возникнет желание разобраться в деталях, он может обратиться к дополнительной литературе: на полках магазинов появилось множество книг с описанием Delphi. А на Web-сайте http://www.russian.lt/prog/delphifaq/index.html можно найти ответы на конкретные вопросы, которые с неизбежностью возникают у начинающих пользователей Delphi.
Заметим, что пользователь, начинающий работу в Delphi, должен обладать определенной программистской культурой. Однако не следует пугаться: для нашей задачи вовсе не обязательно обладать глубокими познаниями, например, в языке Pascal или в концептуальных положениях объектно-ориентированного подхода. Разумеется, если такие знания у пользователя имеются (например сохранились со студенческих времен), то они не будут помехой. Но все необходимые детали легко понимаются и усваиваются через приводимые в ходе выполнения проекта примеры без специального изучения теории.
Для работы с Delphi нам потребуется компьютер с процессором 80386, 80486 или Pentium с VGA-монитором и оперативной памятью не менее 8 Мбайт. На компьютере должна быть установлена среда Windows 3.1 (или 3.11), Windows NT или Windows 95. Полная установка Delphi занимает около 60-80 Мбайт на жестком диске. Дополнительно нужно зарезервировать 20-30 Мбайт памяти на диске для создаваемых приложений с мультимедиа-компонентами.
Мультимедиа-проект подразумевает использование графических, звуковых и видеоматериалов. Для получения графических файлов можно применить сканер (именно таким способом получены входящие в данный проект иллюстрации), графические пакеты или же готовые графические библиотеки. Для получения звуковых и видеофайлов также можно воспользоваться уже готовыми библиотечными материалами или же самостоятельно сформировать их с помощью соответствующих аппаратных и программных средств. Вопросы технологии подготовки таких материалов заслуживают специального рассмотрения, но в данной статье эту тему мы затрагивать не будем.

Структура экрана в среде Delphi

После вызова Delphi в Windows 95 появляются три окна:

· окно с главным меню и инструментами;
· окно с формой для проектирования приложения;
· окно свойств объектов (Object Inspector).

Рассмотрим для начала окно с формой, имеющее в нашем случае название Form1. Здесь понадобятся некоторые разъяснения.
Программисты привыкли к тому, что имеют дело с текстом программы, написанным на каком-нибудь языке. В Delphi текст программы тоже присутствует, но он играет скорее вспомогательную роль. Пользователю Delphi дают возможность создать в стиле визуального конструирования обращенную к потребителю будущего продукта среду общения с программой — форму, "набросав" на нее какие-либо визуальные элементы.
По ходу нашей работы система формирует в дополнительном окне текст программной единицы на языке Pasсal, связанной с формой. Пользователь может дополнять текст программы самостоятельно или по предложению системы в момент размещения объектов в форме, при задании реакции на программные события.
06_01.jpg Рассмотрим теперь расположенное в верхней части экрана графическое меню системы Delphi, составленное из пиктограмм.
В левой части меню находится панель инструментов. Инструменты выполняют некоторые команды главного меню — такое дублирование часто практикуется в инструментальных средах.
На этой панели есть, в частности, кнопка сохранения проекта на диске, кнопка открытия проекта, кнопка запуска программы на выполнение.
Следующая часть графического меню — палитра компонентов, устроенная в виде наборов пиктограмм. Совокупность наборов составляет библиотеку визуальных компонентов (VCL). Имеется несколько категорий компонентов, каждая из которых связана со своей закладкой. С помощью палитры компонентов мы будем создавать экземпляры компонентов (или объекты) в форме.
06_02.jpg Для того чтобы разместить объект в форме, нужно "щелкнуть" на соответствующей кнопке палитры и затем щелкнуть внутри окна формы: в указанное место формы будет вставлен объект — экземпляр компонента выбранного типа.
И наконец, расположенное в правой части экрана окно Object Inspector — это окно, отображающее свойства формы либо размещенного на форме объекта. В нашем случае текущим компонентом является форма, поэтому на рисунке окно свойств показывает свойства формы.
Окно свойств имеет две закладки — Properties и Еvents, с помощью которых можно получить в окне строки (поля) для задания соответственно свойств компонента (т. е. объекта или формы) и его реакции на различные события. Свойство определяет атрибут компонента, например, размер кнопки или шрифт метки. Событие означает, например, такие действия, как щелчок мыши на кнопке или закрытие окна.

Проектирование титульной страницы

В первой форме мы будем создавать титульную страницу. Разместим на ней:
· заголовок проекта;
· иллюстрацию;
· кнопку перехода на страницу с картой района Москвы.

Создание текстовой строки в форме

На титульной странице нужно создать экземпляр компонента типа метка и поместить в нем название проекта. Соответствующий инструмент размещается в части палитры с закладкой Standard. В начале работы эта часть палитры компонентов является текущей. Щелкнем расположенную на ней иконку с буквой "А", с помощью которой создается строка текста, и далее щелкнем в области окна формы. В окне формы появится объект некоторого стандартного размера, в котором присутствует начальный текст Label1.
Размеры объекта можно будет в любой момент изменить (увеличить или уменьшить). 06_03.jpg Для того чтобы ввести текст заголовка нашего проекта, воспользуемся окном свойств (Object Inspector). Для ввода текста в созданный объект инициируем свойство Caption (щелкнем в этой строке в окне свойств) и в правой части строки введем текст заголовка проекта — "Москва в старых фотографиях и гравюрах". Текст появится также в области объекта в окне формы.
Обратим внимание, что до тех пор, пока объект является текущим (он выделяется характерной рамкой), в окне свойств приводятся свойства именно этого объекта. Если щелкнуть в области окна формы, не попадая при этом в область какого-либо объекта, то текущей становится сама форма, и в окне свойств отображаются свойства формы.
У введенной строки текста можно поменять атрибуты (шрифт, размер, цвет и пр.), инициировав свойство Font.
Оформленный должным образом заголовок путем "перетаскивания" можно разместить в нужном месте в окне формы, например выровнять по центру.

Размещение графического объекта в форме

06_04.jpg Инструмент для размещения объекта-картинки находится в той части палитры компонентов, которая отмечена закладкой Additional. Щелкнув по этой закладке, вызовем на экран нужную часть палитры и в ней щелкнем по иконке с изображением пейзажа. Далее щелкнем в окне формы и с помощью рамки зададим размеры графического объекта. Для того чтобы привязать к объекту графический файл, нужно инициировать свойство Picture в окне свойств Object Inspector: В правой части строки появится иконка с многоточием. Щелкнув по этой иконке, мы раскроем дополнительное окно, в котором инициируем кнопку Load. Нажатие кнопки Load вызывает появление окна для выбора имени графического файла.
Выбранная картинка появится вначале в служебном окне, и если пользователь подтвердит с помощью кнопки OK желание разместить картинку в форме, то картинка появится в окне формы.

Продолжение следует

КОРОТКО ОБ АВТОРЕ:
Полилова Татьяна Алексеевна – доцент кафедры информатизации МИПКРО, polilova@glasnet.ru.