Здравствуйте, уважаемые читатели! В этом номере речь пойдет о том, как рождаются образы, бесчисленные грани воображаемых и наблюдаемых миров. 01_01.JPG Философ Платон рассуждал о мире идей, искал отражение идей в совершенных формах. Совершенство Платоновых тел влечет к себе всех тех, чей рабочий инструмент – Воображение. Тем же, кому инструментом служит Наблюдение, придутся по душе слова Леонардо да Винчи: "[Геометрия и арифметика] … распространяются только на изучение прерывных и непрерывных количеств, но не трудятся над качеством – красотой творений природы и украшением мира". Слова эти взяты из работы да Винчи "Спор живописца…". Оборвем заглавие рукописи многоточием – здесь ревность гения, воспевающего искусство живописи, распространяется на всех тех, кто возводит в абсолют точность измерений и воспроизводимость результатов. Алан Тьюринг первым взглянул на экран компьютерного монитора как на чистый лист, где могут появиться и ожить образы. Айвэн Сазерленд создал первую графическую рабочую станцию – компьютер TX-2. Компьютер стал инструментом для инженера и художника. 01_02.JPG Сорок лет прошло с тех пор, как компьютер TX-2 впервые заработал. А двадцать лет назад машина была демонтирована. Компьютерщики, наверное, большие идеалисты по натуре – жить в платоновом мире идей увлекательнее, чем в мире вещей, так быстро становящихся пыльными экспонатами. Сегодня мы наблюдаем на экране монитора (или на серебристой поверхности демонстрационного экрана) за образами, созданными мастеровыми воображения – математиками, художниками, дизайнерами, – и за образами, созданными природой. Математики не перестают искать "формулы красоты", и мы узнаем о совершенных шрифтах Дональда Кнута и о кривых Пьера Безье, любуемся топологическими мирами Анатолия Фоменко и фракталами Бенуа Мандельброта. 01_03.JPG Физики и биологи, астрономы и химики сегодня свободно оперируют компьютерными образами: образы могут отражать их наблюдения и гипотезы, но образы могут рождаться и как отражение свойств построенных ими моделей ненаблюдаемого (основатель квантовой механики Вернер Гейзенберг положил пределы возможностям наблюдателя). А ведь началось все почти две с половиной тысячи лет назад с размышлений Платона о совершенстве некоторых тел. Но лишь с появлением на свет компьютера, получившего название графической рабочей станции, миры образов стали беспрестанно множиться, складываясь в образы мира.