Юлия Кушель,
Татьяна Сафонова

Наконец-то появился журнал, на страницах которого можно обсудить проблемы компьютеризации школы, поделиться опытом. В нашей школе № 1158 первые компьютеры появились в 1988 году, а уже с 1989 года мы начали работу по программе эксперимента "Психолого-педагогический дизайн обучающих программ". Эксперимент проводился совместно преподавателями и студентами МПГУ им. В. И. Ленина, сотрудниками лаборатории экспериментальных исследований процесса формирования личности школьника в условиях научно-технического прогресса АН и АПН СССР и учителями нашей школы. Была поставлена сложнейшая по тем временам задача – найти возможности обогащения учебной среды, ее интеллектуального фона, с помощью компьютера. Мы выбрали модель "полного погружения": семиклассники могли использовать компьютер в течение месяца на большинстве уроков. Сотрудники исследовательской группы наблюдали за тем, как по ходу эксперимента трансформируется отношение школьников к учебе, учителям, как изменяется их ориентация на профессиональную деятельность. Руководили экспериментом профессор Е. К. Годунова и доцент И. Д. Демакова. Конечно, поставленные задачи удалось решить не в полной мере, однако студенты и учителя разработали 18 обучающих программ – по русскому языку, математике, истории, географии, английскому и французскому языкам… "Платформой" для наших разработок стали популярные в те годы болгарские персональные компьютеры "Правец-8". Организаторам эксперимента приходилось выполнять также и просветительскую функцию; очень нелегко было убедить учителей, особенно гуманитариев, использовать компьютеры на своих уроках. На этом пути мы смогли сломать очень мощный психологический барьер. В последующие годы число учителей, желающих участвовать в работе по составлению обучающих программ, значительно увеличилось, и к 1992 году были разработаны программы практически по всем школьным дисциплинам. В ходе реализации проекта "Пилотные школы" наша школа одной из первых в Москве получила 12 машин IBM PC/AT. Этот факт, сам по себе положительный, поставил перед участниками эксперимента серьезные вопросы. Нам пришлось во многом переоценить сделанное, соотнести возможности разработанных нами программ с возможностями электронных учебных пособий профессионального уровня. В итоге нам удалось определить собственную нишу в потоке фирменных и "самодельных" обучающих программ. Сегодня в нашей школе действует два компьютерных класса: в одном из них – 13 машин 386/DX, а в другом – 24 машины 486/DX, объединенных в сеть.. Программа курса по информатике охватывает все годы учебы в школе. Мы продолжаем использовать компьютеры в общеобразовательных курсах, проводим с помощью компьютеров психологическое тестирование и мониторинг. Сегодня ведущей для нас остается идея педагогической целесообразности использования компьютера в образовании. Она противостоит так называемому "технократическому" подходу, пониманию компьютера как нового технического средства обучения, необходимого для достижения сугубо дидактических целей – приобретения новых знаний, выработки специфических умений и навыков. Гораздо важнее, на наш взгляд, формировать у школьников положительное отношение к учебе, развивать их интеллектуальные способности. Именно эти задачи и ставятся нами на первое место при выборе тематики и формы проведения компьютерных уроков. Не секрет, что большинство фирменных программных средств, в особенности мультимедийных, разработаны людьми, которые либо вообще не имеют педагогического образования, либо давным-давно не работают в школе. В результате многие из этих программ, охватывающих зачастую тот или иной школьный курс, практически не адаптированы к применению в условиях школы – они предназначены для самостоятельной работы школьника на домашнем компьютере. Мы не стремимся конкурировать с создателями таких программных продуктов и используем их разработки там, где это целесообразно. Однако именно учителям-практикам как нельзя лучше известны наиболее трудные, проблемные разделы школьного цикла, которые требуют повышенного внимания, выполнения большого количества упражнений. Именно эти разделы становятся контекстом для проведения компьютерных уроков. Среди используемых нами методических разработок особо следует выделить дидактические игры. Основная их цель – повышение учебной мотивации школьников. Компьютер помогает создать внешнюю, косвенную мотивацию. Это важно в тех случаях, когда ученику приходится выполнять большое количество однотипных упражнений. Мы используем несколько игровых алгоритмов: среди них – "Компьютер угадывает...", "Четвертый лишний", сборка шарад. Применение этих алгоритмов прекращает работу на уроке в привлекательное для ребят занятие: такие уроки приобретают исследовательский характер. Программы дидактических игр лишены броского оформления, звуковых и анимационных эффектов, если нет в том нужды. Важной чертой дидактических игр можно считать их тиражируемость – на основе каждого из алгоритмов составлены игры по разным предметам. Предлагаем вниманию читателей некоторые из созданных и используемых в нашей школе программ по курсам естественно-математического и гуманитарного циклов. Учителями истории О. Ю. Фаттах и Н. Е. Алексеевой разработан целый ряд контролирующих, информационных и игровых программ, которые они активно используют на своих уроках.

07_01.jpg

56 задач на доказательство с одним рисунком (автор – Е. К. Годунова).
Программа по геометрии для 7-8 классов включает тренировочные модули различной сложности на доказательство равенства и подобия треугольников, а также блок для самостоятельного составления учащимися задач на доказательство разной сложности.

07_02.jpg

Дидактическая игра на координатной плоскости (авторы – Т. А. Сафонова, Ю. А. Кушель).
Программа позволяет в игровой форме отработать навык нанесения точек на координатную плоскость и обратное действие – определение координат точки. Точки, которые предлагает компьютер, выбираются не случайным образом, а образуют определенный рисунок. Таким образом, интерес к результатам "внешней" деятельности – построению рисунка – с лихвой компенсирует однообразие выполняемых упражнений (10-15 для каждой фигуры). Программа предусматривает и другой вариант игры. Здесь на координатной плоскости разбросаны буквы, составляющие фразу, и компьютер предлагает определить их координаты.

07_03.jpg

Дидактическая игра "Компьютер угадывает схему" по теме "Виды соединения проводников. Закон Ома"(авторы – А. Н. Ильина, Ю. А. Кушель).
Учащемуся предлагается выбрать одну из шестнадцати представленных на экране схем соединений проводников. Далее он отвечает на вопросы типа "одинаковы ли токи через все резисторы?", "одинаковы ли напряжения на всех резисторах?" и др., требующие двоичного ответа. В результате, если все ответы правильные, программа "угадывает", какая схема была задумана; если же задуманная и определенная программой схемы на совпадают, то указывается, при ответе на какой вопрос учащимся впервые была допущена ошибка. В основе работы программы лежит схема двоичного дерева, в которой для определения одной из 16 схем требуется задать четыре вопроса, для выбора одной из 32 схем – пять вопросов и т. д. По аналогичному алгоритму составлены игры по темам "Свойства квадратного трехчлена", "Координаты отрезков", а также по некоторым темам курса русского языка. Алгоритм игры разработан проф. Е. К. Годуновой.

Решение задач на свойства параллелограмма (автор – Р. В. Юдина).
Развернутая система разноуровневых задач по теме, включающая справочные материалы.

07_04.jpg

Игра "Склонение существительных" для начальной школы (авторы – И. В. Носкова, Ю.. А. Кушель).

Здесь в игровой форме отрабатывается умение определять склонение и род имен существительных.

07_07.jpg

Пакет программ по географии России (авторы – В. Б. Пятунин, Ю. А. Кушель и др.).

В составе пакета – тренажер "Определение основных климатических показателей", комплексная программа-урок по теме "Солнечная радиация" и программа, моделирующая последствия строительства плотины гидроэлектростанции. Последняя предусматривает проведение комплекса уроков, включающих обсуждение как собственно географических, так и социальных проблем строительства.


Мы уже говорили, что не стремимся конкурировать с профессиональными программными пакетами или изобретать велосипед, дублируя имеющиеся разработки. Наш козырь – профессиональный методический и психолого-педагогический подход к разработке программ. Мы стремимся учитывать возрастные особенности школьников, специфику проведения компьютерного урока – его организации, изменения целевых установок, изменения роли учителя и ученика. При разработке новых программ одновременно с Windows-версией мы разрабатываем версию каждой программы для компьютеров класса IBM PC/AT 286 с монитором VGA. Это обусловлено тем, что большинство школ, даже в Москве, не имеет возможности работать с Windows-программами, особенно в сети; мы же стараемся проводить обмен программными разработками с другими школьными коллективами, для чего необходимо свести к минумуму требования к конфигурации используемых компьютеров. Летом 1999 года исполняется десять лет с момента запуска проекта "Психолого-педагогический дизайн обучающих программ". За это время сильно изменился состав его участников. Сменилось три поколения компьютеров. Компьютерные обучающие программы сегодня сильно отличаются от программных средств десятилетней давности. Однако многие идеи, заложенные тогда, и в настоящее время сохраняют высокий методический уровень. Коллектив школы № 1158 планирует издать сборник, посвященный итогам и перспективам осуществления компьютерных проектов. Всех коллег, заинтересованных в обмене методическими разработками, мы приглашаем к общению и будем рады видеть у себя.

КОРОТКО ОБ АВТОРЕ:
Кушель Юлия Андреевна – кандидат географических наук, старший преподаватель МПГУ, программист школы № 1158.
Сафонова Татьяна Анатольевна – заместитель директора по информатизации, учитель математики и информатики школы № 1158
(тел. 310-67-09, E-mail: colonel@mtu-net.ru, Адрес школы: 113648, г. Москва, Чертаново Северное, корпус 809).