... Есть темы, которые очень любят обыгрывать в печати, такие как объемы продаж, контракты, проценты рынка и прочее. Подобные чтения навевают сон, вероятно, потому что пускать пыль в глаза изобилием цифр принято в рекламных целях. А отношение к рекламе у россиян вполне однозначное. Предлагаемый материал не содержит ни цифр, ни перечня именитых партнеров. Это просто рассказ об одной хорошо известной российской фирме, производящей обучающие программы. Рассказывает Павел Жданович, заместитель директора компании "Физикон". Интересно может быть то, что мы сотрудничаем с разными организациями, в том числе, международными, и у нас есть некий опыт, позволяющий оценить, какие направления деятельности производителей программного продукта "там" представляют интерес, и какое направление может оказаться перспективным, как на отечественном, так и на зарубежном рынке.
Кроме того, есть интерес к тому, как все это развивается на Западе. Я постараюсь обзорно рассказать, что и как развивается в этом секторе, какие существуют проблемы, направления деятельности, избегая примеров типа "а вот у нас в сотрудничестве с дистрибьютором N...". Какова разница в подходах отечественных и зарубежных производителей обучающего программного продукта? Мы стараемся действовать наверняка, производя то, что скорее всего будет востребовано рынком. Поскольку бизнес, связанный с разработкой образовательного программного обеспечения пока нерентабелен, приходится избегать новомодных, не "обкатанных" на рынке, течений, уделяя основное внимание тем решениям, которые пользуются стабильным успехом на Западе.
НЕМНОГО ИСТОРИИ...
Компания "Физикон" организована сотрудниками и выпускниками МФТИ, по сути, группой энтузиастов. В самом начале своей деятельности мы занимались в основном сценариями обучающего программного обеспечения. В это же время был выпущен такой продукт, как "Молекулярная физика на компьютере", то есть серьезный университетский курс, тяжелый, совершенно не рассчитанный на рыночный успех. Подобные программы достаточно сложно продать. Они нужны буквально единицам, подходы разных научных школ сильно различаются, а конкурентная борьба, подогреваемая системой грантов, не оставляет надежды продвинуть высокоинтеллектуальный товар. Да и престиж России в этой сфере оказался невысоким, где-то на одном уровне с Индией. Оказалось, для коммерческого успеха необходимо делать продукт несколько ниже того уровня, на котором мы могли и хотели бы работать. Следующий этап – начало разработки собственно программного продукта, ориентированного, в основном, на школы. К сотрудничеству были привлечены программисты, составившие основу целого коллектива. Как известно, программисты обычно не имеют разнообразных и всесторонних познаний в физике и математике. Здесь же сложилась уникальная ситуация: программы стали писать физтеховские специалисты, прекрасно владеющие этими дисциплинами. Первым результатом их совместной деятельности стала "Физика в картинках". К этому времени вызрела идея: образовательная программа по физике должна основываться на виртуальном моделировании реальных процессов, то есть представлять собой симулятор, кажется это слово уже прижилось в русском языке... Впрочем, для простоты можно назвать это компьютерным экспериментом. Производство такого программного продукта на Западе проблематично, так как необходимо привлекать к сотрудничеству профессуру, а западные профессора ни за что не станут работать на голом энтузиазме. Да и труд программистов недешево стоит... У нас же сложилась уникальная ситуация: в наличии оказалась целая бригада не очень меркантильных программистов, к тому же умеющих разговаривать с физиками на их родном языке. Так вот, силами этого коллектива и была создана первая программа, рассчитанная, как мы считали, на достаточно "продвинутых" школьников. Но оказалось, что и этот уровень совсем не школьный, скорее – колледжа. Нужно было еще несколько снизить его, но несмотря на это, использованная методика моделирования показалась удачной, и мы использовали ее в дальнейших разработках. Кроме того, наших партнеров подкупало то, что образовательный продукт оказался выполнен на уровне высоких технологий, чем не могут похвастать иностранные производители, использующие не очень сильную технологическую базу, например, МакромедиаДиректор(?). Бесспорно, это прекрасные средства для энциклопедий, мультимедийного контента, их используют серьезные игровые фирмы, но для моделирования они оказались совершенно непригодны. Мы перепробовали, наверное, все объектно-ориентированные технологии, доступные в то время (от ActiveX до Java) и сумели получить вполне приличные модели, имеющие два интерфейса - пользователя и преподавателя. Это оказалось важным для взаимодействия с различными партнерами. Сделать обучающий продукт, подходящий, например, для американских школ нереально, да и не нужно. Простой перевод хорошего учебника ничего хорошего не даст, слишком различаются программы обучения. В то же время созданные и отлаженные модели пользуются неплохим спросом. Такой не совсем обычный подход очень удобен и с точки зрения маркетинга: наших авторов хорошо знают в России, но за рубежом их фамилии не так известны. Поэтому если в качестве автора курса выступает хорошо известная на местном рынке фирма, а мы выступаем в качестве ее партнера, поставляющего модели-симуляции (мы предлагали Netscape plug-in'ы), коммерческий успех такого продукта значительно выше. Такая расстановка сил на рынке привела к тому, что в создаваемые нами образовательные продукты с самого начала строились по модульному принципу. Поэтому сейчас наша продукция предполагает использование наиболее открытых стандартов: HTML как носитель, браузер в качестве среды, и на этой основе – наши активные компоненты. Такое построение программного продукта мало напоминало наиболее распространенный подход, когда бралась мультимедиа-оболочка, в нее загружался текст, звук, видео и в результате получалось что угодно – от мультимедиа-энциклопедии до электронного лектория – только не программа, пригодная для преподавания естественнонаучных дисциплин. Мы не стали совершенствовать учебник, предложив иную концепцию – виртуализация объекта изучения.
ФИЗИКИ И ЛИРИКИ
В этом, вероятно заключается принципиальное различие в преподавании гуманитарных и естественных наук. Изучая историю, можно как угодно оценивать те или иные события, однако не в наших силах эти события изменить. Также мы не можем "проиграть" какую-либо историческую ситуацию, ожидая результатов, которые могли бы вызвать к себе серьезное отношение. История, как известно, не терпит сослагательного наклонения... То же можно сказать и о большинстве других гуманитарных дисциплин. Даже такая относительно гибкая наука как экономика не в состоянии предложить устойчивую парадигму, исходя из которой можно было бы построить симулятор, работа которого достаточно достоверно описывала бы реальность. Экономические игры – есть, и даже очень сложные, но это всего лишь игры. В то же время науки точные – математика, физика, химия – не располагают к простой демонстрации, преподавать их таким образом бессмысленно. Что делать в этом случае? Есть подход чисто программный. Для стереометрии это приводит к появлению программы, очень похожей на 3D Studio. Известен подобный продукт по физике, называется "Живая физика", предлагающий неплохой инструментарий, с тяжеловатым интерфейсом. Он позволяет успешно решать, например, термодинамические задачи. Подобные приложения существуют и для ряда других предметов, например, геометрии. Их сходство заключается в том, что сразу видно работу профессионального программиста, обладающего некоторыми познаниями в области предмета. Предлагается огромная линейка инструментов, для успешного использования которых просто необходимо прочесть солидный Manual, проливающий свет на то, как всем этим пользоваться. До сих пор подобные программы успешно производятся, использовать же их на практике подчас оказывается очень сложно. Проанализировав их плюсы и минусы, мы пришли к выводу, что перегруженный интерфейс – плохой подарок для детей, от него необходимо избавляться в первую очередь. В идеале он должен быть представлен пятью-шестью большими кнопками с предельно ясным предназначением. На Западе таких продуктов нет, обычно предлагается supertool – упомянутая панель со многими, часто непонятными, инструментами. Дело в том, что повальная мода на программы для дистанционного обучения заставляет разработчиков концентрировать внимание на создании универсальных оболочек, которые можно "набить" произвольным контентом, будь то курс истории либо теория электрических цепей. Оборотная сторона медали такой универсализации - перегруженный интерфейс, разобраться с которым сумеет лишь разработчик. Если попробовать общаться с таким программным продуктом, очень быстро приходишь к выводу, что он должен представлять собой законченное решение для какой-то конкретной области, не содержащее ничего лишнего. Мы попытались максимально упростить общение с программой, и это сделало нашу продукцию более привлекательной. С другой стороны, у нас наработано много моделей, а так же отлажена технология их производства. Опыт показал, что такой подход вполне себя оправдывает.
РЫНОК И САМОЛЮБИЕ
Теперь несколько слов о том, каковы перспективы отечественного продукта за рубежом. Если речь идет об энциклопедиях, то здесь ситуация неважная: такие программы либо существуют в избытке, либо не пользуются спросом. Также практически невозможно предложить какой-то учебный курс. Во-первых, развитые европейские страны имеют в области образования свои прочные традиции. Во-вторых, значительно отличается от российской сама цель образования – считается, что "у нас" обучают знаниям, "у них" – навыкам. Российские школьники должны усвоить, грубо говоря, теорию, западные – научиться решать конкретные виды задач. Другое дело – спрятав подальше амбиции пойти на сотрудничество с зарубежными партнерами. Чаще всего продукты, имеющие рыночный успех, создаются многими коллективами. Вероятно, можно просто перевести готовую программу на нужный язык и попытаться продать в таком виде. Но и тут возможны сложности. На Западе сложились три рынка – educational, customer и business/industry. Первый и последний практически недоступны, остается customer, или рынок развивающих программ. Здесь, к сожалению, выручить удастся лишь копейки, и даже при фантастически низком уровне российских зарплат производство программного продукта не окупит себя. Поэтому героическая самодеятельность за рубежом бесперспективна. Что-то похожее происходит и в России, с той разницей, что программные рынки educational и customer пока просто не сложились. Особенно это касается рынка educational продукции. Работа таких организаций, как Компьюлинк, ИстраСофт и подобных – во многом чистый энтузиазм. Еще один важный момент: несмотря на очень слабое развитие Интернета в России, сейчас происходит активный переход на интернет-технологии. CD ROM'ы, на которые у нас возлагалось столько надежд, уходят в прошлое, и этот процесс необратим. Положительные и отрицательные стороны упомянутых технологий, наверное, очевидны и разбирать их не стоит. Лучше уделить внимание тому, как разработчики-программисты видят современный процесс обучения при помощи компьютера. Если попытаться выделить наиболее важные компоненты обучающих программ, по крайней мере, в области естественных наук, то это будут: – тесты и задачи; – эксперимент (симуляция); – подача теории. Это разные стороны одного процесса, стоит убрать один из пунктов – и ценность обучающей программы сойдет почти на нет. Приятно отметить, что первую и вторую задачи можно успешно решать лишь при помощи компьютера. Напоследок хотелось бы заметить, что успешное развитие рынка образовательных продуктов во многом зависит от того, сколько внимания этой проблематике уделит государство. К сожалению, не только у нас, но и за рубежом эта деятельность не относится к особо рентабельным, однако вкладывание денег в образование сходно с инвестированием в человеческий капитал: это – построение ближайшего будущего.