Антонова Т.С,
Харитонов А.Л.

Учеба, как всякая работа, содержит немало рутины, как для учителя, так и для учеников. Внедрение соревновательного момента (викторин, тестирования) способно растормошить класс, но без использования информационных технологий еще больше загружает учителя - ведь все эти листочки с результатами тестирования надо обработать…
Даже простые тестирующие программы способны помочь учителю провести контрольную, в которой почти не будет рутины, а заодно - и обид (в объективности программы ученики не сомневаются). Но стоит ли ради тестирования регулярно переносить предметный урок в компьютерный класс? На практике хлопот может получиться еще больше, чем с обработкой листочков… Преподавателю-предметнику пробиться в компьютерный класс трудно. Другое дело, когда программа автоматизирует не только контроль знаний, но и помогает учителю в изложении материала. В этом случае есть веское основание побороться за доступ к компьютерам.
09_01.JPG Наш мультимедийный учебник истории потому так и велик (он состоит из 4-х CD-ROM и брошюры), что одновременно является и тестирующей программой (каждый урок - параграф - заканчивается тестированием и выставлением оценки) и полным курсом мультимедийных лекций (более 24 академических часов чистого непрерывного звучания) и справочником, содержащим все вспомогательные материалы, необходимые для усвоения курса (более 700 персоналий; подробную хронологию; терминологический словарь; более 500 документов; более 70 звуковых документов). Учебник полностью основан на существующих школьных программах и ориентирован на учащихся трех возрастов (три уровня сложности): на 9-й класс; на 10-11-й классы; на абитуриентов исторических факультетов и студентов неисторических факультетов вузов.
Главное отличие нашего учебника от многих других изданий на CD-ROM – "тотальная мультимедийность". Примерно 95% основного учебного материала представлено не в виде "глазодробильного" гипертекста, а в виде ярких, богато иллюстрированных, эмоционально насыщенных (там, где это необходимо) мультимедийных лекций.
09_02.GIF Учебник может быть использован и дома (в качестве "программы-репетитора"), и на занятиях. В случае работы с обычной (персональной) версией программы каждый компьютер учебного класса должен быть оснащен CD-ROM дисководом и каждому учащемуся должен быть выдан отдельный комплект учебника. На практике это оказалось камнем преткновения - школы очень редко готовы закупить по учебнику на каждое рабочее место.
Данное обстоятельство подтолкнуло многих преподавателей к "изобретению" способа использования учебника, не предусмотренного его авторами. Эта форма напоминает некогда очень распространенные "киноуроки", только вместо кинопроектора кабинет истории оснащается одним мультимедийным компьютером с присоединенным к нему проектором.
Преподаватель демонстрирует мультимедийные лекции, периодически останавливая их и дополняя собственными комментариями. Богатый видеоряд учебника (более 6000 иллюстраций, более 30 анимированных карт, более двух часов озвученной кинохроники) не только успешно заменяет давно износившиеся традиционные наглядные пособия (карты и т.д.) но и обеспечивает "погружение" в изучаемую эпоху, более глубокое запоминание учебного материала через образное восприятие и эмоциональное воздействие. Резко возрастает при этом и интерес к предмету.
Недостатком данной формы работы является почти полная потеря соревновательного момента, трудность охвата всех учащихся системой сквозного автоматизированного контроля знаний, принудительный единый ритм работы для учащихся с различным уровнем подготовки и различными интересами. В ходе мультимедийных лекций программа периодически предлагает ознакомиться с тем или иным дополнительным материалом (персоналиями, определениями терминов, документами и т.д.). В режиме "киноурока" компьютером управляет преподаватель и именно он решает, какой дополнительный материал показывать классу, а какой – нет.
09_03.GIF В целом ряде школ по принципу "голь на выдумки хитра" преподаватели нашли и "суррогатную" замену дорогому мультимедийному проектору - они подсоединили TV-выход компьютера к крупногабаритному телевизору. Оказалось, что современные телевизоры имеют вполне приемлемое для разрешения 640 на 480 качество "картинки" да и их рабочий ресурс несравнимо выше (это важно при интенсивной работе).
При групповой работе в режиме "киноурока" преподаватель имеет возможность давать учебный материал в порядке, отличном от того, в котором он размещен в учебнике. Иногда преподаватель комментирует мультимедийную лекцию непосредственно по ее ходу, спорит с авторами учебника и т.д. Более того, он может использовать от лекции только иллюстративный ряд, полностью заменив голос диктора собственным комментарием (для этого достаточно понизить уровень звука).
По отзывам преподавателей, даже "телевизионная" форма использования учебника радикально облегчила их труд. В пензенской школе №68 (директор - Х.Г. Курмаев) был поставлен сравнительный эксперимент: один из девятых классов был переведен в 1-2 четвертях 1998/99 учебного года на описанную выше "частично компьютеризированную" форму обучения, а второй обучался как обычно. Все уроки велись в режиме "диалога-дискуссии" между мультимедийным учебником и преподавателем, для контроля знаний часть учеников (попарно) проходили тестирование, в то время как остальные опрашивались учителем. В конце второй четверти было установлено, что уровень знаний по курсу отечественной истории в "компьютеризированном" классе оказался намного выше, чем в контрольном.
Однако "штатная", форма использования нашего мультимедийного учебника в школе состоит в переносе урока истории в компьютерный класс. В этом случае каждый ученик работает с программой самостоятельно (в наушниках). Достоинством данного режима является возможность работать в удобном для ученика темпе, изучая только те дополнительные материалы, которые он выбирает сам (например, он не станет останавливать лекцию для просмотра определения уже знакомого ему термина). После автоматизированного контроля знаний ученик, если он недоволен своей оценкой, повторит только те подпараграфы, которые он не усвоил (с них программа снимет "галочки"). Преподаватель при этом контролирует работу группы и имеет возможность заниматься индивидуально с теми, кто в этом нуждается. Достоинством занятия в компьютерном классе является то, что у ученика нет никакой надежды, что "сегодня его не будут спрашивать, поскольку на прошлом занятии спросили". Контроль знаний и выставление оценки предусмотрены почти на каждом занятии (почти, так как есть несколько сдвоенных уроков с единым контролем в конце второго).
В последние годы появилось уже немало школ, в которых имеются сетевые мультимедийные классы. В таких школах были проведены эксперименты по работе с одной копией персональной версии мультимедийного учебника по сети. С юридической точки зрения это некорректно - персональная лицензия не предусматривает одновременную работу с нескольких компьютеров.
В результате экспериментов было установлено, что если 4 учащихся одновременно находятся в режиме прослушивания мультимедийных лекций, то из-за перегрузки локальной сети и дисковода CD-ROM периодически происходят "заикания" звукового сопровождения и возникает несинхронность иллюстративного ряда и звука. При еще большем числе учащихся сеть совсем "захлебывается". Таким образом, использование персональной версии мультимедийного учебника в сети оказалось не только некорректным с юридической точки зрения, но и затруднительным с технической.
09_04.JPG Для обеспечения легального и эффективного использования учебника в сетевых компьютерных классах разработана специальная сетевая версия. Она обеспечивает одновременную работу с одного CD-ROM до 23 учащихся. При этом цена сетевой версии лишь ненамного выше, чем персональной. Работая с главного компьютера, на котором имеется CD-ROM, преподаватель может перед занятиями выгрузить на компьютеры учеников часть материалов изучаемой темы, это снимает проблему перегрузки сети. В ходе занятий он может контролировать работу учащихся непосредственно со своего компьютера.
Сетевая версия учебника позволяет превратить каждый урок в увлекательное соревнование, своего рода "погоню за знаниями". Победители не только заканчивают работу раньше, чем "аутсайдеры", которых программа заставляет повторно прослушивать "заваленные" подпараграфы, но могут быть награждены "призом" - озвученным и иллюстрированным историческим анекдотом.
Помимо сетевой создана "открытая", профессиональная версия учебника. Она включает все возможности сетевой версии, но дополнительно позволяет преподавателю изменить структуру и содержание курса, включить в учебник свои методические наработки (иллюстрации, тесты), дополнить хронологию событиями истории своего региона, внести новые персоналии и т.д. При желании можно переозвучить и перемонтировать мультимедийные лекции на свой лад, то есть создать свой оригинальный учебник. Разумеется, профессиональная версия - намного более сложный инструмент, и она заслуживает самостоятельного рассмотрения.
В мультимедийный учебник периодически вносятся усовершенствования (и содержательные, и программно-методические). Все они могут быть присоединены к исходной версии. Обновление можно загрузить бесплатно с Web сайта www.history.ru. Справки по телефону: +7(095) 243-1989; E-mail: сlio@mail.ru.
Читатели КвШ имеют возможность заказать компьютерный учебник по льготной, сниженной на 30%, цене, - см. бланк заказа на последней странице журнала. Москвичи могут воспользоваться льготным бланком, не прибегая к услугам почты.
КОРОТКО ОБ АВТОРАХ:
Харитонов А.Л. - к.т.н., генеральный директор "КлиоСофт",
Антонова Т.С. - к.т.н., доцент зам. директора "КлиоСофт"