КвШ: "Пользователь" и "профессионал"… Старшеклассник, изучающий информатику, должен ясно представлять себе высоту того барьера, который разделяет эти два понятия. Автор широко известного учебного пособия по курсу "Информационные технологии (ИТ)" Юрий Шафрин может предложить нам определение "области существования" своего курса.

Юрий Шафрин (ведущий специалист, "ЭЛКО Технологии", Москва): Многие педагоги и специалисты по ИТ, с которыми я обсуждал принципы предложенного мною курса, задают вопрос: "Как же "позиционировать" ваш курс — как общеобразовательный, как пользовательский или как профильный?". Постановку вопроса считаю правильной, однако полагаю, что однозначного ответа на него пока не существует. По схожему поводу очень точно высказался член-корреспондент РАН Виктор Петрович Иванников: "Мы должны различать две вещи: образование как education и образование как training". В этом смысле наш курс представляет собой нечто среднее между "education" и "training", некий компромисс между образовательным и пользовательским подходом. А вот профильным наш курс заведомо не является. Информационные технологии уже сейчас не исчерпываются технологической "тетрадой" (графический редактор, текстовый редактор, электронные таблицы и базы данных), и если учесть стремительный прогресс в этой сфере, то можно видеть, что на долю профильных курсов остается много разделов, которым нет места в нашем учебнике. Несколько упрощая, можно сказать, что мы предлагаем некую "азбуку" ИТ — для всех образованных людей. А будущим специалистам предстоит изучать множество других вещей: мультимедиа-технологии и Интернет-технологии (а это - компьютерная графика, Web-дизайн и многое другое); визуальное программирование; компьютерные сети и архитектуру "клиент-сервер" и так далее.

КвШ: Итак, границу, отделяющую знания профессионала от знаний пользователя, мы определили. Но есть еще граница между школьными и вузовскими курсами, посвященными изучению основ ИТ…

Наталья Макарова (профессор Государственного университета экономики и финансов, Санкт-Петербург): Да задумываемся ли мы вообще о том, что нужно вузам? Вспомним недавнюю историю - с 1986 года как школы, так и вузы принялись срочно ликвидировать компьютерную безграмотность своих учеников и студентов, обучая их азам программирования. В результате - дублирование и неразбериха. Сегодня аналогичная ситуация складывается в вузах нетехнического профиля. В эти вузы приходят старшеклассники, которых в школе уже познакомили с приемами работы в электронном офисе, а мы предлагаем им то же самое в другой упаковке, в рамках курсов по информационным технологиям.

КвШ: Получается, что выпускник школы, "крепко" освоивший основы ИТ и собирающийся поступать в московский или питерский вуз технического или экономического профиля, может оказаться в положении недоросля, повторяющего зады?


Анатолий Трубин (преподаватель информатики, г. Радужный, Тюменская обл.): Когда вузы получили свободу в формировании содержания своих учебных программ, школы остались "вариться в собственном соку", в условиях, когда о реализации любого федерального стандарта по курсу информатики им остается только мечтать. Я считаю, что вузы не смогли выработать единый социальный заказ, единые требования к уровню знаний по информатике для выпускников школ.

В ходе VIII международной конференции "Информационные технологии в образовании" состоялась дискуссия на тему "Предпрофессиональная подготовка в области информационных технологий: проблемы и решения"

Михаил Булатов (к.э.н., Российская академия предпринимательства, Москва): Мне кажется, что проблема перетягивания каната между "школьной" и "вузовской" информатикой может быть решена вполне традиционным путем - путем своевременной и основательной переподготовки самих преподавателей.
Действительно, в новых школьных учебниках прекрасно излагается техника работы в электронном офисе. И если вузовские преподаватели видят, что повторение компьютерных азов в вузе излишне, то им стоит заняться разработкой индивидуальных учебных планов для "продвинутых" студентов, а также поисками новой проблематики в этой обширной предметной области.
Для экономических вузов, скажем, важно изучение методов проектирования бизнес-процессов, моделирования влияния инноваций на структуру этих процессов. При этом, естественно, возникает проблема доступности весьма недешевых программных продуктов, которые необходимы для постановки таких спецкурсов. Но в этом направлении можно наладить вполне конструктивное сотрудничество с компьютерными компаниями.

КвШ: А с какими трудностями в освоении основ ИТ столкнутся сегодня выпускники школ, выбравшие для продолжения образования гуманитарный вуз?

Анатолий Агапов (ст. преподаватель, Ростовский гос. педагогический университет, Ростов-на-Дону): Я работаю на кафедре перевода и информатики при факультете иностранных языков. И применительно к информационным технологиям мы вынуждены заниматься именно предпрофессиональной подготовкой своих студентов.


Петр Лощилин (начальник ИТ-центра, Воронежский юридический техникум): Мы не скованы рамками подготовки учащихся к поступлению в вуз. Наши выпускники проходят через два этапа компьютерной подготовки - базовый и профессиональный. Мы "учим учиться", вырабатываем у наших учащихся орудийный подход к освоению в дальнейшей работе любых пользовательских программ. В реализации такой модели нам помогают те учебники, в которых излагаются современные офисные технологии - это прежде всего книги Юрия Шафрина и Натальи Макаровой.

Школы нашей области не в состоянии дать эту подготовку нашим будущим абитуриентам, потому что современных компьютерных классов в наших школах - меньше десятка. А выступавшие на конференции москвичи и петербуржцы говорили чуть ли не об отмене вводного курса по информационным технологиям в вузах, ссылаясь на высокий уровень компьютерной подготовки школьников.
Для нас сегодня гораздо более актуальной представляется проблема компактного изложения основ информационных технологий на младших курсах гуманитарных факультетов - ведь для будущих преподавателей необходимы спецкурсы по компьютерной лингвистике, методам автоматизированного перевода, методам работы с базами данных...

КвШ: Как мы видим, при изучении основ ИТ сегодня не приходится и мечтать о четкой границе "школа-вуз"; похоже, вместо границы здесь - обширная нейтральная полоса. И вот вузовские преподаватели начинают воздвигать на этой территории оборонительные сооружения… Вступительные экзамены по информатике - что это такое?

Наталья Дашниц (зам. директора школы, Ярославль): Я пришла в школу с вузовской кафедры. Хорошо разобравшись в исходных позициях обеих сторон, я считаю, что вводить сегодня вступительный экзамен по информатике в вузе - безнравственно.
Ведь те немногие вузы, которые опробуют такую схему, чаще всего начинают работать со старшеклассниками избранных школ задолго до экзаменов: преподаватели этих вузов ведут или курируют спецкурсы в таких школах. И все равно чаще всего эффект от такой схемы нивелируется уже ко второму курсу, потому что дифференцированной учебной программы для студентов, закончивших "придворные" школы, в вузах нет.
В этой обстановке именно вуз должен сделать шаг навстречу школе. А те школы, которые самостоятельно научились давать углубленные знания по профилю "Информационные технологии", должны получать особую привилегию - выпускные экзамены по информатике в таких школах должны идти с согласия вузов-партнеров как вступительные.
Олег Козлов (полковник Ракетных войск, доцент, Серпухов, Московская обл.): Год назад на этой конференции я уже докладывал о требованиях существующего вузовского стандарта, определяющего необходимый стартовый уровень знаний школьников в области информатики. Этот стандарт существует, составляющие его инварианты найдены.
Но при определении этого уровня выяснилось, что нам приходится едва ли не ставить крест на результатах изучения информатики в школе. Наш опыт показывает, что только те школьники, которые сдавали в школах выпускной экзамен по информатике, получили высокие результаты при вступительном тестировании. И это не удивительно, поскольку контроль уровня преподавания информатики в школах практически отсутствует. Где, спрашивается, районные и городские контрольные по информатике?
Мы предлагаем ввести обязательные вступительные испытания по информатике в вузах Министерства обороны и готовим директиву об организации довузовской информационной подготовки на подготовительных курсах.
А говоря о предпрофессиональной подготовке школьников, мы должны сосредоточиться на общих чертах модели такой подготовки, а не на обсуждении возникающих частных проблем. Есть известная многим из вас модель учебного плана предпрофессиональной подготовки школьников, предложенная экспертами ЮНЕСКО. Есть точка отсчета.

КвШ: Судя по этим двум выступлениям, бои на границе "школа - вуз" могут принять затяжной характер. А тем временем в школах все большее распространение получает глубокая предпрофессиональная подготовка по различным профилям ИТ, и уровень этой подготовки позволяет вчерашним школьникам претендовать на рабочие места в столь привлекательной для них сфере высоких технологий. Поделитесь своим опытом, коллеги…

Константин Шапиро (преподаватель, Санкт-Петербург): Действительно, о проблемах в звене "школа - вуз" здесь сказано уже достаточно; добавлю только, что требования, о которых рассказал нам полковник Козлов, мы смогли заложить в основу нашего "петербургского" стандарта для школ. Этот же уровень был принят на вступительных экзаменах в Санкт-Петербургский гуманитарный университет профсоюзов.
Теперь - о предпрофессиональной подготовке школьников как таковой. Мы объявили в нашей школе № 331 набор в класс прикладной информатики, в котором будут изучаться технологии программирования в визуальных средах, методы системного администрирования, сетевые технологии, и "настольно-издательские" технологии. Подчеркиваю: именно в таком порядке выстроились приоритеты профессиональных интересов будущих десятиклассников. Опираясь на эти приоритеты - а они формировались с учетом мнений как самих школьников, так и их родителей и, разумеется, мнений "заказчиков" - преподавателей и представителей реального бизнеса, мы построили из соответствующих модулей двухлетнюю программу предпрофессиональной подготовки наших старшеклассников.
И этот уровень подготовки, как мы считаем, достаточен для тех выпускников, которые стремятся начать работать сразу после получения аттестата зрелости. Кто-то из них, как показывают наши наблюдения, будет вполне успешно сочетать работу "на компьютерной ниве" с продолжением образования.
Светлана Золотова (центр "Байтик", Троицк, Московская обл.): Нашей компьютерной школе всего два года. Выбирая направления предпрофессиональной подготовки, мы стремимся учитывать пожелания как самих детей, так и их родителей, а это в основном научные сотрудники нашего Академгородка. Такой прагматичный подход оказывается оправданным; мы видим, что ребята стремятся к добротному освоению самых разнообразных методов работы с информацией - от десятипальцевого ввода текстов до технического перевода, от "рутинной" работы в электронном офисе до участия в Интернет-проектах по переписке, от технического черчения до Web-дизайна. По-моему, это говорит о возросшей тяге к широко понимаемому профессионализму.


Ирина Герасимова (преподаватель, г. Нижний Новгород): Мы начинаем предпрофессиональную подготовку учащихся по профилю "Информационные технологии в экономике и бизнесе" в десятом классе. И наши выпускники получают квалификацию "Бухгалтер-пользователь ПК".

КвШ: К сожалению, "широкий" профессионализм старшеклассника иной раз стягивается в точку, и тогда он называется хакерством. Есть ли лекарство от этой распространенной болезни?

Елена Ястребцева (к.п.н., руководитель проекта "Гармония", Москва): Вы, наверное, согласитесь со мной - проблемы взаимоотношений между школами и вузами, которые так горячо здесь обсуждаются, не специфичны. Те же трудности у словесников, биологов… Но специфика роли учителя информатики в школе несомненна.
Скажите, приходят ли к вам учителя-предметники, хотят ли они работать со своими учениками по компьютерным проектам? А ведь о роли компьютера как инструмента исследовательской деятельности так много уже написано.
Мы предлагаем вам модель сотрудничества между учителями-предметниками и учителями информатики. В этой модели учителю информатики отводится роль координатора сетевой работы, но отнюдь не координатора проектной деятельности. Когда разворачивается активная работа по тому или иному проекту, ведущий этот проект учитель быстро выходит на уровень опытного пользователя, благодарит учителя информатики за помощь на "разгонном" этапе и продолжает работать самостоятельно. И это - серьезное изменение ситуации в школе.
В модели, которую мы предлагаем, используется опыт всемирного конкурса межшкольных Интернет-проектов ThinkQuest. По правилам этого конкурса между участвующими в проекте учениками распределяются определенные роли; таким образом формируется опыт профессиональной работы в Web-среде. По нашему проекту работают сотни школ в самых разных регионах России, мы рассказываем о ходе проекта на нашем сайте, где действует "Педсовет по средам" (см. "КвШ" №3, 1998).