Елена Африна

Первые компьютеры – БК-0010 – появились в нашей гимназии (тогда еще в школе № 67) в 1985 году, в это же время в старших классах началось преподавание информатики. Через два года десять московских школ (и среди них наша) начали разработку и эксплуатацию первой в стране экспериментальной межшкольной сети MoSTNet (Moscow School Telecommunication Network) в рамках проектов "Школьная электронная почта" и "Нью-Йорк - Москва". Участие в этих проектах позволило нам не только познакомиться с использованием новых информационных технологий, но и привело к появлению новых направлений в работе. С тех пор, конечно, многое изменилось как в техническом оснащения гимназии, так и в целях и задачах преподавания информатики; появились новые программы, разработаны интегрированные учебные курсы, иначе стали решаться и некоторые методические проблемы. В настоящее время компьютерами разных типов (БК 0010, "Ямаха", "Корвет", ДВК, IBM PC 286, IBM PC 386, IBM PC 486, IBM PC 586) оснащены кабинет директора гимназии и учительская, библиотека, два кабинета информатики, три кабинета физики, кабинеты химии, электроники, машинописи, географии, биологии, математики, русского и английского языка. Наличие такой исключительно разнообразной аппаратной базы дает большую "идейную" свободу, но и создает часто массу проблем. Увеличение числа учителей и учащихся, пользующихся электронной почтой, привело к тому, что единая локальная сеть для нашей гимназии стала насущной необходимостью. Локальные сети существовали у нас и прежде в каждом из кабинетов информатики. В начале 1996 года все гимназические аудитории, располагающие компьютерами IBM, были связаны единой локальной сетью. Общая архитектура данной сети выглядит следующим образом: имеются общешкольный файловый NOVELL-сервер и почтовый UNIX-сервер, предоставляющий стандартные сетевые услуги (telnet, ftp и др.). К этим серверам подключены локальные сети кабинетов информатики, физики и электроники. Все административные машины подключаются как рабочие станции. Таким образом открытая архитектура сети позволяет не только подключать все вновь появляющиеся машины, но также иметь доступ к "главному" серверу с удаленных станций через модем (данный аспект для гимназии является актуальным, поскольку многие учащиеся и преподаватели имеют дома ПК).

06_01.gif 06_02.gif 06_03.gif 06_08.gif

В свое время наша гимназия одной из первых попыталась использовать возможности телекоммуникации не только в проектной работе, но и в учебном процессе, пытаясь найти наиболее интересные и эффективные приложения для ПК. На кафедре физики и информатики были разработаны и введены в учебный план новые интегрированные курсы: – естествознание + информатика + технология, или "Основы естественнонаучных исследований" для 5-6-х классов (авторы курса – кандидат физ.-мат. наук Африна Е. И., кандидаты пед. наук О. Б. Медведев и А. Ю. Уваров); – физика + информатика + электроника для 10-11-х классов с углубленным изучением физики (автор курса – заслуженный учитель школ РФ А. А. Чеботарев). Систематическая подготовка квалифицированного пользователя ПК начинается с 5-го класса. На протяжении трех лет учащиеся получают базовые знания по работе с компьютером, изучают и учатся применять столь действенные программные средства, как текстовый и графические редакторы, электронные таблицы, электронная почта. Важную роль здесь играет разработанный нами интегрированный курс естествознания для 5-6-х классов, при изучении которого учащиеся активно используют ПК, поскольку данный курс предполагает обязательность его координации с программой по информатике и использование навыков работы с компьютером для подготовки "научных отчетов и публикаций" будущих экспериментаторов, а также для работы в сети и обмена полученными результатами с учащимися других школ. Наша гимназия – многопрофильная. Старшие классы, начиная с 8-го, ориентированы по четырем направлениям: математическое, физическое, биолого-химическое и гуманитарное. Начиная с 8-го класса каждый "профиль" работает по собственной программе, с собственными приоритетами в освоении компьютера, а также с определенной "привязкой" курса физики и информатики к профилю класса. Компьютер "в руках учащихся" не должен являться самоцелью - это лишь средство, инструмент, без которого ни один выпускник в современном обществе не сможет обойтись. Наша задача - дать учащемуся необходимую и достаточную инструментальную базу, которая пригодится ему в дальнейшем. И если для кого-то компьютер станет мощной составной частью его исследовательского оборудования, условно говоря, рычагом, который перевернет мир, то для кого-то навсегда останется лишь весьма удобной и практичной "пишущей машинкой". Традиционному для информатики программированию отдают дань прежде всего математические классы. Они осваивают различные языки программирования (Бейсик, Паскаль и др.), занимаются разработкой и реализацией алгоритмов, разрабатывают и отлаживают собственные программы. В частности, это обучающие и развивающие программы, применяемые впоследствии на различных уроках. Программа по информатике для физических классов согласована с курсом физики. При этом наряду с традиционно изучаемыми вопросами значительное время отводится спецкурсу по электронике. Разработанные на кафедре физики и информатики довольно простые и надежные конструкции различных электронных приборов и датчиков, подключаемых к ПК, позволяют проводить лабораторные работы с использованием компьютера не в качестве большого калькулятора, а как с физическим прибором, имеющим очень широкие возможности. С помощью специально разработанных датчиков (температуры, давления, тока, напряжения, перемещения, освещенности и др.), подключаемых к различным экспериментальным установкам, компьютер в автоматическом режиме проводит сбор и обработку получаемых данных и может вывести результаты на экран в виде таблиц, диаграмм, графиков. Все программы для ПК подготавливаются самими учащимися. Результаты их исследовательской работы обсуждаются на наших школьных конференциях и публикуются в журнале "НИИ 1567". Таким образом, физические классы занимаются прикладной, практической информатикой, наполненной реальным физическим содержанием и смыслом. Система работы по информатике с учащимися биолого-химических классов ориентирована на дальнейшее совершенствование подготовки грамотных пользователей ПК и предусматривает более детальное знакомство с компьютером, операционной средой, текстовыми и графическими редакторами, с интегрированными системами и с системами телекоммуникаций. Большое внимание уделяется выработке у учащихся навыков реферативной работы. Это позволяет привить ребятам навыки работы с литературой, а также проведения научных диспутов, подготовки устных выступлений и письменных рефератов. Биология, химия и физика - науки экспериментальные, но далеко не всегда в ходе учебного процесса возможно проведение эксперимента. Поэтому важное значение приобретает задача моделирования некоторых экспериментов с помощью компьютера, обработка на ПК результатов измерений и расчет погрешностей лабораторных работ, проведение демонстрационного эксперимента в режиме реального времени – это основные направления использования ПК в нашей гимназии.

06_04.gif 06_05.gif 06_06.gif

Но, согласитесь, сложно ожидать от будущего историка или филолога свободного владения премудростями Бейсика или Паскаля, ибо, как сказал поэт, "дело Моцарта играть на скрипке – играть в хоккей с шайбой Моцарту вовсе не обязательно..." Поэтому работа по информатике с учащимися гуманитарных классов ориентирована на подготовку грамотных пользователей ПК и предусматривает более детальное знакомство с компьютером и операционной средой, с текстовыми и графическими редакторами, с интегрированными системами и с системами телекоммуникаций. Освоение этих программных средств тесно переплетается с другими предметами. Так, в гуманитарных классах электронная почта практически используется при изучении английского языка, активно используется ПК в гуманитарных классах и при изучении естественнонаучных дисциплин: уже несколько лет практикуется реферативная работа с гуманитарными классами по курсу физики. Используя полученные на занятиях по информатике навыки работы с текстовым и графическим редакторами, учащиеся готовят тщательно оформленные рефераты, в которых физика рассматривается как часть мировой культуры. Компьютеры нужны не только в учебной работе. Компьютерные классы успешно и много используются также для работы кружков. Ученики в определенные дни после занятий имеют свободный доступ к машинам – для работы по своим заданиям, для отправки писем по электронной почте и др. Сейчас в гимназии активно используются услуги сетей RELCOM. В 1995 году гимназия получила доступ к ресурсам Интернета (правда, пока по телефонной линии) через узел TECHNO, что не позволяет полноценно использовать образовательные ресурсы Интернета. Наши ребята участвуют в работе международного движения по экологии – GLOUB и GAKKOS (Япония). Учащиеся 9-го "Б" класса по итогам этой работы были приглашены в Хельсинки на международный семинар ЮНЕСКО, где представляли не только нашу гимназию, но и являлись представителями единственной на этом семинаре российской школы. В настоящее время в нашей гимназии создается электронная сетевая энциклопедия. Идея ее родилась из необходимости разработки дополнительного материала к курсу естествознания для 5-х классов. Материалы были оформлены в электронном виде, а логическое завершение идея получила благодаря возможности электронного доступа к материалам посредством созданной сети. Тексты и сопровождающие их рисунки, составляющие базу данных этой энциклопедии, подготавливаются учителями и учащимися. С 1998 года в гимназии круглосуточно работает школьный сервер, который позволяет связываться и пользоваться школьной базой данных непосредственно из всех учебных кабинетов и из квартир учеников или учителя (конечно, при наличии у них компьютера, модема и телефона). База данных школьного сервера содержит систематизированную информацию по различным предметам. В нее включены,например, такие материалы: – динамическая информация по работе кафедр гимназии; – информация о жизни гимназии (о гимназических праздниках, о планах на ближайшее время и т. д.); – материалы вступительных экзаменов по различным предметам различные вузы Москвы; – вопросы билетов школьных выпускных экзаменов по различным предметам; – темы рефератов по различным предметам; – доклады, рефераты, выступления школьников на различных школьных и внешкольных семинарах и конференциях; – материалы очных и заочных олимпиад и конкурсов; – описания некоторых лабораторных и практических работ; – темы заданий по информатике и примеры готовых работ разных лет; - тематические списки дополнительной литературы по различным предметам; - списки произведений для внеклассного чтения; - конспекты лекций по различным темам различных предметов; - прочее. В качестве программного обеспечения для школьной станции использован пакет программ UUPC версии 6.14 для DOS (доработанный выпускником гимназии Рогозиным В. в соответствии с конкретными условиями его использования). Данный пакет предназначен для работы с электронной почтой в сети RELCOM или в любой другой сети, использующей протокол uucp-g для передачи данных по телефонным линиям. Основными доработками для этого пакета стали изменения, связанные с организацией файловых серверов, и написание программ для обработки запросов пользователей сети, приходящих на эти серверы. Каждый конкретный пользователь сети зарегистрирован, на головной машине лежит информация о его регистрационном имени и пароле. При регистрации пользователю выдается инсталляционная версия пакета программ UUPC версии 5.06 для DOS, настроенная для работы в сети в качестве пользователя и имеющая подробные описания по ее применению. Данная версия используется потому, что она займет на диске пользователя меньше места, чем версия 6.14, которая хотя и имеет ряд преимуществ, важных при ее работе в качестве программного обеспечения для головной машины, но не приемлема для машины пользователя в нашей сети. В нашей работе нам активно помогали и помогают наши друзья и коллеги. Перечислим лишь некоторых из них - не обижайтесь, если назовем не всех: лаборатория Научного совета по комплексной проблеме, Кибернетика РАН "Телекоммуникации в образовании", МПГУ (Москва), Барнаульский Государственный педагогический университет, Региональная образовательная сеть Алтая - РОСА, Алтайский краевой институт повышения квалификации работников образования, центр "Байтик" в г. Троицке, ИНТ, а также гимназия № 1543, школы № 1129, № 731, школа-лаборатория № 363 г.Москвы, школа ОРТ, рязанская школа № 14, барнаульская школа № 55, красноярская школа № 106, Крымская летняя школа телекоммуникаций в Симферополе и Судакский лицей, омская Летняя академия естественных наук и другие. В совместных телекоммуникационных проектах принимали участие и наши зарубежные коллеги: Гавайский университет (проф. Дональд Янг), центр "Мировые достижения в образовании для американских школ" (проф. Петер Моксей), университет штата Айова (проф. Глас) и другие.

06_07.gif

Найти нас проще всего в сети. Наша школьная интернетовская страничка размещена на WWW-сервере с адресом: http://www.accessnet.ru/lp/school1567 и на FTP-сервере с адресом: http://ftp.techno.ru/pub/school/Gum1567. E-mail:eafrina@sch67.msk.su.