Здравствуйте, уважаемые читатели!
В этом номере речь пойдет о том, как компьютер помогает вашим ученикам осваивать искусство общения.
"Может ли машина мыслить?" - вот излюбленный вопрос, который гуманитарии задают технарям, своим извечным оппонентам в спорах. На страницах нашего журнала мы уже рассказывали о Тесте Тьюринга, который стал для компьютера первым экзаменом на естественность общения с человеком. Строгий экзамен, ничего не скажешь. Но, как заметил в своей статье о тесте Тьюринга Феликс Владимирович Широков, "... искусственный интеллект — это удивительная область знания, в которой сделано уже так много и не сделано почти ничего".
Задолго до того, как компьютер приобрел свой нынешний облик, канадский философ Маршалл Маклюэн заметил: "Школьник чувствует себя сбитым с толку, когда он вступает в среду XIX века, которая все еще характеризует учебное заведение, где информация скудна, но упорядочена и построена по отдельным классифицированным планам, темам и графикам... Эта среда по своей сущности более похожа на любую фабричную структуру с ее инвентарем и сборочными конвейерами".
Уважаемые гуманитарии! Сравните эту беспощадную оценку существующей модели учебного процесса с рассказами своих учеников об экспериментах в Лого-среде или о скитаниях по анфиладам текстов в Интернете.
Наши ученики поняли и приняли главное предназначение компьютера — быть инструментом общения между людьми.
"Пропаганда кончается там, где начинается диалог", писал Маклюэн. "...Вы должны обращаться к первоисточнику информации, а не к посреднику-программисту. Говорить с программистом — это все равно что жаловаться продавцу булочек с сосисками у входа на стадион на плохую игру вашей любимой команды".
Не спрашивайте программиста, может ли машина мыслить. Лучше попросите его разработать еще одну удобную электронную оболочку для так нужного вашим ученикам "говорящего словаря".
Не спрашивайте программиста, как устроена электронная энциклопедия. Лучше объясните ему, как это делается.