Сергей Ершов

Иногда кажется, что это понятие вошло в русский язык одновременно с образом капитализма, обладающего человеческим лицом. Ничего подобного.. Стремясь обустроить свой собственный мирок, люди конкурировали между собой во все времена. Войны и олимпиады, отбор среди абитуриентов и соцсоревнование – это лишь разные способы выявления самого сильного, умного, достойного. Знакомство с предлагаемой центром тестирования "Гуманитарные технологии" системой "Телетестинг" с ее процентильной оценкой результатов наводит на мысль, что конкуренция среди школьников – не только серьезный инструмент для определения наиболее развитых и одаренных детей, но и способ увлечь ребенка учебой, помочь ему научиться работать "на результат".
О своем детище рассказывает Александр Георгиевич Шмелев, профессор МГУ, руководитель проекта "Телетестинг". КвШ: Какова краткая предыстория создания проекта?


КОНКУРЕНЦИЯ (позднелат. concurrentia, от concurrere сталкиваться), соперничество, соревнование людей, групп, организаций в достижении сходных целей, лучших результатов в определенной общественной сфере. Конкуренция – существенная черта различных видов деятельности, в которых происходит столкновение интересов (политика, экономика, наука, спорт и др.). Конкуренция получает широкое распространение после ликвидации наследственных, сословных привилегий и средневековых регламентаций, утверждения принципов демократии и рыночной экономики; вырабатываются нормы и правила конкуренции.

"Универсальная энциклопедия Кирилла и Мефодия"
(адрес сервера в сети Интернет www.km.ru).


Наше предприятие "Гуманитарные технологии" (Human Tecnologies) создано и работает на факультете психологии МГУ с 1985 года. С 1990 года мы приобрели статус самостоятельной организации, вошедшей впоследствии в структуру Научного парка МГУ. У нас есть опыт разработки и внедрения средств компьютерной психологической диагностики, проведения научно-практических семинаров, конференций, конкурсов. На нашем факультете давно и активно используются компьютеры, причем не только для обучения основам информатики или проведения статистических расчетов, но и для контроля знаний.
Исключение из процесса тестирования преподавателя, носителя субъективного начала, позволяет добиться весьма надежных и объективных результатов. Компьютер нельзя разжалобить, сбить с толку вызывающим видом, нельзя и разгневать. Процесс перестает напоминать "рулетку", известную многим по экзаменам, когда, в зависимости от настроения преподавателя или просто от погоды, одним ученикам достаются вопросы, не требующие особо глубоких познаний, а другим – вопросы "на засыпку".
Успешное использование компьютерного тестирования в студенческой среде дало нам определенную уверенность в нашем методе, и вскоре возникла идея распространить опыт компьютерного предметного тестирования на среднюю школу. В решении многих проблем нам помогли Виктор Антонович Садовничий, ректор МГУ, и Артем Соловейчик, главный редактор газеты "Первое сентября". Кстати, эта же газета стала нашим основным, и, до недавнего времени, единственным информационным партнером.
В последнее время к нам проявило интерес телевидение: был показан крошечный эпизод в программе "Сегоднячко", а в прошлом году - краткие репортажи на ТСН-ТВ6 и по каналу "Культура". Но давать широкую рекламу, тем более на телевидении, мы не в состоянии. КвШ: Так что же такое "Телетестинг"? Вначале немного о телетестинге, без кавычек. Это - особая технология дистанционного компьютерного тестирования с использованием сети Интернет, что, собственно, следует из ее названия. Она призвана обеспечить быстрое и широкое распространение качественных тестов, отвечающих международным научным стандартам. Используя эту методику, можно проводить профессиональное, психологическое и, разумеется, образовательное тестирование. Причем функции тестирования распределены между компьютером пользователя ("клиентом") и компьютером разработчика ("пользователем").
В зависимости от пропускной способности пользовательской линии возможно несколько вариантов совместной работы компьютеров. Если клиент обеспечен высокоскоростной линией, можно проводить тестирование в прямом диалоговом режиме (on-line). В случае использования сравнительно медленных телефонных сетей компьютер клиента работает в автономном режиме. В этом случае на компьютер пользователя может быть передана, например, наша программа "Телетест", которая проводит тестирование в режиме диалога и создает на диске файл-протокол. Далее протокол отсылается по электронной почте на сервер, где анализируется специальной программой, а файл с результатами возвращается клиенту в следующем сеансе обмена данными.
Один из способов реализации этой технологии – система "Телетестинг". Она включает в себя не только программу тестового диалога "Телетест", но и ряд других программ, обеспечивающих автоматизацию практически всех этапов подготовки, проведения и подведения итогов любого массового тестирования, в частности, ежегодно проводимой Олимпиады "Телетестинг". КвШ: А в чем заключаются особенности проведения такой олимпиады? На победу в Олимпиаде "Телетестинг" могут претендовать лишь те школьники, которые прошли своеобразное "многоборье": тестируемый должен выбрать не менее трех дисциплин из девяти предложенных. Этот выбор произволен – например, можно подобрать предметы таким образом, чтобы они соответствовали вступительным экзаменам на тот или иной факультет выбранного вуза. Баллы суммируются по трем наиболее удачно пройденным тестам, вне зависимости от того, какие предметы были выбраны, это позволяет награждать лучших вне зависимости от их специализации.
В прошлом году победителям было выплачено двадцать премий; кроме того, в финале были выплачены четыре утешительные премии. Все участники, получившие условные баллы "хорошо" и "отлично" (50% всех участников), а также все желающие, получили справки-сертификаты, удостоверяющие результаты, показанные при тестировании.
Эти документы, конечно, не являются достаточными для поступления в желаемый вуз без экзаменов, однако ряд институтов учитывает победные результаты. Кроме того, соотнеся полученные результаты с имеющейся у нас рейтинговой таблицей ряда российских вузов (она основана на среднем тестовом балле поступивших), можно оценить степень риска при поступления в один из них.
Еще один "плюс" подобного тестирования, не обязательно на уровне Олимпиады – возможность выявить склонности к той или иной дисциплине. Для этого достаточно пройти тестирование по нескольким предметам и сравнить результаты. КвШ: Что необходимо для того, чтобы стать участником "Телетестинга"? Во-первых, связаться с нами. Удобнее всего для этого использовать электронную почту. О своем желании стать пользователем системы "Телетестинг" можно сообщить прямо на WWW-страничку, зайдя в раздел "Контакты". Поскольку предприятие "Гуманитарные технологии" находится на самоокупаемости, предлагаемое тестирование не бесплатно. Для того, чтобы стать нашим пользователем, родителям школьника придется заплатить 15 рублей за каждый обрабатываемый протокол. Вторым обязательным условием подготовки к участию в "Телетестинге" является наличие компьютера (дома, у знакомых или в школе), имеющего выход в Интернет хотя бы на уровне электронной почты. Дома можно выполнять репетиционные тесты, а сами соревновательные тесты - только в специальных центрах, аккредитованных для проведения Олимпиады. КвШ: Расскажите нашим читателям о "географии" проекта. Большим заблуждением было бы считать "Телетестинг" программой, рассчитанной на московские школы. И среди тестируемых, и среди участников Олимпиады, москвичей не так уж много. Зато великолепные результаты демонстрируют ребята из Красноярского края, Архангельской и Магаданской областей, Приморья, Читы, Улан-Удэ, Иркутска, Норильска, да мало ли откуда еще… Практика показывает, что результаты зависят не от близости к Москве, а от наличия в городе центров, производящих интеллектуальную или высокотехнологичную продукцию – институтов (академических и образовательных), крупных научно-производственных предприятий и т. п.
Из Подмосковья и более отдаленных регионов России нашими частыми гостями стали ребята из Черноголовки, Дубны, Озерска, Соснового Бора, Протвино, Обнинска и Железногорска. Многие города не были упомянуты, так как в пределах журнальной статьи невозможно заниматься перечислением всех 58 городов и 67 центров. КвШ: Трудно рассчитывать на однозначно положительное отношение к такому подходу. За что вас ругают? Когда программа начала приобретать популярность и возникла "обратная связь", выяснилось, что далеко не все школьные преподаватели благосклонно восприняли "Телетестинг".
Первая претензия – "несправедливость подхода". Далеко не все российские семьи могут позволить себе покупку компьютера, тем более после событий августа прошлого года. Поэтому обязательная связь через Интернет иной раз воспринимается как условие, ограничивающее возможности талантливых, но малообеспеченных школьников. Однако подготовительные курсы, походы к репетиторам или, как минимум, поездка в крупный город на вступительные экзамены – тоже серьезное испытание для семейного бюджета. Кроме того, разве речь идет непременно о домашнем компьютере?
Многие школы, даже в провинции, успели обзавестись техникой, пускай не самой мощной. Наш опыт показывает, что на базе одной-единственной компьютеризованной школы можно организовать региональный центр, дающий возможность пройти тестирование всем желающим. Мы, в свою очередь, настаиваем на проведении компьютерного тестирования, так как считаем, что только современная технологическая база позволяет реализовать те задачи, которые стоят перед нами в области обеспечения надежно защищенного от подтасовок контроля знаний.
Представьте себе процесс обработки 8000 писем с анкетами (столько человек участвовало в "Телетестинге-98") – ввод данных, обсчет, распечатка результатов, рассылка писем участникам – и сразу станет ясно, что без компьютера стоимость тестирования возросла бы во много раз.
Другой источник недоразумений – жесткая фиксация программой времени выполнения заданий. Говорят: "Дети не успевают как следует подумать!". Ответ: лимит времени выбран не случайно. Во-первых, тест должен выявить, грубо говоря, содержимое памяти школьника, а не результативность вольного пересказа содержания доступных ему учебников. Во-вторых, на все задания ответить, не удастся, даже если значительно увеличить количество затрачиваемого времени – такова особенность метода. Все задания делятся на легкие (отвечает около 80% опрашиваемых), средние (50%) и трудные (не более 20% опрашиваемых). На все вопросы пока не удалось ответить никому (из 18 тысяч человек в ходе трех олимпиад!), так что не стоит огорчаться, если часть их останется без ответа. КвШ: Так что же, по-вашему, негативная реакция вызвана мифами и заблуждениями? К сожалению, вокруг компьютерного тестирования действительно ходит немало легенд. Самая неприятная из них – "тестовые задания может составить каждый преподаватель". Стоит, дескать, только захотеть и придумать задачи с ответами к ним, по четыре-пять штук ответов к каждой. Увы, работоспособность или, как это называют специалисты, валидность такого теста наверняка окажется очень низкой.
Практика показывает, что даже университетского, и уж никак не специализированного, образования недостаточно для составления тестовых заданий. Школьники очень быстро научатся обманывать преподавателя, использующего неграмотно составленный тест. Кстати, 95% российских граждан до сих пор знакомы с тестированием лишь на примере развлекательных словесных игрушек, публикуемых в средствах массовой информации вместе с кроссвордами и анекдотами. Отсюда – несерьезное отношение к тестированию.
Дети (да и большинство взрослых, кто помоложе) с интересом относятся к тестированию. Оно дает возможность контролировать прогресс (или регресс) в какой-то области, соотнести свои достижения с возможностями окружающих. Наконец, определить наиболее грамотных, знающих, способных. Это, безусловно, роднит его со спортом.
P.S. В этом году в "Телетестинге" появилось очень важное новшество. Теперь все обладатели баллов "Отлично" (это 10 процентов лучших по каждому предмету) получат по решению Министерства образования РФ сертификаты Централизованного тестирования. Это означает, что значительная часть лучших результатов в "Телетестинге" (около 1100 тестовых баллов) будут засчитываться в более чем сотне вузов страны в качестве вступительных экзаменов. Такое решение вопроса Министерством, как мы надеемся, повысит заинтересованность участников в следующих олимпиадах подобного рода, повысит массовость, еще более расширит географию. Лучшим 30 участникам в многоборье будут вручены наградные дипломы от МГУ им. М.В.Ломоносова и денежные премии (по 2 тысячи рублей) от газеты "Первое сентября".
Получить дополнительную информацию о деятельности центра "Гуманитарные технологии" можно по адресу: http://www.ht.ru