Наталья Рыбалкина
Алексей Тупицын

Образовательные проекты: где взять ресурсы?

Если вы не только внимательно следите за педагогическими дискуссиями, но и задумываетесь над тем, что определяет их развитие, какие идеи лежат в их основе и к каким последствиям может привести их реализация, то наверняка заметили, что в них, с одной стороны, появляется все больше нетрадиционных взглядов и концепций, а с другой, тематика этих дискуссий все больше фокусируется вокруг интереса к человеческой индивидуальности.
Глобальные социотехнические программы-гиганты ХХ века уступают сегодня место локальным инициативам. Особенностью последних явлется то, что они основываются не только и не столько на абстрактных идеях, под которые затем конструируется механизм воплощения, а на ресурсах самих проектировщиков, тех, кто сможет дать проекту жизнь.
Но ресурсы – вещь дефицитная. Где-то их может быть много, а где-то – совсем наоборот. В России региональные диспропорции наиболее выражены, и возможностей у жителей регионов гораздо меньше, чем у жителей Москвы или Санкт-Петербурга. К настоящему времени этот разрыв увеличился настолько, что кажется уже непреодолимым. Можно констатировать, что "единое культурно-образовательное пространство" в нашей стране распалось.
Можно ли (и нужно ли) в современных социокультурных условиях стремиться воссоздать это единое образовательное пространство, и если да – то каким требованиям оно должно удовлетворять? Это – очень непростой вопрос при кажущейся очевидности ответа. Ответить на него правильно возможно, если сначала ответить на более общий вопрос: а каковы функции образования по отношению к обществу?
Традиционная точка зрения на эту тему заключается в том, что сфера образования готовит кадры ("человеческий ресурс") для других сфер деятельности. Продолжив эту логику, несложно прийти к выводу, что если эти сферы находятся в стагнации, то и образованию не надо уделять большого внимания. В самом деле, зачем готовить высококвалифицированных специалистов, если они точно не будут востребованы?
С нашей точки зрения, у образования есть и другая, не менее важная функция по отношению к обществу. Образование может и должно выступать сферой, "программирующей" развитие других сфер – хозяйства, здравоохранения, военного дела, политики и т. д. Данный тезис, к сожалению, потерял в глазах многих всякий смысл, превратившись в дежурную фразу. Всерьез же его мало кто воспринимает.
Дело в том, что данная функция образования не может быть реализована сама собой. Она требует разработки и реализации широкого набора конкретных проектов и программ. К настоящему времени, несмотря на достаточно широкое распространение идеологии проектирования, наблюдается острый дефицит образовательных проектов. Хотя директивы Министерства образования, областных и городских отделов образования и приводят к появлению документов под заголовком "Проект…", вряд ли эти документы оправдывают свое название. Ведь в стране практически полностью отсутствует инфраструктура поддержки образовательных проектов, та среда, в которой их эффективность будет максимальной. К элементам этой инфраструктуры можно отнести экспертные и консультационные службы, специализированные методические службы, процедуры публичных слушаний, обеспечивающих участие общества в разработке образовательных проектов, и т. д. Все это вместе и составляет ресурс образовательных проектов, с которого мы начали разговор.

Дистантное образование: всегда ли это благо

Но какие-то проекты в сфере образования все же появляются. Многие российские вузы начали разрабатывать программы так называемого дистантного образования. Суть их в следующем: по компьютерной сети жители отдаленных регионов могут связываться с вузовскими преподавателями и, изучив программу, получить диплом стандартного образца. Казалось бы, в теперешней социокультурной ситуации проекты дистантного образования могут снять накопившиеся проблемы, сделав образовательные ресурсы, сосредоточенные в крупных городах, доступными максимальному числу пользователей в регионах (мы не затрагиваем сейчас проблему информатизации нашей страны; при определенных усилиях она вполне решаема).
Но к величайшему сожалению, большинство проектов дистантного образования никак не связаны с представлениями о программирующей функции сферы образования. Их авторы исходят либо из привлекательной концепции рынка образовательных услуг, либо из желания готовить "квалифицированные кадры".
Следствием этого является парадокс, при котором образовательное неравенство, на преодоление которого вроде бы направлено дистантное образование, не только не преодолевается, но углубляется. И дело здесь не в том, что дистантное обучение якобы менее фундаментально, а в том, что создается иллюзия: "можно ведь и не развивать местные образовательные программы...".
Но тогда уж и нашим вузам вовсе не обязательно создавать отечественные программы дистантного образования. Можно включаться в европейские и американские образовательные проекты, методически и технически гораздо более проработанные, локализовать их… Reductio ad absurdum.

Открытое образование – решение проблем?

Существуют ли на сегодняшний день проекты, которые лишены указанных недостатков дистантного образования, но вместе с тем позволяют реализовать его положительные стороны? С нашей точки зрения – да. Речь идет о так называемом "открытом образовании", которое построено на принципиально иной идеологии, чем дистантное, и включает в себя последнее как частную форму.
Одним из проектов, соединивших в себе технологические ресурсы дистантной поддержки инноваций и идеологию открытого образования, является проект Сеть Открытого Образования. В отличие от многих программ, направленных на извлечение той или иной прибыли, проект СОО является способом непрямой инвестиции в регионы России.
Сетевая форма организации на сегодняшний день является наиболее экономичной, не требующей почти никаких вложений в "головной офис". Организуя местные узлы, сеть инициирует активность педагогических коллективов, отдельных педагогов и управленцев в образовании, что создает предпосылки для появления программ регионального и местного развития.

КОРОТКО ОБ АВТОРАХ:
Наталья Рыбалкина, менеджер СОО, mailto:hare@glasnet.ru
Алексей Тупицын, эксперт и консультант СОО, mailto:expert@glasnet.ru
Сервер СОО http://www.user.cityline.ru/~idcriast/in.htm