Анна Шмелева

В самом конце марта в Москве под российским, американским, белорусским и украинским флагами прошла конференция "От открытой школы – к открытому обществу". Она подвела итоги первого и второго этапов Программы межшкольных связей по Интернет, осуществляемой российской благотворительной организацией "Проект Гармония" совместно с американской некоммерческой организацией "Project Harmony" при поддержке Института "Открытое общество" Дж. Сороса. Среди образовательных учреждений, выигравших на разных этапах участие в Программе, оказались Бийский лицей, одесская Мариинская гимназия, школы Перми, Краснодара, Пскова, Иркутска; лингвистическая гимназия города Улан-Удэ, школа-интернат в Петрозаводске и другие. Координаторы сетевой работы и "предметники" из этих школ встретились на конференции после года активного заочного Интернет-сотрудничества.
Напомню (см. также статью Елены Ястребцевой, "КвШ" №3 за 1998 год), что в рамках Программы школа получала выход в Интернет и бесплатный доступ в течение года, а также информационную и методическую поддержку. Опыт двух лет работы показал, что с подключением к сети в школе, хотя и не сразу, начинаются необратимые процессы информатизации. Некоторые школы в связи с финансовыми трудностями впоследствии теряли выход в Интернет, но эта потеря и учителями, и детьми рассматривалась уже как временная. Две трети поставленных на карте "точек" живут, самостоятельно отыскивают спонсоров, принимают участие в дальнейших сетевых конкурсах и проектах.
Лучшим способом организации открытого доступа в Интернет оказалось размещение "точки" не в кабинете информатики, а в школьной библиотеке. Так уж повелось в наших школах, что дверь кабинета информатики (как правило, железная) большую часть суток бывает заперта. А вот в библиотеке до поздней ночи кипит жизнь, сюда приходят и старшеклассники, и малыши, и учителя, и даже иногда родители. К тому же и опыт библиотечных работников по систематизации "источников знаний" оказался очень ценным. Словом, от библиотеки до медиатеки, а там и до центра Интернет – два шага. После этого школа может стать центром телекоммуникационной работы в своем городе, даже области, как это было в Петрозаводске или в городе Кызыле Республики Тува. В идеале (хотя, конечно, это довольно спорное мнение!) информатика в школе вообще не должна быть особым предметом, а компьютеру в учебном процессе больше всего подходит то же вспомогательное место, что и в жизни. Это универсальный инструмент и вездесущий помощник. Каким бы ни был проект в сети, он автоматически объединяет знания по различным дисциплинам: это информатика (разумеется!), русский язык (а как иначе, страничка должна же быть написана грамотно!), изо (а разве без художественных способностей можно вообще оформить сайт?), иностранный язык (в случае контакта с зарубежными коллегами) и, наконец, сама тема проекта. А темы более чем 70 авторских проектов, разработанных учителями школ-участниц Программы, таковы: литература, история, математика, информатика, экология, биология, химия, физика, технология, английский, немецкий и русский язык, география, астрономия, социальные науки, валеология, психология, политология, правоведение, экономика, дизайн и так далее. Тематика школьных работ в Интернет охватила всю обязательную учебную программу и вышла за ее пределы, предлагая материалы для факультативных занятий и досуга. Даже преподаватели физкультуры и военной подготовки не остались в стороне. Так, В. В. Крамарев из иркутского лицея № 1 (licei@baikal.ru) провел проект под интригующим названием "Не спи – замерзнешь", посвященный способам пребывания и ориентирования (иными словами, выживания) на природе. Проект интересный и в условиях Сибири – актуальный.
Потрясающие возможности открываются перед преподавателями английского и немецкого языков. Среди представленных на конференции проектов было немало двуязычных, например, иркутские "Пословицы и поговорки" или краеведческие работы пермской школы-лицея № 26. Лицей народной дипломатии города Сыктывкар ведет совместные проекты со школьниками Франции и Канады. Даже простейшая форма сотрудничества – переписка по электронной почте – дает ребятам полезный практический опыт. Не так давно аутентичные материалы были редкостью и прямо-таки сокровищем для педагога; теперь те времена безвозвратно прошли. К примеру, Е. И. Дмитриева из московского УВ(Т)К № 326 (school@ort.ru) приводит список из двух десятков сайтов, полных ценными для уроков немецкого языка материалами. Сеть позволяет не только изучать современный язык, но и заглянуть в повседневную жизнь другой страны. Расписание поездов, меню ресторана или театральная афиша из далекого города могут рассказать неожиданно много.


Подробности о Программе межшкольных связей по Интернет можно узнать по адресам: www.projectharmony.org и school-sector.relarn.ru

Однако, наверное, больше всех от выхода в Интернет выигрывает география. Из сухой и скучной дисциплины она становится живой. Посетив личные странички ребят из Перми, познакомившись с работой детского "Экологического содружества" или прочтя последний выпуск сетевой газеты "Сибирячок", начинаешь смотреть на карту России совершенно другими глазами!
Не обошлась конференция и без обсуждения вечных тем. Имеются в виду красота и гармония, на этот раз как критерий оценки оформления Интернет-страниц. Не секрет, что такое огромное нецензурованное (или недостаточно цензурованное) пространство, как Интернет, не может не вызывать, особенно у людей ответственных, некоторого тревожного недоверия. Впрочем, если уж быть до конца честным, традиционная компьютерная пресса тоже не без грешка... Редко ли бывало, что учитель информатики приносит в школу журнал, а учитель русского языка и литературы рад бы журнальчик от детей спрятать? Так стоит ли жестко ограждать ребят от безвкусицы – или, напротив, пусть они движутся к художественному и литературному мастерству самостоятельно? Насколько их детские ошибки страшны и насколько они неизбежны? Должна ли, образно выражаясь, каждая девчонка хоть раз воспользоваться зеленой помадой? Дискуссию на эту тему спровоцировало выступление А. Н. Медведева из карельского городка Медвежьегорска.
Как это бывает всегда в случаях, когда каждый затронут за живое, спор об эстетике Интернет получился острым. Но точку в нем поставил Артемий Лебедев, прибывший на конференцию для проведения семинара по Web-дизайну. Мастер-класс известного московского дизайнера стал дорогим подарком для всех участников и гостей конференции.
Мнение маэстро было однозначным: безвкусице – бой! Но... Лучший способ формирования сетевой культуры – это никоим образом не запреты. Гораздо эффективнее посещение лучших мировых образцов Web-дизайна. Найти их нетрудно, благо конкурсы Web-сайтов проводятся регулярно и результаты публикуются. А лучшее "противоядие" от увлечения чрезмерно сложными художественными эффектами - это "посмотреть на себя со стороны", то есть попытаться открыть свою страничку с компьютера, расположенного хотя бы в другом конце города. В Web-дизайне эстетические требования тесно переплетаются с техническими, их надо ясно представлять себе для того, чтобы добиться успеха.
Конечно, никак было не удержаться от вопроса: а что скажет маэстро о сайте "Школьный сектор" (http://school-sector.relarn.ru)? Сайт был подробно рассмотрен и подвергся некоторой критике, так что к моменту выхода этой статьи его оформление слегка изменится в лучшую сторону. Впрочем, важные перемены произошли там уже к началу конференции: постоянных "жителей" "Школьного сектора" стало трое. У Таньки (видимо, скучно им стало с Ефимычем!) появился приятель Петька, посвятивший себя благородному делу защиты прав детей.
Ответив на три десятка вопросов, Артемий Лебедев заметил, что "Интернет не знает таких понятий, как столица и провинция. Совершенство может быть достигнуто в любой точке Земли независимо от ее географического положения. Сеть для того и существует, чтобы люди свободно общались друг с другом, несмотря ни на расстояния, ни на какие-либо границы".