Марина Шкурлятьева

Что можно найти в ранце-сумке-рюкзаке у современного школьника? Все, что угодно, в том числе и самые невероятные коллекции: монеты в коробочке, марки в альбомчике, открытки в конверте, вкладыши от "жевачек", наклейки, переводные картинки, портретики Леонардо Ди Каприо и т. д. и т. п. Как обычно реагирует учитель, если у него на уроке вдруг начинается интенсивный просмотр, а то и обмен "под партами"? – "Дай дневник!", "Придешь вместе с родителями!", "Прекратите эту ерунду!"
Правда, знакомо?

Теперь к этому добавились лазерные диски и картриджи с играми. У многих дома появился компьютер, тот, кто помоложе, играет в разные игры, кто постарше – часами "висит в Интернете".
Интересно, а можно ли использовать вечную детскую любознательность и страсть к коллекционированию в "мирных", т. е. в познавательных целях?
Лет 20-30 назад такие попытки делались в десятках кружков, клубов, секций по интересам. Новые времена – новые веяния. Давайте заглянем в виртуальный филателистический кружок. В этом нам поможет путешествие по ресурсам сети Интернет.
…Я могу назвать себя филателистом со стажем. Вначале сама принимала участие в юношеских, всесоюзных и международных выставках, потом много лет вела кружки и готовила коллективные экспозиции со школьниками. Теперь с удовольствием веду виртуальный филателистический кружок, который и дал название этой статье.
Я преподаю курс "Технология" в 5-х классах. Уроки проходят в моем кабинете МХК и медиа-культуры, оборудованном современной техникой в рамках эксперимента. В кабинете есть мультимедийный компьютер (Apple Macintosh LC 630), выход в Сеть, планшетный сканер и устройство с магнитооптическими дисками для хранения больших объемов информации.
Опыт показывает, что при активном включении детей в проектную деятельность одного хорошего компьютера достаточно для организации полноценного урока в одном классе.
У меня на уроке организуется своего рода "карусель", когда класс разбивается на несколько команд. Каждая команда занимается своим проектом, одна из команд работает за компьютером, и каждые 10–15 минут происходит смена. Таким образом, иногда на один только урок учителю приходится готовить и вести три–четыре проектных задания. Я использую метапроект, который условно можно назвать "Мир увлечений". По мере реализации своих частных проектных заданий дети осваивают всю необходимую для их работы технику, овладевают программным инструментарием.


Филателия – широко распространенное хобби, не имеющее границ. Поисковые машины в Интернете при запуске ключевых слов philately, stamps выдадут вам сотни тысяч ссылок на различные сайты. Имеются хорошо разработанные списки филателистических ресурсов Интернетf, например, Joseph Luft's Philatelic Resources on the Web http://www.execpc.com/~joeluft/mainlinks..html. Представлены здесь в основном англоязычные страны. Естественно, доминируют сайты США.

Очень много филателистических сайтов в Израиле. В Азии филателия наиболее широко представлена на сайтах Малайзии и Сингапура. А в Европе лидирует сайт филателистов Люксембурга.

Из языков, естественно, самый распространенный – английский. На втором месте – французский, который испокон веков считался международным языком филателии. Единичны сайты на национальных языках (Хорватия, Венгрия, Эстония и др.). Кстати, рекомендую заглянуть на замечательную, на мой взгляд, страничку "Марки Хорватии" (http://vukovar.unm.edu/stamps/first.html).

Остановлюсь на тех филателистических страничках Интернета, которые, с моей точки зрения, представляют наибольший педагогический интерес.

Вот, например, очень богатая страница юных филателистов в Интернете: Junior philatelists on the Internet (http://www.ioa.com/home/ggayland/junior)

Здесь масса ссылок на другие филателистические странички, руководство для начинающих, статьи, письма подростков, многие из которых имеют домашние страницы, где филателия упоминается как любимое хобби.

Очень интересен египетский сайт, где культура и история древней цивилизации иллюстрируются эффектными сериями марок с изображениями давно ставших хрестоматийными образов (например, голова Нефертити), а также фресок и экзотической архитектуры http://www.us.sis.gov.eg.

Можно искать образы марок по различным темам. Так, "Машинки на марках" – совершенно восхитительный сайт: великолепный дизайн, ненавязчивая реклама, интересное содержание. Ключевая идея сайта - рассказ о различных марках машин – связана с использованием разнообразного филателистического материала. Марки можно посмотреть вблизи; присутствует мультипликация... Я настоятельно рекомендую посетить этот сайт, http://www.autorama.com.

Марки – это художественные миниатюры, созданные лучшими художниками-графиками, иногда - настоящие шедевры. По адресу http://www.uno.edu/~phil/philately.htm вы найдете каталог gif и jpg-файлов, в которых представлены образы всемирно известных мыслителей, философов и ученых на марках всего мира, но, к сожалению, практически безо всяких комментариев.

Поскольку, на мой взгляд, парадигма тематического коллекционирования является ключевой для виртуального филателистического кружка, отдельно остановлюсь на статье Thematic Exhibiting: what is it? (http://www.toptown.com/THEEDGE/yaleman/tq.htm).

Очень трудно формально, строго определить понятие "тематическая коллекция", хотя каждый, кто встречался на практике с этим видом неклассического коллекционирования, прекрасно представляет себе, что это такое. В указанной статье разработка тематической коллекции сравнивается с приготовлением кекса: "У вас есть рецепт (план коллекции), форма для выпечки, необходимые ингредиенты (филателистический материал), а также время, терпение и творческий замысел. Объединяя все это, вы можете надеяться на успех". В статье приводится порядок выставочной оценки тематических коллекций по 100-балльной системе, так называемый регламент ФИП (Международной филателистической федерации). За вычетом оценки наличия в коллекции раритетов эта, на мой взгляд, достаточно стройная очковая система вполне применима и к виртуальным экспозициям.

Тематически организованного филателистического материала должно быть не много и не мало, а ровно столько, сколько необходимо для раскрытия заявленной темы.

Спектр gif/jpeg-образов почтовых миниатюр в Интернете необычайно широк. Практически ими можно проиллюстрировать все, что угодно, а сознательное ограничение изобразительного ряда только филателистическим материалом придает оформляемой странице пикантное стилистическое единство. Опять же сошлюсь на замечательную страницу AUTORAMA (http://www.autorama.com), хотя, если рассматривать ее с чисто филателистической точки зрения, это скорее так называемая мотивная, а не тематическая экспозиция филателистического материала.

Что касается отечественной филателии, в Интернете есть лишь отдельные странички, такие как www.zarealye.ru – "Электронный каталог ПОЧТОВЫЕ МАРКИ РОССИИ". В него включены все основные марки, выпущенные на территории России в 1857-1995 годы. Имеется возможность развития этого каталога самим пользователем (создание новых разделов, добавление марок, ведение личных заметок). Огорчительно, что здесь совсем не представлены марки, выпущенные за последние три года.

Кроме того, есть небольшие тематические странички "Марки о Москве" (http://www.school.edu.ru/moscow/stamps) и "Виртуальный филателистический кружок" (http://mschools.ru/mark/filat.htm), в разработке и ведении которых я принимаю самое непосредственное участие.



Современные дети прекрасно знакомы с компьютером как с универсальной игровой приставкой и, к сожалению, совершенно не знают – а часто и знать не хотят, что компьютер давно стал инструментом творческой работы и общения в складывающемся на наших глазах мире новых информационных технологий и коммуникаций.
Но, как гласит старинная французская пословица, "дважды согревается тот, кто сам колет свои дрова для своей печки". Пятиклассник упоенно разрабатывает интересующий его проект, играючи осваивая при этом приемы работы с текстами и графикой, инструменты Web-дизайна, средства компоновки гипермедийного текста. Он осваивает основы электронной почты, вступая в переписку с учениками других школ. Да и многое другое, начиная с самых мелких подзадач, с овладения клавиатурой, и кончая пониманием общих принципов функционирования операционной системы.
Так приходит первое понимание целостности той деятельности, для которой необходимо владение элементами информационных и коммуникационных технологий. Основы знаний, умений, навыков должны закладываться в той целостной деятельности, которая не может без них осуществляться, и никак не наоборот. И метод проектов здесь наиболее естествен и уместен.
А роль учителя на таком уроке – это роль диспетчера нескольких одновременно выполняемых проектов, использующих общий ограничивающий ресурс – компьютер. И одновременно это роль консультанта как в использовании техники, так и в освоенной ребятами области проектов.

"Виртуальный филателистический кружок" как метапроект

Сама сущность филателии с беспредельным многообразием сюжетов почтовых марок и художественного воплощения этих сюжетов, органическая связь филателии с интеллектуальным, эмоциональным, волевым и эстетическим миром человека делают ее одним из многогранных и гибких инструментов в руках опытного педагога. Филателия в школе – тема не новая. В 60-е и 70-е годы, в период пика увлечения этим видом коллекционирования, было написано много методичек для руководителей КЮФ (кружков юных филателистов). Организовывались всевозможные конкурсы и викторины. Были специальные рубрики в средствах массовой информации. Проводились юношеские филателистические выставки...Что же изменилось сейчас?

Филателия в эпоху Интернета

Увы, филателия становится слегка старомодной. Не почтальоны и письмоносцы "с толстой сумкой на ремне", а новейшие компьютерные технологии буквально стучатся в каждую дверь. Все чаще письма отправляются с помощью электронной почты (e-mail), а предоплата почтовых платежей выполняется в режиме online. На наших глазах Марка становится ненужной, уходит в прошлое. Стоит ли горевать?! Если брать историю почты вообще, то марочный период – это краткий миг между прошлым и будущим. Там-тамы, сигнальные дымы, быстроногие гонцы, почтовые кареты, голуби, да мало ли что еще... История почты – это всемирная история человеческих коммуникаций. В этом смысле что берестяная грамота, что e-mail – одинаковые безмарочные послания. И с этой точки зрения изобретение почтовой марки, а потом рождение такого популярного вида коллекционирования, как филателия, становится историческим явлением, которое еще предстоит осмыслить.
Вначале филателия была привилегированным хобби для избранных и подчас носила весьма экстравагантный характер. Так, в 1841 году один джентльмен решил оклеить марками свою комнату. Он дал объявление в лондонской газете "Таймс": "Ищу почтовые марки. Молодой человек, который желал бы оклеить свою спальню гашеными почтовыми марками, с помощью своих друзей уже собрал более 16 000 штук. Поскольку этого количества ему недостаточно, он обращается с просьбой к сочувствующим прислать марки и тем самым способствовать осуществлению его идеи".
Самым ранним видом филателии было генеральное коллекционирование. Генеральная коллекция включает все марки, изданные во всем мире (либо в какой-либо отдельной стране), причем марки в ней расположены в хронологическом порядке. Чем полнее была укомплектована такая коллекция, тем лучше она считалась.
Появление новых государств и новых средств транспорта привело к развитию почтовой связи (корабельной, аэростатной, авиационной, ракетной), к лавинообразному увеличению почтовых эмиссий, к демократизации филателии, к массовому увлечению ею. И в наше время собрать генеральную коллекцию стало невозможно.
Приверженцы классики ограничиваются, как правило, определенным периодом или одной страной. В XX веке родился новый вид коллекционирования – тематическое коллекционирование. Тематическая коллекция в корне меняет способ обработки филателистического материала с регистрационного на конструктивный. При этом в коллекцию включаются не только марки с одинаковыми по сюжету рисунками, но и марки, на первый взгляд с данной темой не связанные.
Так, в коллекцию, посвященную фауне, могут включаться не только марки с изображением животных, но и марки с ландшафтами, характерными для обитания тех или иных представителей животного мира, марки с портретами выдающихся ученых-зоологов и т. д. При этом собранный материал располагается не по странам и сериям, а исключительно в зависимости от порядка изложения темы. Не имеет значения, что при этом окажутся рядом выпуски разных стран, а отдельные марки из одной серии разойдутся по всей коллекции. Тематическая коллекция требует творческого, конструктивного, исследовательского подхода. Здесь каждый по-своему может раскрыть свою тему, провести свою мысль. Композиционным стержнем здесь становится своеобразный гипертекст (что-то наподобие сценария, либретто).
И вспоминая юношеские филателистические выставки времен "первой оттепели", я прихожу к глубокому убеждению, что они были предтечей современных педагогических сайтов, а тематические коллекции – ученическими HOME PAGE по интересам: "Вот что я люблю – вот что мне интересно".

Педагогические достоинства филателии

Почти полтора столетия радужный марочный дождь щедро поливает нашу планету. Мальчишки и девчонки (а также их родители) хоть когда-нибудь да испытали восторг и замирание сердца, заглядывая в альбом с марками. Там все так ярко и красочно, все так заманчиво, таинственно и красиво! Бабочки, пальмы, необыкновенные цветы, экзотические животные... А если посмотреть в ЛУПУ?!...
Марка – это художественная миниатюра, своего рода произведение искусства, иногда маленький шедевр. Лучшие художники-графики работают над созданием этих "визитных карточек страны". Многообразны сюжеты, художественная манера автора, способы полиграфического воспроизведения. Так что занятия филателией кроме познавательного имеют очень большое эстетическое значение.
Марка – прекрасное средство для обучения систематизации, причем систематизации по различным параметрам, например по тематике (флора-фауна, спорт, космос и т. д.), по странам, по годам, по сериям, по размеру… Да в конце концов, по внешнему виду (треугольные, квадратные). Умение систематизировать по различным признакам – это общее умение, которым должны владеть все школьники. Филателия обладает колоссальным накопленным опытом систематизации материала. Подготовка рассказа об одной отдельной марке – уже немалый труд. А оформление тематической коллекции, содержащей большое количество различного филателистического материала и снабженной текстами, развивают такие качества, как любознательность, творческое воображение, внимание, трудолюбие, самостоятельное мышление.

Филателия - предтеча информационных технологий?

Процесс подготовки филателистической тематической коллекции очень похож на процесс создания гипермедийного высказывания (например, Web-страницы). Размещение текста и компактных, емких изображений, единый стиль компиляции материала, стремление к лаконичности, безусловно, роднит эти два вида работ.
Сравним процесс подготовки тематической коллекции с процессом создания Web-страницы. И то и другое – проектная деятельность, собирание информации на заданную тему, авторская публикация. И тут и там – конструктивный тип обработки материала: автор - конструктор, "строящий" здание своего проекта из маленьких "кирпичиков". И тут и там решается проблема композиционного оформления, размещения материала на ограниченном поле листа или экрана монитора.
А главное, разрабатывая с детьми тематическую коллекцию (даже не имея компьютера ), вы на самом деле занимаетесь с ними пропедевтикой конструирования компилятивной гипермедийной информационной структуры – основного элемента современных электронных коммуникаций.
В чем же я вижу достоинства виртуальной филателии как пропедевтики коммуникационного дизайна?
Если у вас есть компьютер или хотя бы возможность "ходить в гости к компьютеру", то вы получаете доступ ко всем преимуществам виртуального филателистического кружка.
Вам не понадобятся настоящие марки. А значит, долой денежные затраты, подчас немалые. Некоторые марки и другие филателистические материалы (конверты со спецгашениями, оригинальные почтовые карточки, блоки, сцепки и т. д.) продаются лишь в специализированных магазинах по комиссионным ценам, а иногда их можно приобрести только у нечистых на руку дельцов. Здесь же мы работаем с виртуальными марками на магнитных носителях или даже с их "твердыми копиями", полученными на ксероксе или цветном принтере. Существуют замечательные электронные каталоги марок как на CD-ROM, так и в Интернете. А при помощи сканера вы с ребятами можете создать "альбом" практически по любой теме.
К сожалению, сейчас филателия опять становится весьма элитным хобби. Подготовка настоящей филателистической коллекции регламентирована очень жесткими требованиями филателистических обществ. Сегодня увидеть конечный результат своего труда – экспозицию на настоящей филателистической выставке и тем более претендовать на награды – маловероятная перспектива. Презентация же компьютерного продукта и его оценка происходит по вашим собственным правилам, по оговоренным с ребятами критериям.
Презентация результатов проектной деятельности – обязательное ее звено на заключительном или промежуточном этапе. Одобрение сверстников, учителей и родителей не только необходимо ребятам, но и является пусковым механизмом для дальнейшей самостоятельной поисковой, исследовательской деятельности. Создание коллективных филателистических коллекций – всегда большая воспитательная работа, всегда сотрудничество и сотворчество взрослых и детей. Все вносят посильный вклад в общее дело. Но если филателистическая коллекция в привычном смысле слова вынуждает ребенка расстаться со своей любимой маркой, то виртуальная коллекция не требует таких жертв – она состоит из файлов отсканированных марок, а чувство удовлетворения, причастности к общему делу все равно присутствует. Виртуальная коллекция может модифицироваться практически постоянно, чего не скажешь о листах, на которые приклеены марки и каллиграфическим почерком написан текст. Кроме того, виртуальную коллекцию можно снабдить звуком, мультипликацией и другими эффектами.
Раньше неотъемлемым атрибутом школьного филателистического кружка были пинцеты, ванночки для отмачивания марок, клеммташи, альбомы, монтажные листы, резиновый клей и т. п. Виртуальный филателистический кружок прекрасно вписывается в любую модель учебного процесса, его ресурсы могут составлять одну из "виртуальных машин" на школьном мультимедийном компьютере или в локальной сети таких компьютеров. Компьютер предоставляет возможности классификации и систематизации филателистического материала с помощью современных реляционных баз данных.
Что же может взять виртуальный филателистический кружок от реального (20-летней давности)? Он может и должен взять хорошо разработанную в педагогическом плане парадигму тематического коллекционирования.
Тематическая филателистическая коллекция, ее уже устоявшиеся эстетика, форма – это тот мир, в рамках дизайна которого с помощью технических средств осуществляется организация тематического материала, объединяются в единое целое мультимедийные образы.
Прошедший год был годом 850-летия Москвы. Разумеется, в числе проектов ведущее место заняли проекты, посвященные юбилею. Чего только нет на марках! Выразительные, лаконичные изображения: Московский Кремль, храмы Москвы, новая архитектура, старая Москва. Культурные памятники, Театры и музеи. Московское метро, Олимпиада-80... Чрезвычайно интересно смотрится серия 50-летней давности, посвященная 800-летию Москвы, отмечавшемуся в 1947 году, – на марках послевоенная Москва. Москва Глеба Жеглова и Володи Шарапова. Безлюдные проспекты, редкие автомобили... Марки – зеркало эпохи. Как новые реалии на марках 1997 года – храм Христа Спасителя и герб с Георгием Победоносцем. Современные марки о Москве подчеркивают уникальность нашей столицы как очень красивого старинного и одновременно очень молодого города.
В октябре 1997 года в Центральном выставочном зале "Манеж" проходила Всемирная филателистическая выставка, ставшая значительным явлением культурной жизни нашей страны. Посещение с ребятами этой выставки, просмотр настоящих, "живых" коллекций, а потом экскурсия в Интернет на сайт этой же выставки стали хорошей школой для юных Web-мастеров, а также прибавили несколько новых страничек к нашей виртуальной экспозиции.

КОРОТКО ОБ АВТОРЕ:
Шкурлятьева Марина Леонидовна – преподаватель московской школы №1198