В подмосковном Зеленограде прошел трехдневный семинар под названием "Влияние новых информационных технологий на управленческий процесс". Его организатором выступил Информационно-аналитический центр Московского комитета образования... Так стартовал первый в России проект по массовой компьютеризации детских дошкольных учреждений. О том, что это было за мероприятие и какие преобразования произойдут вслед за ним, мы попросили рассказать сотрудников центра.
Рассказывает В. Б. Яблонский, директор ИАЦ: Мы провели первый семинар для заведующих детскими дошкольными учреждениями с целью научить их основам работы на компьютере. Для этого был прочитан курс лекций, рассчитанный на будущего пользователя; кроме того, значительная часть времени была отведена для практических занятий. Был проведен "круглый стол", на котором обсуждались перспективы внедрения новых информационных технологий в систему образования и, в частности, в сферу управления образованием.
Информационно-аналитический центр был создан в 1993 году для построения информационной сети управления образованием в Москве. Иными словами, возникла необходимость перевода организации управленческой деятельности на качественно иной уровень работы, соответствующий мировым стандартам. К настоящему времени нами уже разработана общая концепция компьютеризации системы управления и воплощены в жизнь некоторые проекты комплексной автоматизации отдельных звеньев этой системы. Кроме того, мы взяли на себя труд по информационному обеспечению учреждений, для чего целый ряд организаций разрабатывает по нашему заказу различные программные средства.
Созданная центром модель отрабатывается на практике – в Зеленоградском учебном округе создана экспериментальная площадка "Информационное пространство столичного образования", позволившая школам города Зеленограда перейти на новую форму управления (см. "КвШ" № 3, 1998). А начиналось все так. В октябре 1996 года мы провели аналогичное мероприятие для директоров школ. Правда, тогда мы делали больший упор на психологическую подготовку: на семинаре очень подробно говорилось о том, почему не надо бояться компьютеризации. Мы считаем очень важным устранить психологический барьер, который возникает в сознании большинства людей старшего возраста при столкновении с компьютерными технологиями. Но, разумеется, мы не ограничились лишь рассказами о том, насколько широки возможности компьютера – наша аудитория получила представление о работе с конкретными программами и информационными ресурсами общемировой сети Интернет. Мы рассказали об удобной программе для подготовки и поддержки выступлений Microsoft PowerPoint, о других офисных программах. А самое главное, на суд профессиональной аудитории были вынесены информационные системы "Паспорт школ", "Руководящие кадры", "Сеть учреждений" и др., позволяющие управлению производить сбор, регистрацию и анализ информации. Все эти программы, разработанные нашими сотрудниками, успешно используются. Но в систему образования входят и детские дошкольные учреждения. Для них в нашем центре также разработана специальная автоматизированная информационная система "Дошкольное образовательное учреждение" (АИС ДОУ), которая и была представлена на семинаре.
Рассказывает О. С. Давыдов, разработчик АИС ДОУ: Предлагаемая система была разработана специально для упорядочения бумажной, рутинной работы администрации дошкольных учреждений. Благодаря ей заметно упрощается процесс подготовки сводных данных для проведения анализа и планирования деятельности, а также подготовка материалов для различных проверок и аттестации учреждения. Кроме того, централизованное хранение информации обеспечивает оперативный доступ к интересующим данным. Для удобства пользователей вся информация разбита на блоки: образовательно-воспитательный, медико-социальный, блок, содержащий общие сведения, а также блоки "Кадры" и "Учащиеся".
Система полностью автоматизирует следующие процессы:
– оформление детей при поступлении, переводе и выпуске;
– учет детей - кандидатов на поступление в детский сад;
– работа с личными делами воспитанников;
– заполнение карт индивидуального развития;
– подготовка формы статистической отчетности 85-К, в том числе и для пересылки в электронном виде;
– работа с личными делами сотрудников;
– перерасчет стажа сотрудников;
– формирование списка сотрудников при аттестации;
– формирование списка сотрудников на повышение квалификации; контроль вакансий.
Реализованы и другие задачи, решение которых необходимо для нормальной административной деятельности.
Рассказывает И. И. Минаева, сотрудник ИАЦ: Наш опыт показывает, что все это действительно необходимо. Во время семинара мы провели анкетирование участников и выяснили, что всего 4% опрошенных считают компьютеризацию не самой важной задачей детского дошкольного учреждения. При этом необходимо учитывать, что опрошенные – это женщины в возрасте от 40 до 60 лет, то есть как раз тот контингент лиц, в сознании которого наиболее ярко выражено неприятие компьютера и всего, что с ним связано. Поэтому столь значительным можно считать тот факт, что преобладающему числу участников компьютеризация представляется явлением полезным и нужным. Более того, на семинаре даже высказывались пожелания продолжить работу по изучению компьютера. Поэтому уже в апреле этого года мы проведем еще один семинар.
Замечания и предложения для сотрудников ИАЦ (из анкет).
"Продолжить семинар по обучению работе на компьютере, больше времени использовать для практических занятий" (Барабашина Светлана Николаевна, 39 лет, заведующая)
"Благодарю за действенную помощь в практике овладения программами компьютера всех сотрудников информационно-аналитического центра" (Киселева Людмила Владимировна, 51 год, заведующая)
"Благодарю вас за то, что помогли понять, какое чудо есть компьютер, и пробудить интерес к его изучению. Спасибо за благородный труд" (Старкова Маргарита Вячеславовна, 55 лет, заведующая)
В. Б. Яблонский: Мы продолжим работу по компьютеризации дошкольных учреждений. Уже сейчас в двух детских садах для опытной эксплуатации установлена наша автоматизированная информационная система. Нам нужно выяснить, каковы дополнительные информационные потребности детских образовательных учреждений по отношению к тем базовым модулям, которые уже реализованы. Затем предстоит систематизировать полученные сведения, сгруппировать детские сады по типам потребностей и, наконец, перейти к самому главному: запуску телекоммуникационного обмена информацией с дошкольными учреждениями. Все выходные формы АИС ДОУ будут передаваться через телекоммуникационную сеть в окружные управления. В дальнейшем будет разработана система интеграции нашей программы с информационными системами учебного округа и методическим центром. Предстоит подготовить методические разработки по использованию информационной системы для различных уровней управления образованием. После этого мы начнем внедрять эту информационную систему во всех образовательных учреждениях и окружных управлениях Зеленограда. Таковы наши планы на втором этапе эксперимента по информатизации окружного образовательного пространства.