Ольга Сигунова

"Как хорошо уметь читать!" Этот детский стишок многие помнят наизусть, но каждый ли знает, что такое "уметь читать"? Каковы критерии эффективного чтения? Это может быть объем усвоенного материала или количество слов, прочитанных за единицу времени. Критерием может быть и время забывания прочитанной информации, характеризующее твердость полученных знаний (мечта любого преподавателя — чтобы его предмет запоминался студентом сразу и на всю жизнь). Кроме того, чтение художественной литературы — не то же самое, что чтение научных работ или публицистики. Поэтому ответ на вопрос, каким должно быть обучение правильному, эффективному чтению, неоднозначен. Даже научив ребенка в пять лет складывать буквы в слоги, нельзя быть до конца уверенным, что он сможет читать правильно. Практика показывает, что большинство учащихся старших классов средней школы не умеют работать с текстом, то есть, читая, систематизировать материал, разделять главное и второстепенное. Работая с художественными произведениями, нынешние учащиеся не улавливают особенности индивидуального авторского стиля, с трудом находят в тексте стилистические фигуры и тропы. Красота языка, изобразительная сила слова являются для многих абстрактными терминами, которые придумали учителя литературы. Но если есть проблема, то обязательно найдется тот, кто предложит ее решение. Именно такая ситуация сложилась сейчас с чтением, а точнее, со скоростью чтения, скоростью потребления человеком информации. В периодической печати и по телевизору то и дело можно встретить рекламу различных центров, обучающих быстрому и эффективному чтению. Из московских, например, наиболее известна "Школа быстрого чтения Олега Андреева". Принято считать, что преимущество методик, используемых для увеличения скорости чтения, в том, что они позволяют параллельно в несколько раз улучшить память и развить мышление. Многих школьников это действительно выручит, даст реальную возможность систематизировать потоки информации, льющиеся со всех сторон, успешно выдержать экзамены и прийти в вуз готовыми к дальнейшему обучению. Однако все это верно для тех, кто уже умел читать — медленно, вдумчиво, постигая мысль автора, пропуская через себя новые сведения. А между тем так читать большинство старшеклассников не умеет. Поможет ли скорочтение в этом случае? Частично да. Но чтение как труд и удовольствие все же останется недоступным для них. Методики, повышающие скорость чтения, позволяют лишь научиться целесообразному усвоению информации. Многозначность и выразительность слова, литература как другая реальность — все это скорее всего останется тайной для новоявленных "быстрочитателей". Часто скорочтение играет даже отрицательную роль: школьник начинает читать "по алгоритму" и "Московский комсомолец", и "Преступление и наказание", не понимая разницы между ними и просто не умея читать по-другому. Поколение, и так зажатое рамками массовой культуры, культуры "унисекса", становится еще более ограниченным, лишаясь возможности познания внутреннего и внешнего мира посредством чтения. Так что прежде чем обучать детей быстрому чтению, необходимо убедиться, что зерна упадут в благодатную почву, иначе вместо пользы будет вред, вместо эрудированных, развитых, готовых к дальнейшему обучению выпускников можно получить ограниченных, не любящих читать, бездумных потребителей информации. Суть большей части методик быстрочтения сводится к тому, что человек скользит взглядом по тексту вертикально, захватывая строки боковым зрением. При этом подавляются "вредные привычки" — такие, как регрессии (возврат взгляда к началу строки) и артикуляция (проговаривание текста про себя). Кроме того, читатель учится на подсознательном уровне выделять из текста главное, фабулу (этот термин применим и к текстам научно-технической либо информационной направленности). Примем для начала за аксиому тот факт, что методика скорочтения применяется лишь для информационно насыщенных текстов — таких, как газетные и журнальные материалы, научная и техническая литература. Здесь появление системы обучения скорочтению в виде пакета компьютерных программ совершенно логично. Автором одного из таких программных продуктов стала московская компания "Зеленый Остров". Эта программа распространяется на компакт-дисках и не требует процедуры инсталляции. Системные требования по нынешним временам довольно скромные — 5 Мбайт свободного пространства на жестком диске, 12 Мбайт оперативной памяти и звуковая карта. К очевидным плюсам программы следует отнести то, что отсутствие звуковой карты не влияет на работоспособность программы (хотя, безусловно, для изучения методики звук необходим). А вот требования к операционной системе — Microsoft Windows 95/98 — соблюдаются программой неукоснительно. Попытка запуска под управлением ОС Microsoft Windows NT 4.0 к успеху не привела — программа выдала несколько сообщений об ошибках и потеряла добрые две трети своей функциональности. Следующее жесткое требование — разрешение экрана 800х600 при 256 цветах. Именно при таких параметрах экран меньше всего утомляет. Для диалоговой программы существенным моментом является удобство навигации. Анимированный "игровой" интерфейс красив и в основном эргономичен, но практически полное отсутствие дополнительных ручных настроек (особенно в режиме работы с текстом, где невозможно даже увеличить размер шрифта) заставляет перенапрягать зрение. Не лучшим образом сказывается и отсутствие on-line помощи: для того чтобы получить справку, необходимо выйти из режима упражнения, а функциональное предназначение многих пиктограмм можно установить лишь эмпирически, всплывающие подсказки для них отсутствуют. А вот чем действительно могут похвастаться разработчики программы, так это великолепной электронной библиотекой (она поставляется вместе с программной оболочкой). В состав этой библиотеки входит, например, известное многим сочинение Джерома Клапки Джерома "Трое в лодке, не считая собаки" и еще ряд произведений, которые интересны сами по себе. Тексты литературных произведений хранятся в формате MS Word. Остается открытым один вопрос: не входит ли наличие художественных произведений в противоречие с принятым в школах быстрочтения постулатом о необходимости "информационной насыщенности" текстов для быстрого чтения? Одна из наиболее существенных проблем программы — неудачная реализация упражнений на развитие внимания и периферийного зрения. В первую очередь это относится к упражнению "Таблица Шульте". Методика, в соответствии с которой предполагается выполнять это упражнение, подразумевает концентрацию внимания на зеленой точке, размещенной в центре прямоугольной матрицы чисел — таблицы, а искать последовательные целые числа от 1 до 25 (они располагаются случайным образом) рекомендуется периферийным зрением. Попытка выполнить это упражнение приводит к быстрой усталости глаз, вплоть до головной боли. Не совсем удачным кажется предложение авторов медитировать, глядя на экран компьютера (картинку для медитации можно выбрать из довольно широкого набора). Дело в том, что медитация подразумевает полное расслабление организма; отдыхать при этом должны и глаза. Однако добиться расслабления глазных мышц, сидя за монитором, практически невозможно: скорее всего, в комнате окажется второй источник света, отбрасывающий блик на поверхность экрана. И хотя человеку кажется, что свечение монитора полностью перекрывает яркость паразитного источника, глаз непроизвольно реагирует на его наличие, постоянно выбирая из двух источников света наиболее сильный и фокусируясь на нем. Система гашения прочитанного текста, которая реализована в программе весьма удачно, принесет ученику несомненную пользу при освоении как интегрального, так и дифференциального алгоритмов скорочтения. Что же касается самой методики скорочтения, то она в программе представлена достаточно объемным описанием, оценить полноту которого сложно (в быстром чтении существует несколько различных конкурирующих методик, в каждой из которых есть что-то свое — какие-то упражнения, подходы, не представленные в остальных). По крайней мере, ответы на основные вопросы, возникающие у ученика, это описание содержит. Кроме того, предложен весьма обширный список литературы. Изучение этих источников позволяет дополнить описание методики, предлагаемое разработчиками. Найдет ли эта программа свое место в школе? Я считаю, что человек должен пройти полный путь в познании литературы, а уж затем самостоятельно сделать выбор, чем поступиться: скоростью чтения во имя красоты слова либо мощью русского языка ради оперативного усвоения информации. Лишь сделав выбор в пользу самоценности "поглощения" информации, программный продукт "Зеленого Острова" можно использовать в качестве дополнительного инструмента для заочного изучения скорочтения (при наличии методических руководств и инструктора).

КОРОТКО ОБ АВТОРЕ:
Сигунова Ольга Юрьевна - преподаватель русского языка и литературы, s_v@mail.ru.